№2а-440/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 октября 2018 года город Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ооржака О.В., при секретаре Иргит Ч.Р., с участием представителя административного истца Хангаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» к Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» обратилась в суд административным иском (с учетом уточнения) к Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора, в обоснование иска указав, что 17 апреля 2018 года начальник отдела - старший судебный пристав ОСП по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва, ФИО5 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора № (далее - Постановление) о взыскании с должника - Администрации муниципального района «Улуг- Хемского кожууна Республики Тыва»(далее - Должник) исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, что составляет 50 000 в пользу взыскателя - МРИ ФНС №3 (далее - Взыскатель). В качестве основания вынесения указанного Постановления Начальник отдела - старший судебный пристав указывает, что Должником в установленный срок не исполнены требования, указанные в исполнительном листе № от ДД.ММ.ГГГГ Однако обжалуемое Постановление вынесено после принятия Решения «Об утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» №102 от 22.08.2017 г., а результаты проделанной работы размещены на соответствующих сайтах: ulughem17.ru - сайт Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун РТ», fgistp.economy.gov.ru - ФГИС ТП (Федеральная государственная информационная система территориального планирования при Министерстве Экономического развития Российской Федерации). Следовательно, свои обязательства Должника перед Взыскателем были исполнены. Просит освободить от уплаты исполнительского сбора, наложенного на Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» Постановлением № от 17.04.2018г.
В судебном заседании представитель административного истца Хангаев А.В., действующий на основании доверенности от 1 октября 2018 года, иск полностью поддержал по указанным в нем основаниям, также пояснил, что утверждении схемы территориального планирования муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва требовала проведение множества согласований с органами государственной власти, и поэтому было утверждено только 22 августа 2017 года
Представитель административного ответчика старший судебный пристав Сат А.С., в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без её участия, свое мнение оставляет на усмотрение суда.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
В силу части 2 статьи 358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 3 ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Федерального закона).
Частью 7 ст. 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В ходе судебного разбирательства установлено, решением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 06 августа 2014 года удовлетворены исковые требования прокурора Улуг-Хемского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва о соблюдении градостроительного законодательства о разработке и утверждении схемы территориального планирования Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва. Постановлено обязать администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва разработать и утвердить схему территориального планирования Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва в срок до 01 октября 2015 года.
На основании вышеуказанного решения 19 сентября 2014 года судебным приставом-исполнителем Улуг-Хемского РОСП УФССП России по Республике Тыва возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва». Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
13 января 2015 года между Администрацией муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» и ООО «Земля и город» заключен муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг №, предметом которого является выполнение работ по разработке схему территориального планирования Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва в срок 341 календарный день.
05 октября 2015 года Администрация муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» обратилось в Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Определением Улуг-Хемского районного суда Республики Тыва от 17 декабря 2015 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 06 августа 2014 года до 01 июня 2016 года.
22 августа 2017 года решением Хурала представителей муниципального района Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва №102 утверждена Схема территориального планирования муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», разработанный в соответствии с муниципальным контрактом № от 13.01.2015 г. ООО НИИ «Земля и город» (г.Нижний Новгород) сроком до 2035 года.
Из писем администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от 17.10.2016 г. №1312, от 08.03.2018 г. №596 адресованные в ОСП по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольским районам УФССП по РТ следует, что администрация информирует о принимаемых мерах и примерных сроках по исполнению решения суда.
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП России по Республике Тыва от 17 апреля 2018 года, взыскано с Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, и его взыскание производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях должника нарушений по исполнению требований исполнительного документа в пятидневный срок, с которыми законодательство связывает наложение на должника взыскания в виде исполнительского сбора, который по Постановлению КС Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П является санкцией за неисполнение исполнительного документа / мерой административной ответственности/ и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины нарушителя.
Судом установлено, что Администрацией муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» приняты все меры к исполнению указанного решения суда от 06 августа 2014 года, однако администрация не имела объективной возможности в пятидневный срок добровольно исполнить исполнительный документ, поскольку для исполнения решения суда потребовалось заключение муниципального контракта с подрядной организацией на сумму 1 178 000 рублей, срок исполнения контракта составлял 341 день, после разработки схемы территориального планирования потребовалось также получение согласования с органами государственной власти, то есть, отсутствуют виновные действия по неисполнению решения суда.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности с положениями приведенных норм действующего законодательства, суд усматривает основания для удовлетворения административного иска.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» к Отделу судебных приставов по Улуг-Хемскому и Чаа-Хольскому районам УФССП РФ по Республике Тыва, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от 19 сентября 2014 года, вынесенный на основании постановления от 17 апреля 2018 года №.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий О.В. Ооржак