Решение по делу № 2а-5289/2019 ~ М-3965/2019 от 15.07.2019

УИД

Дело № 2а-5289/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    06 ноября 2019 года    г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Еремеева О.И.,

при секретаре Брандте Н.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Якимова В.В. к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании незаконным кадастрового учета объекта недвижимости.

В судебном заседании приняли участие:

административный истец – Якимов В.В.,

представитель административного ответчика (Управления Росреестра по Сахалинской области) – Соколов Е.А.,

представитель заинтересованного лица (ФГБУ «ФКП Росреестра») – Бакунова А.В.,

представитель заинтересованного лица (Администрации города Южно-Сахалинск) – Конищева О.В.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

Якимов В.В. (далее также – истец) обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Сахалинской области, в обоснование указав следующее. Истец является собственником жилого помещения с кадастровым номером (ранее - общежитие). Собственником соседнего жилого помещения с кадастровым номером (далее – спорное жилое помещение) является К. Н.М. Истец не имеет возможности пользоваться территорией общего пользования (туалетом) находящимся на первом этаже жилого дома, в котором расположены как жилое помещение, принадлежащее истцу, так и спорное жилое помещение, ввиду того, территория общего пользования, в составе жилого помещения с кадастровым номером , приватизирована К. Н.М. Факт постановки на государственный кадастровый учет жилого помещения с кадастровым номером в составе, в том числе, помещения территории общего пользования (туалета), по мнению истца, нарушает его право, как собственника жилого помещения с кадастровым номером , пользоваться принадлежащей, в том числе ему, территорией общего пользования (туалетом). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о признании незаконным кадастрового учета объекта недвижимости – комнаты <адрес>.

Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На вопрос суда показал, что пользоваться спорным помещением (туалетом) он не имел возможности с 2011 года, поскольку указанное помещение всегда было закрыто.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд.

Бакунова А.В. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.

Конищева О.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась за необоснованностью.

Заинтересованное лицо (К. Н.М.) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частями 1 и 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции на момент внесения сведений о спорном жилом помещении в ГКН) установлено следующее.

Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1, пунктами 5, 8 и 12 которого (в редакции на момент внесения сведений о спорном жилом помещении в ГКН) установлено следующее.

Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - организации технической инвентаризации).

Орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта (далее - перечень объектов).

Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.

При таких обстоятельствах, на органы кадастрового учета была возложена обязанность внести в ГКН сведения о ранее учтенных объектах недвижимости на основании технической документации, предоставленной органами БТИ.

Из материалов дела усматривается, что в рамках реализации приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1, Сахалинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в пользу ФГБУ «ФКП Росреестра» передана вся документация, в том числе и технический паспорт в отношении жилого дома, в котором находится спорные жилые помещения, что подтверждается кадастровым делом и находящимся в его составе техническим паспортом от 27.10.2011 г.

Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (в редакции на момент постановки спорного жилого помещения на кадастровый учет), с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 указанного Федерального закона, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением, необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 16 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

Из материалов кадастрового дела усматривается, что по договору от 05.02.2014 г. в пользу К. Н.М. бесплатно в собственность предоставлено спорное жилое помещение в составе двух комнат, а 18.02.2014 г. в орган кадастрового учета обратился в порядке пункта 2 статьи 20 и пункта 1.1 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ – кадастровый инженер (как лицо, осуществляющее кадастровые работы) с заявлением о постановке спорного жилого помещения, в составе двух комнат, на государственный кадастровый учет, при этом приложив Кадастровый паспорт спорного жилого помещения от 18.02.2014 г. , на основании чего органом кадастрового учета 18.02.2014 г принято решение о постановке на государственный кадастровый учет.

Постановка на государственный кадастровый учет произведена 18.02.2014 г., то есть после заключения договора о передаче спорного жилого помещения в собственность К. Н.М. (после 05.02.2014 г.).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановка спорного жилого помещения на кадастровый учет произведена с соблюдением процедуры и в отсутствие нарушений прав и законных интересов истца, что является основанием к отказу истцу в удовлетворении требований.

Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Изложенное свидетельствует о том, что сам по себе государственный кадастровый учет не порождает у К. Н.М. право собственности в отношении спорного жилого помещения, как не создает и у истца каких-либо ограничений, в связи с чем, в силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, у истца отсутствуют какие-либо права и законные интересы, которые нарушаются при постановке спорного помещения на государственный кадастровый учет.

Поскольку, как установлено судом, у истца отсутствуют нарушенные постановкой на государственный кадастровый учет спорного жилого помещения права, свободы и законные интересы, подлежащие защите, постольку суд так же не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Кроме того, решением Южно-Сахалинского городского суда от 13.05.2019 г. по делу по иску Якимова В.В. к К. Н.М. о признании незаконными перепланировки и переустройства спорного жилого помещения, признании незаконной приватизации части жилого помещения, установлено следующее.

Требования о признании незаконной перепланировки, выразившуюся в присоединении к комнате номер площадью 17,1 кв.м мест общего пользования, поименнованных в техническом паспорте от 1992 года как комната - туалет площадью 3,1 кв.м, техпаспорт 2011 года комната кухня площадью 3,1 кв.м, по мнению суда не обоснованы и подлежат отклонению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее общее имущество в коммунальной квартире). Таким образом, к общему имуществу в коммунальной квартире относятся кухня, ванная комната, коридор и т.д., поскольку данные помещения используются для обслуживания более одной комнаты. Согласно техническому паспорту 1999 года помещение (жилая комната) общей площадью 16,1 кв.м расположенная на 1-ом этаже дома <адрес> г. Южно-Сахалинск имеет выход в общий коридор, помещение (туалет) расположено рядом с помещением перпендикулярно ему, огорожено стеной, имеет вход из помещения (коридор). В 2004 году на основании ордера , выданного Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, К. Н.М. и членами ее семьи предоставлена комната размером 17,1 кв.м. в доме <адрес>. 01 марта 2013 года между администрацией г. Южно-Сахалинска и К. Н.М. заключен договор социального найма жилого помещения (квартиры) состоящего из 1–ой комнаты, находящейся в муниципальной собственности, жилой площадью 17,1 кв.м по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <адрес> для проживания в ней.

Согласно техническому паспорту здания общежития, расположенного по ул. <адрес> г. Южно-Сахалинска, по состоянию на 27 октября 2011 года, из помещения (ранее помещение , ныне жилая комната) в помещение (ранее помещение , ныне кухня) оборудован вход, а месте ранее существующего входа в помещение (ранее помещение ) из коридора (ранее помещение ) создана стена.

На основании распоряжения вице-мэра г. Южно-Сахалинска по градостроительству от 29.10.2013 года № 315-р помещениям общей площадью 20,2 кв.м. присвоен . 05 февраля 2014 года администрацией г. Южно-Сахалинска заключен договор о передаче жилого помещения – комнаты в доме <адрес> г. Южно-Сахалинска общей площадью 20,2 кв.м в собственность К..

Договор зарегистрирован постановлением администрации г. Южно-Сахалинска № 164-па от 31.01.2014 года, сведения о переходе права собственности внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 апреля 2014 года, котором также имеются сведения о площади комнаты как равной 20,2 кв.м кадастровым номером объекта недвижимости . В материалах дела имеется технический план помещения, в котором содержатся конструктивные особенности указанного помещения, состоящего из помещений, обозначенных в техническом паспорте под .

    Следовательно, на момент предъявления иска помещение ранее помещение с теми уникальными характеристиками, сведения о которых содержит технический паспорт 1999 года, отсутствует и является частью комнаты в доме <адрес> в г. Южно-Сахалинске, в связи с чем оно не может быть отнесена к общему имуществу в коммунальной квартире и, Якимов В.В. не вправе требовать от К. Н.М. приведения помещения в первоначальное положение путем восстановления стены.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, ранее указанное здание являлось общежитием, согласно данных технического паспорта на 1992 год, помещение представляло собой туалет, что подтверждается материалами дела.

Как следует из кадастрового паспорта на помещение по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <адрес>, к настоящему времени помещение является частью комнаты .

Доказательств того, что жилое помещение - туалет было присоединено к комнате в установленном законом порядке, стороной ответчика не представлено.

В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о признании незаконной перепланировку, выразившуюся в присоединении к комнате 4 площадью 17,1 кв.м мест общего пользования ( поименованной в техническом паспорте от 1992 года как комната – туалет площадью 3,1 кв.м, в техпаспорте 2011 года – как комната – кухня площадью 3,1 кв.м., и об обязанности привести в первоначальное положение места общего пользования соответствующее поэтажному плану.

Изложенные в указанном решении суда от 13.05.2019 г. по делу выводы - стороной истца, в настоящем деле, не опровергнуты и подтверждаются также выводами, содержащимися в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 03.08.2017 г. по делу (в отношении спорного жилого помещения), в связи с чем у суда отсутствуют основания полагать, что оспариваемая часть спорного жилого помещения являлась территорией общего пользования на момент приватизации К. Н.М. квартиры.

Доводы представителя ответчика о пропуске истцом трехмесячного срака для обращения в суд с требованиями о признании незаконным кадастрового учета, суд находит не обоснованными, поскольку, согласно протоколу судебного заседания от 13.05.2019 г. по делу г., о кадастровом учете спорного жилого помещения истцу стало известно 13.05.2019 г. (при оглашении материалов дела с составе которых оглашен кадастровый паспорт), а в суд с рассматриваемым в настоящее время административным иском истец обратился 12.07.2019 г., то есть в пределах трехмесячного срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Якимова В.В. к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании незаконным кадастрового учета объекта недвижимости – комнаты <адрес>, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение тридцати дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Председательствующий судья    О.И. Еремеев

    Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

    Председательствующий судья    О.И. Еремеев

2а-5289/2019 ~ М-3965/2019

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Якимов Владимир Васильевич
Ответчики
Управление Росреестра по Сахалинской области
Суд
Южно-Сахалинский городской суд
Судья
Еремеев Олег Игоревич
15.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
15.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
19.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.07.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2019[Адм.] Судебное заседание
06.11.2019[Адм.] Судебное заседание
15.11.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее