Решение по делу № 2-2342/2015 от 27.05.2015

Дело № 2- 2342/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киров 24 июня 2015 года

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Костицыной О.М.,

при секретаре Пономаревой Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Департамента здравоохранения Кировской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

    Департамент здравоохранения Кировской области обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Кировской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указали, что постановлением судебного пристава- исполнителя от 05.05.2015 в рамках исполнительного производства № 68566/14/43001-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 17.06.2014 № ВС 012285469, выданного Лузским районным судом Кировской области, с Департамента здравоохранения Кировской области взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Решением Лузского районного суда Кировской области на Департамент здравоохранения Кировской области возложены обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований противопожарной безопасности, выявленных при проведении проверки КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» от 04.02.2014. Постановлением судебного пристава- исполнителя от 27.06.2014, полученного 04.07.2014, в отношении Департамента здравоохранения Кировской области возбуждено исполнительное производство и установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 календарных дней, соответственно срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа истек 11.07.2014, с учетом выходных дней. В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 16.04.2013 № 205/215 Департамент здравоохранения Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции. Деятельность Департамента финансируется за счет средств областного бюджета. Департаментом здравоохранения Кировской области письмом № 27487-41-01-02л от 10.07.2014 запрошены у Департамента финансов Кировской области дополнительные денежные средства в сумме 3 026, 3 тыс. руб. для исполнения решения Лузского районного суда на мероприятия по устранению требований пожарной безопасности в КОГБУЗ «Лузская ЦРБ», однако в выделении денежных средств было отказано. О невозможности исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, Департаментом здравоохранения Кировской области был уведомлен судебный пристав- исполнитель. В то же время КОГБУЗ «Лузская ЦПБ» является бюджетным учреждением, и в соответствии с законодательством и Уставом источниками формирования имущества и финансовых средств Учреждения являются, в том числе, средства от оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, размер которых за 2014 составил 6 367 624, 91 руб., за 5 месяцев 2015 – 3 056 956, 8 руб. Кроме того, КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326- ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества. Департаментом здравоохранения Кировской области неоднократно направлялись запросы в Департамент финансов Кировской области о выделении дополнительных бюджетных ассигнований, однако данные запросы оставлены без удовлетворения (письма от 05.08.2014 № 3141453-09-07-03л, от 03.04.2015 № 1304553-09-07-03л), в связи с дефицитом средств областного бюджета. Также указано, что определением Лузского районного суда Кировской области от 07.05.2015 Департаменту здравоохранения Кировской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 16.05.2014 до 01.10.2015. Принимая во внимание, что Департамент здравоохранения Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, деятельность Департамента финансируется из средств областного бюджета, иных источников дохода у Департамента не имеется, в действиях Департамента отсутствуют основания для наступления ответственности за нарушение обязательств, установленных главой 25 Гражданского кодекса РФ. Просили освободить Департамент здравоохранения Кировской области от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель Департамента здравоохранения Кировской области Коковихина Ю.Е. по доверенности исковые требования дополнила, просила освободить Департамент здравоохранения Кировской области от уплаты исполнительского сбора в связи с отсутствием вины в действиях Департамента в неисполнении требований исполнительного документа в пятидневный срок, либо уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя от 05.05.2015, в остальной части поддержала все изложенное в заявлении, дала аналогичные пояснения.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Кировской области Бронников С.А. по доверенности в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на заявление, согласно которому, учитывая длительность неисполнения решения суда и непринятие своевременных мер по исполнению судебного решения, а также, что истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых и возможных мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, просил в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно положениям статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника- индивидуального предпринимателя и пятидесяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина иди должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Из приведенных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, является по отношению к должнику санкцией штрафного характера и может применяться при наличии виновного противоправного бездействия со стороны должника в неисполнении решения суда.

Согласно Постановлению Конституционного суда №13-П от 30.07.2001г. основанием освобождения должника от уплаты исполнительского сбора являются чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 16.04.2013 № 205/215, Департамент здравоохранения Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции. Деятельность Департамента финансируется за счет средств областного бюджета.

В судебном заседании установлено, что решением Лузского районного суда Кировской области от 16.05.2014, вступившим в законную силу 17.06.2014., на Департамент здравоохранения Кировской области возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении проверки КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» 04.02.2014 (л.д. 10-16).

27.06.2014 судебным приставом- исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП по Кировской области на основании исполнительного листа, выданного Лузским районным судом Кировской области, об обязании Департамента здравоохранения Кировской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении проверки КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» 04.02.2014, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 68566/14/43001- ИП в отношении должника Департамента здравоохранения Кировской области (л.д. 17-18).

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя от 27.06.2014 должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа со дня получения настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Указанное постановление получено должником 04.07.2014 (пятница), то есть срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с 07.07.2014 по 11.07.2014 включительно.

