№ 3а-601/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Оренбург 20 февраля 2023 года
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Трифоновой О.М.,
при секретаре Кондрашовой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сервиснефтегаз» (далее – ООО «Сервиснефтегаз») к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, публично-правовой компании «Роскадастр», Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Сервиснефтегаз» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: (адрес) На земельном участке расположена производственная база в составе: двухэтажного здания РММ литер ЕВВ1, одноэтажного склада литер Б, одноэтажного склада автозапчастей литер Б1, двухэтажного здания склада литер Б3, наружной теплотрассы протяженностью 242,6 м. литер III, наружных электрических сетей протяженностью 375,1 м. литер II, наружной канализации протяженностью 540 м., одноэтажного здания – ЦТНП, гараж литер Г; № 12, назначение: земли населенных пунктов.
Установленная кадастровая стоимость объекта земельного участка с кадастровым номером № в размере 26 576 798,06 рублей, определенная по состоянию на 1 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчёте об оценке в размере 18 733 000 рублей.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Определением Оренбургского областного суда от 27 января 2023 года произведена замена административного ответчика ФГБУ ФКП Росреестра на надлежащего административного ответчика ППК «Роскадастр» в связи с реорганизацией.
Представитель административного истца ООО «Сервиснефтегаз», представители административных ответчиков Филиала ППК «Роскадастр», Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», представители заинтересованных лиц Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 КАС РФ.
Постановлением правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года №858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области, определенные по состоянию на 1 января 2020 года.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: (адрес) земельном участке расположена производственная база в составе: двухэтажного здания РММ литер ЕВВ1, одноэтажного склада литер Б, одноэтажного склада автозапчастей литер Б1, двухэтажного здания склада литер Б3, наружной теплотрассы протяженностью 242,6 м. литер III, наружных электрических сетей протяженностью 375,1 м. литер II, наружной канализации протяженностью 540 м., одноэтажного здания – ЦТНП, гараж литер Г; № 12, назначение: земли населенных пунктов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости 25 мая 2022 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 26 576 798,06 рублей.
Установленная кадастровая стоимость применяется, в том числе для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет № от 10 октября 2022 года, составленный оценщиком ООО «ЦЭО «ЦЕРТА» Рат Г.В., которым рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года определена в размере 18 733 000 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлены, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен оценщиком, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 25 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку ООО «Сервиснефтегаз» обратилось в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26 декабря 2022 года, датой подачи заявления следует считать 26 декабря 2022 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░1, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░3, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 242,6 ░. ░░░░░ III, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 375,1 ░. ░░░░░ II, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 540 ░., ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░; №12, ░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 18 733 000 ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.