Дело № 2а-2070/2024
24RS0013-01-2024-001043-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2024 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Демидовой В.В.
при секретаре Осяниной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова Виктора Валерьевича к ИУФИЦ при ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Третьяков В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИУФИЦ при ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действия по принуждению его к уборке санузла и работам по благоустройству территории более установленного времени. Требования мотивировал тем, что отбывает наказание в виде принудительных работ в ИУФИЦ при ИК 7. 17.02.2024 врио начальника ИУФИЦ обязал его к уборке санузла согласно графику по благоустройству территории ИУФИЦ, что является обязанностью уборщиков. Поскольку не умеет разводить дезрастворы в виде «доместоса», ему обожгло кожу рук, от запаха хлора болела голова. Кроме того, 15.02.2024 дежурил в комнате №2, что повлекло его участие без оплаты труда в работах по благоустройству более двух часов в неделю в нарушение требований ст. 60.4 УИК. Просил признать незаконными действия административного ответчика к понуждению его к уборке санузла, признать незаконными действия по принуждению к работе по благоустройству более двух часов в неделю.
Судом к участию в деле административными соответчиками привлечены ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ГУФСИН России по Красноярскому краю.
В судебном заседании административный истец Третьяков В.В. заявленные требования поддержал. Пояснил, что административный ответчик нарушил п. г ст. 60.4 УИК, поскольку он по графикам в течение одной недели производил уборку санузла продолжительностью два часа 17.02.2024, что входит в обязанность уборщиков, в ту же неделю по графику производил влажную уборку спального помещения №2, что в общей сложности превысило 2 часа. Уборку санузла производил чистящим средством «доместос» в перчатках, которые порвал, средство повредило кожу на руках, от запаха хлора болела голова.
Представитель административных ответчиков Москалева И.А. (доверенность, диплом) в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что уборка помещений в зданиях исправительного центра и его территории в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю предусмотрена п. 8.7 ПВР ИУФИЦ и п. г ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ. В соответствии с п. 8.13 ПВР осужденные обязаны содержать помещения, в которых проживают, в чистоте и порядке. Указанные в п. 8.7, п. 8.13 ПВР обязанности являются самостоятельными и не должны суммироваться. Очередность выполнения работ подтверждается графиком дежурств в спальном помещении- 15.02.2024 и графиком по благоустройству территории ИУФИЦ-17.02.2024. данный график администрацией соблюден. Специальных познаний в использовании «доместос» не требуется, поскольку это средство продается в свободном доступе в торговых точках, инструкция по его применению указана на упаковке. Ссылка Третьякова В.В. на санитарные правила устройства, оборудование и содержание общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и ПТУ не обоснована, поскольку указанные правила не применяются к исправительным учреждениям.
Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отказе Третьякову В.В. в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Судом установлено, что Третьяков В.В. в феврале 2024г. отбывал наказание в виде принудительных работ в ИУФИЦ при ИК 7.
Согласно графику Третьяков В.В. осуществлял дежурство в спальном помещении № 2 1,8,15,22 и 29 февраля 2024 года.
По графику Третьяков В.В. привлечен к работам без оплаты труда в соответствии со ст. 60.4 УИК РФ, п. 8.7 ПВР 3,10,17 и 24 февраля 2024 года.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признании решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Исходя из части 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 3 статьи 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
В силу ст. 11 УИК РФ осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Положениями п. 8 Приложения 3 Приказа Минюста России от 04.07.2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы" осужденные к принудительным работам обязаны: выполнять требования законодательства Российской Федерации и настоящих Правил; соблюдать распорядок дня осужденных к принудительным работам и правила проживания в ИЦ, установленные для осужденных к принудительным работам настоящими Правилами; работать в местах, определенных администрацией ИЦ; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству, в том числе уборке, помещений в зданиях ИЦ и его территории в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.
Ст. 60.4 УИК РФ предусмотрено, что осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что уборка помещений в зданиях исправительного центра и его территории в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов неделю предусмотрена п. г ч. 2 ст. 60.4 УИК РФ и п. 8.7 ПВР ИУФИ. Обязанность к выполнению данных работ Третьяковым В.В. 17.02.2024 установлена графиком дежурств (л.д.6).
В соответствии с п. 8.13 ПВР осужденные обязаны соблюдать требования санитарии и гигиены, содержать одежду, постельные принадлежности (простыни, наволочку, полотенца) и мягкий инвентарь (матрац, подушку, одеяло), помещения общежитий, помещений и некапитальных строений, сооружений, соответствующих установленным для жилых помещений требованиям и территорию ИЦ в чистоте и порядке, иметь опрятный внешний вид. Очередность соблюдения данного требования ПВР установлена графиком дежурств в спальном помещении на февраль 2024г. (л.д.6об).
Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд полагает обоснованным доводы представителя административных ответчиков о том, что установленные для осужденных обязанности по уборке помещений зданий ИЦ и спальных помещений обязанности являются самостоятельными в силу буквального толкования п.п. 8.7, 8.13 ПВР; продолжительность работ, установленная ст. 60.4 УИК РФ, п. 8.7 ПВР, не распространяется на дежурство в спальном помещении.
С учетом изложенного, установив, что продолжительность работ 17.02.2024 по уборке санузла составляла не более 2 часов, что подтвердил административный истец в судебном заседании, работа в указанный день производилась по установленному графику, 15.02.2024 административный истец по графику дежурил в спальном помещении, административными ответчиками не допущено нарушений требований действующего законодательства, при этом права либо свободы заявителя нарушены не были, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований Третьякова В.В. к ИУФИЦ при ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-7 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконными действий административного ответчика к понуждению к уборке санузла, признании незаконными действий по принуждению к работе по благоустройству более двух часов в неделю отказать.
Доказательств в соответствии со ст. 62 КАС РФ тому, что Третьяков В.В. обращался к сотрудникам ИУ за разъяснением способа применение чистящего средства, получил отказ в разъяснении, суду не представлено. Более того, суд убежден, что правила использования бытового чистящего средства, меры предосторожности, указанные в инструкции на упаковке, понятны, достаточны для безопасного использования взрослым человеком по назначению, чистящее средство не имеет выраженного запаха хлора. Из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что администрацией ИУ созданы безопасные условия труда при осуществлении уборки санузла: обеспечен безопасным к применению по назначению чистящим средством, перчатками.
Кроме того, административным истцом доказательств того, что чистящим средством «доместос» причинен вред коже его рук, не представлено, судом не установлено. Представленная на обозрение в судебном заседании фотография не подтверждает, что на ней сфотографированы руки истца, а так же, что на руках имеются повреждение, в том числе, от использования доместоса, доказательств обращения за медицинской помощью 17.02.2024 и позднее Третьяковым В.В. не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180 КАС,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░-7 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-17 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░-7 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░░░░ 2024 ░░░░