В судебном заседании установлено, что в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа с 07.07.2014 по 11.07.2014 Департамент здравоохранения Кировской области требования исполнительного документа не исполнил.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа, 05.05.2015 судебным приставом- исполнителем МРО СП по ИОИП УФССП по Кировской области вынесено постановление о взыскании с должника Департамента здравоохранения Кировской области исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. 00 коп. (л.д. 32)

Установлено, что 10.07.2014, то есть в срок, предусмотренный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, Департамент здравоохранения Кировской области обратился к главе Департамента финансов Кировской области о выделении дополнительных денежных средств в сумме 3 026, 3 тыс. руб. для исполнения решения Лузского районного суда на мероприятия по устранению требований пожарной безопасности в КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» (л.д. 23).

Письмом № 3141453-09-07-03м от 05.08.2015 Департаментом финансов Кировской области в выделении денежных средств было отказано (л.д. 22).

Письмом от 14.07.2014 № 3184-41-01-03 Департамент здравоохранения Кировской области сообщил судебному приставу- исполнителю о невозможности исполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 21).

01.04.2015, то есть спустя 10 месяцев после вынесения решения суда, Департамент здравоохранения Кировской области повторно обратился к главе Департамента финансов Кировской области с просьбой предусмотреть при подготовке очередных изменений в закон об областном бюджете в текущем году дополнительное финансирование в размере 3 026, 3 тыс. руб. для исполнения решения Лузского районного суда (л.д. 20), однако в рассмотрении вопроса о предоставлении из областного бюджета средств на вышеуказанные цели было отказано в связи с отсутствием дополнительных доходных источников (л.д. 19, 31).

Только в мае 2015 Департамент здравоохранения Кировской области обратился в Лузский районный суд Кировской области с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда (л.д. 25-30).

Указанные действия Департамента здравоохранения Кировской области, по мнению суда, свидетельствуют о бездействии Департамента по исполнению решения Лузского районного суда Кировской области в течение длительного времени, т.к. в срок для добровольного исполнения Департамент здравоохранения обратился лишь с письмом в Департамент финансов Кировской области о выделении денежных средств для исполнения решения суда, каких либо –иных действий, направленных на исполнение решения суда предпринято не было (последующие письма, обращение в суд за отсрочкой были осуществлены Департаментом здравоохранения Кировской области спустя почти год после вынесения решения суда). До настоящего времени решение суда от 16.05.2014 не исполнено.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.

Таким образом, по смыслу данной статьи исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства» и предполагает соблюдение требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки. Невозможность исполнения решения суда, вступившего в законную силу, может быть обусловлена лишь объективными обстоятельствами, преодоление которых лицами, на которых решением суда наложены обязанности, не возможно.

В связи с вышеизложенным, доводы Департамента здравоохранения Кировской области об отсутствии средств нельзя признать обстоятельством, препятствующим исполнению решения суда, поскольку учет данного обстоятельства может многократно отдалять реальную защиту нарушенных прав и интересов взыскателя.

Доводы Департамента здравоохранения Кировской области о наличии у КОГБУЗ «Лузская ЦРБ» собственных средств, достаточных для устранения нарушений требований пожарной безопасности, отклоняются судом, как не имеющие правового значения при рассмотрении данного спора.

С учетом представленных доказательств, субъектного состава данных правоотношений, суд приходит в выводу, что Департамент здравоохранения Кировской области не предпринял меры, необходимые для исполнения судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, решение суда до настоящего времени не исполнено, в связи с чем, на Департамент здравоохранения Кировской области должна быть возложена ответственность за неисполнение решения суда в установленные срок в виде исполнительского сбора.

На основании вышеизложенного, а также с учетом того обстоятельства, что Департаментом здравоохранения Кировской области не представлено ни одного допустимого и относимого доказательства, подтверждающего чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления Департамента здравоохранения Кировской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Вместе с тем, поскольку в силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, принимая во внимание изложенные доводы должника, в том числе и об отсутствии бюджетных денежных средств для исполнения решения суда, дефицит областного бюджета, отсутствие иных источников дохода, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора, считая необходимым уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя МРО СП по ИОИП УФССП по Кировской области от 05.05.2015 по исполнительному производству № 68566/14/43001- ИП на одну четверть, то есть до 37 500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Департамента здравоохранения Кировской области удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава - исполнителя МРО СП по ИОИП УФССП по Кировской области от 05.05.2015 по исполнительному производству № 68566/14/43001- ИП на одну четверть, то есть до 37 500 руб., в удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                              О.М. Костицына

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2015

2-2342/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Департамент здравоохранения Кировской области
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Кировской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Дело на странице суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
27.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2015Передача материалов судье
01.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2015Судебное заседание
29.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2015Дело оформлено
24.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее