УИД №
Дело № 2а-5289/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 ноября 2019 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Еремеева О.И.,
при секретаре Брандте Н.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Якимова В.В. к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании незаконным кадастрового учета объекта недвижимости.
В судебном заседании приняли участие:
административный истец – Якимов В.В.,
представитель административного ответчика (Управления Росреестра по Сахалинской области) – Соколов Е.А.,
представитель заинтересованного лица (ФГБУ «ФКП Росреестра») – Бакунова А.В.,
представитель заинтересованного лица (Администрации города Южно-Сахалинск) – Конищева О.В.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд
УСТАНОВИЛ:
Якимов В.В. (далее также – истец) обратился в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Сахалинской области, в обоснование указав следующее. Истец является собственником жилого помещения с кадастровым номером № (ранее - общежитие). Собственником соседнего жилого помещения с кадастровым номером № (далее – спорное жилое помещение) является К. Н.М. Истец не имеет возможности пользоваться территорией общего пользования (туалетом) находящимся на первом этаже жилого дома, в котором расположены как жилое помещение, принадлежащее истцу, так и спорное жилое помещение, ввиду того, территория общего пользования, в составе жилого помещения с кадастровым номером №, приватизирована К. Н.М. Факт постановки на государственный кадастровый учет жилого помещения с кадастровым номером № в составе, в том числе, помещения территории общего пользования (туалета), по мнению истца, нарушает его право, как собственника жилого помещения с кадастровым номером №, пользоваться принадлежащей, в том числе ему, территорией общего пользования (туалетом). Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском о признании незаконным кадастрового учета объекта недвижимости – комнаты <адрес>.
Истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. На вопрос суда показал, что пользоваться спорным помещением (туалетом) он не имел возможности с 2011 года, поскольку указанное помещение всегда было закрыто.
Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, заявил о пропуске истцом срока для обращения в суд.
Бакунова А.В. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве.
Конищева О.В. в судебном заседании с требованиями не согласилась за необоснованностью.
Заинтересованное лицо (К. Н.М.) в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частями 1 и 3 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции на момент внесения сведений о спорном жилом помещении в ГКН) установлено следующее.
Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1, пунктами 5, 8 и 12 которого (в редакции на момент внесения сведений о спорном жилом помещении в ГКН) установлено следующее.
Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - объекты технического учета), хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (далее - организации технической инвентаризации).
Орган кадастрового учета в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета направляет в организацию технической инвентаризации письменный запрос о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта (далее - перечень объектов).
Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
При таких обстоятельствах, на органы кадастрового учета была возложена обязанность внести в ГКН сведения о ранее учтенных объектах недвижимости на основании технической документации, предоставленной органами БТИ.
Из материалов дела усматривается, что в рамках реализации приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 г. № 1, Сахалинским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в пользу ФГБУ «ФКП Росреестра» передана вся документация, в том числе и технический паспорт в отношении жилого дома, в котором находится спорные жилые помещения, что подтверждается кадастровым делом и находящимся в его составе техническим паспортом от 27.10.2011 г.
Согласно пункту 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ (в редакции на момент постановки спорного жилого помещения на кадастровый учет), с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 указанного Федерального закона, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением, необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 16 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Из материалов кадастрового дела усматривается, что по договору от 05.02.2014 г. в пользу К. Н.М. бесплатно в собственность предоставлено спорное жилое помещение в составе двух комнат, а 18.02.2014 г. в орган кадастрового учета обратился в порядке пункта 2 статьи 20 и пункта 1.1 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ – кадастровый инженер (как лицо, осуществляющее кадастровые работы) с заявлением о постановке спорного жилого помещения, в составе двух комнат, на государственный кадастровый учет, при этом приложив Кадастровый паспорт спорного жилого помещения от 18.02.2014 г. №, на основании чего органом кадастрового учета 18.02.2014 г принято решение № о постановке на государственный кадастровый учет.
Постановка на государственный кадастровый учет произведена 18.02.2014 г., то есть после заключения договора о передаче спорного жилого помещения в собственность К. Н.М. (после 05.02.2014 г.).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановка спорного жилого помещения на кадастровый учет произведена с соблюдением процедуры и в отсутствие нарушений прав и законных интересов истца, что является основанием к отказу истцу в удовлетворении требований.
Суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Изложенное свидетельствует о том, что сам по себе государственный кадастровый учет не порождает у К. Н.М. право собственности в отношении спорного жилого помещения, как не создает и у истца каких-либо ограничений, в связи с чем, в силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, у истца отсутствуют какие-либо права и законные интересы, которые нарушаются при постановке спорного помещения на государственный кадастровый учет.
Поскольку, как установлено судом, у истца отсутствуют нарушенные постановкой на государственный кадастровый учет спорного жилого помещения права, свободы и законные интересы, подлежащие защите, постольку суд так же не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.
Кроме того, решением Южно-Сахалинского городского суда от 13.05.2019 г. по делу № по иску Якимова В.В. к К. Н.М. о признании незаконными перепланировки и переустройства спорного жилого помещения, признании незаконной приватизации части жилого помещения, установлено следующее.
Требования о признании незаконной перепланировки, выразившуюся в присоединении к комнате номер № площадью 17,1 кв.м мест общего пользования, поименнованных в техническом паспорте от 1992 года как комната № - туалет площадью 3,1 кв.м, техпаспорт 2011 года комната № кухня площадью 3,1 кв.м, по мнению суда не обоснованы и подлежат отклонению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.41 ЖК РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежит на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (далее общее имущество в коммунальной квартире). Таким образом, к общему имуществу в коммунальной квартире относятся кухня, ванная комната, коридор и т.д., поскольку данные помещения используются для обслуживания более одной комнаты. Согласно техническому паспорту 1999 года помещение № (жилая комната) общей площадью 16,1 кв.м расположенная на 1-ом этаже дома <адрес> г. Южно-Сахалинск имеет выход в общий коридор, помещение №(туалет) расположено рядом с помещением № перпендикулярно ему, огорожено стеной, имеет вход из помещения № (коридор). В 2004 году на основании ордера №, выданного Южно-Сахалинской ТЭЦ-1, К. Н.М. и членами ее семьи предоставлена комната № размером 17,1 кв.м. в доме <адрес>. 01 марта 2013 года между администрацией г. Южно-Сахалинска и К. Н.М. заключен договор социального найма жилого помещения (квартиры) состоящего из 1–ой комнаты, находящейся в муниципальной собственности, жилой площадью 17,1 кв.м по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <адрес> для проживания в ней.
Согласно техническому паспорту здания общежития, расположенного по ул. <адрес> г. Южно-Сахалинска, по состоянию на 27 октября 2011 года, из помещения № (ранее помещение №, ныне жилая комната) в помещение № (ранее помещение №, ныне кухня) оборудован вход, а месте ранее существующего входа в помещение № (ранее помещение №) из коридора (ранее помещение №) создана стена.
На основании распоряжения вице-мэра г. Южно-Сахалинска по градостроительству от 29.10.2013 года № 315-р помещениям № общей площадью 20,2 кв.м. присвоен №. 05 февраля 2014 года администрацией г. Южно-Сахалинска заключен договор о передаче жилого помещения – комнаты № в доме <адрес> г. Южно-Сахалинска общей площадью 20,2 кв.м в собственность К..
Договор зарегистрирован постановлением администрации г. Южно-Сахалинска № 164-па от 31.01.2014 года, сведения о переходе права собственности внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 апреля 2014 года, котором также имеются сведения о площади комнаты № как равной 20,2 кв.м кадастровым номером объекта недвижимости №. В материалах дела имеется технический план помещения, в котором содержатся конструктивные особенности указанного помещения, состоящего из помещений, обозначенных в техническом паспорте под №.
Следовательно, на момент предъявления иска помещение № ранее помещение № с теми уникальными характеристиками, сведения о которых содержит технический паспорт 1999 года, отсутствует и является частью комнаты № в доме <адрес> в г. Южно-Сахалинске, в связи с чем оно не может быть отнесена к общему имуществу в коммунальной квартире и, Якимов В.В. не вправе требовать от К. Н.М. приведения помещения в первоначальное положение путем восстановления стены.
Как следует из материалов дела, пояснений сторон, ранее указанное здание являлось общежитием, согласно данных технического паспорта на 1992 год, помещение № представляло собой туалет, что подтверждается материалами дела.
Как следует из кадастрового паспорта на помещение по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. <адрес>, к настоящему времени помещение № является частью комнаты №.
Доказательств того, что жилое помещение № - туалет было присоединено к комнате № в установленном законом порядке, стороной ответчика не представлено.
В связи с чем, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о признании незаконной перепланировку, выразившуюся в присоединении к комнате 4 площадью 17,1 кв.м мест общего пользования ( поименованной в техническом паспорте от 1992 года как комната № – туалет площадью 3,1 кв.м, в техпаспорте 2011 года – как комната № – кухня площадью 3,1 кв.м., и об обязанности привести в первоначальное положение места общего пользования соответствующее поэтажному плану.
Изложенные в указанном решении суда от 13.05.2019 г. по делу № выводы - стороной истца, в настоящем деле, не опровергнуты и подтверждаются также выводами, содержащимися в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 03.08.2017 г. по делу № (в отношении спорного жилого помещения), в связи с чем у суда отсутствуют основания полагать, что оспариваемая часть спорного жилого помещения являлась территорией общего пользования на момент приватизации К. Н.М. квартиры.
Доводы представителя ответчика о пропуске истцом трехмесячного срака для обращения в суд с требованиями о признании незаконным кадастрового учета, суд находит не обоснованными, поскольку, согласно протоколу судебного заседания от 13.05.2019 г. по делу № г., о кадастровом учете спорного жилого помещения истцу стало известно 13.05.2019 г. (при оглашении материалов дела с составе которых оглашен кадастровый паспорт), а в суд с рассматриваемым в настоящее время административным иском истец обратился 12.07.2019 г., то есть в пределах трехмесячного срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Якимова В.В. к Управлению Росреестра по Сахалинской области о признании незаконным кадастрового учета объекта недвижимости – комнаты <адрес>, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение тридцати дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий судья О.И. Еремеев
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья О.И. Еремеев