Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1521/2023 ~ М-1688/2023 от 12.12.2023

дело № 2а-1521/2023

<Номер>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Е., с участием помощника прокурора Удорского района Республики Коми Паршукова П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 28 декабря 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации, размещенной в сети Интернет

установил:

прокурор Удорского района обратился в суд с заявлением, в обоснование которого указал, что в ходе мониторинга и анализа размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира, размещение которой противоречит законодательству. В ходе проверки результатов поиска в сети Интернет были выявлены интернет-страницы, содержащие сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира. Юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» информации, способствующей совершению противоправных действий, преступлений. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной. Проверка и поиск интернет-ресурсов осуществлялись с использованием программы-браузера , входящей в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поисковой системы « », далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-ресурсов по ключевым словам набрано сочетание следующих слов: На основании изложенного прокурор просил суд признать к распространению на территории Российской Федерации информацию, размещенную в сети Интернет по адресу: - <Адрес>, на которой содержится текстовый файл - <Адрес>, на которой содержится текстовый файл и видеофайлы аналогичного содержания; <Адрес> на которой содержится текстовый файл « ».

Участвующий в деле прокурор заявленное требование и доводы в его обоснование полностью поддержал.

Заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по Республике Коми, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, своих представителей в судебное заседание не направило, в письменном заявлении просило о рассмотрении дела без участия их представителя, заявленные требования поддержало, возражений не имело.

Заслушав доводы прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

Порядок рассмотрения административных дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, установлен главой 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В силу статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, праве обратиться прокурор.

Согласно материалам дела, прокуратурой Удорского района осуществлен мониторинг и анализ размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира, размещение которой противоречит законодательству.

Проверка и поиск интернет-ресурсов осуществлялись с использованием программы-браузера , входящей в стандартный пакет программных компонентов операционных систем. В адресной строке браузера был введен адрес поисковой системы « », далее в отобразившемся окне в поле поиска интернет-ресурсов по ключевым словам набрано сочетание следующих слов:

В ходе проверки результатов поиска в сети Интернет были выявлены Интернет-страницы, содержащие сведения о деятельности, представляющей опасность для объектов животного мира: - <Адрес>, на которой содержится текстовый файл <Адрес>, на которой содержится текстовый файл и видеофайлы аналогичного содержания; <Адрес> на которой содержится текстовый файл

Посещение указанных страниц свободно для всех без исключения граждан, сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к его доступу по кругу лиц.

Размещение указанной информации противоречит требованиям закона.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1), каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

В развитие приведенных конституционных положений законодателем приняты Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О животном мире», а так же иные нормативно-правовые акты, которые определяют правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 24.04.1995№ 52-ФЗ (далее – Закон «О животном мире»), животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Закона «О животном мире», пользование животным миром осуществляется с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных.

Отношения в области охоты регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 209-ФЗ правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на ряде принципов, среди которых: обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия; использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными; определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов; платность пользования охотничьими ресурсами.

В соответствии с п. 5 Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 24.07.2020 № 477, которыми устанавливаются требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации (далее - Правила охоты) при осуществлении охоты охотник обязан соблюдать указанные Правила, в том числе обязан иметь при себе: охотничий билет; в случае осуществления охоты в общедоступных охотничьих угодьях разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное в установленном порядке; разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти или природоохранными учреждениями в установленном порядке; осуществлять охоту на территории и в пределах норм добычи охотничьих ресурсов, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.

Согласно п. 61 Правил охоты отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными.

В соответствии с п. 62.24 Правил охоты, при отлове и (или) отстреле охотничьих животных запрещается применение петель для добычи копытных животных и медведей.

В силу ст. 58 Федерального закона № 209-ФЗ, а так же согласно ст. 56 Федерального закона «О животном мире» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам и животному миру осуществляется на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при рассмотрении уголовных дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ под охотой понимается поиск, выслеживание преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.

Как указано выше, в ходе мониторинга интернет-ресурсов прокуратурой района выявлены интернет-страницы, содержащие материалы, противоречащие действующему законодательству об охране окружающей среды: изложен способ изготовления петель и их установки, являющейся запрещенным орудием и способом добычи объектов животного мира.

Сведения об осмотре указанных интернет-страниц отражены в акте от <Дата>. В силу п. 61, п. 62.24 Правил охоты, применение петель (капканов) имеет вредные последствия для окружающей среды, представляет опасность для охотничьих ресурсов и объектов животного мира, поскольку не отвечает требованиям о гуманном отлове диких животных. Применение указанного орудия добычи объектов животного мира может повлечь за собой как уголовную, так и административную ответственность.

Так, незаконная охота образует состав преступления, предусмотренный ст. 258 УК РФ.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает также административную ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения (статья 7.11 КоАП РФ); за нарушение правил охоты и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37 КоАП РФ).

Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации об установке петель на кабана и медведя, которая побуждает к совершению незаконной охоты, за осуществление которой законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от <Дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещена к распространению информация, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Учитывая изложенное, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

Согласно п. 13 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ, сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Иного, кроме судебного, порядка запрета доступа к информации, которая фактически является пропагандой совершения экологического правонарушения – незаконной охоты, не предусмотрено.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность, ограничения и запрета распространения информации через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность, в том числе, путем признания ее судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имен.

На момент проверки данные указатели страниц сайта, на которых размещена указанная информация, в Едином реестре доменных имен отсутствуют

Пунктом 3 ст. 17 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги по передаче информации, представленной другим лицом, при условии её передачи без изменений и исправлений либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

При этом, освобождение законом ответчика от гражданско-правовой ответственности как одной из форм государственного принуждения, состоящей во взыскании сумм с правонарушителей в пользу потерпевшего и направленной на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего, не исключает возможность применения к ответчику иных мер государственно-принудительного порядка, не обладающих признаками гражданско-правовой ответственности.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Формирование и ведение «Единого реестра доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <Номер> входит в компетенцию Управления Роскомнадзора по Республике Коми.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к интернет-страницам из списка, по мнению прокурора, необходимо ограничить.

Целью признания информации запрещенной к распространению на территории РФ является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной, поскольку она способствует совершению противоправных действий, запрещенных законом, и оказывает негативное воздействие на психологическое развитие людей, побуждает граждан нарушать требования природоохранного законодательства и осуществлять незаконную охоту, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушая публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, способствующей совершению противоправных действий, преступлений.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Согласно статье 265.5. КАС РФ в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Копии решения суда направляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Согласно статьям 37, 38 и 39 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, кроме прочего, прокурор. Под административным истцом понимается, в том числе, прокурор, обратившийся в суд для реализации возложенных на него публичных функций. Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

В соответствии со статьей 27 и статьей 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, нарушены права и свободы значительного числа граждан либо нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении №4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с указанным заявлением, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.

При установленных обстоятельствах и исследованных материалах дела, с учетом позиции Управления Роскомнадзора по Республике Коми и представленного акта об изготовлении скриншотов от <Дата>, административное исковое заявление прокурора суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 180 и 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1521/2023 ~ М-1688/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Удорского района Республики Коми
Другие
Роскомнадзор
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Жданов Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
uwsud--komi.sudrf.ru
12.12.2023Регистрация административного искового заявления
12.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2024Дело оформлено
08.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее