дело № 2-384/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
село Кослан 19 июля 2016 года
Удорский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Фищева Д.А.,
при секретаре Мовзер И.А.,
с участием истца Вокуева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вокуева С.А. к ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро № 7 ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности,
установил:
Вокуев С.А. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми»), Бюро № 7 ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Бюро № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении инвалидности.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ заключением медико – социальной экспертизы он признан инвалидом 3 группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.12.2016. Решением проведенной 01.12.2016 Бюро № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» повторной медико – социальной экспертизы в признании инвалидом ему отказано. При этом в период времени между первоначальной и повторной экспертизами состояние его здоровья не улучшалось, а ухудшилось.
Определением суда от 10.05.2016 к участию в деле в качестве советчика привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми».
В судебном заседании истец Вокуев С.А. требования иска и доводы в его обоснование поддержал.
Ответчики ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», Бюро № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по делу, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав истца, изучив доводы иска и возражения письменного отзыва ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» на иск, исследовав письменные материалы дела, изучив дело освидетельствования во МСЭК, пенсионное дело, медицинскую карту Вокуева С.А., суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
На основании части 1 статьи 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 86 ГПК РФ).
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1) и социальное обеспечение в установленных законом случаях, в том числе инвалидности (статья 39, часть 1), не определяет порядок и условия признания граждан инвалидами, относя это к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно статье 60 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (статья 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2 Правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В силу пункта 6 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25 Правил).
Согласно письменным материалам дела, Бюро № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» является структурным подразделением ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми», статусом юридического лица не обладает.
Вокуев С.А. первично освидетельствован в Бюро № 7 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» (п. Усогорск Удорского района Республики Коми) ДД.ММ.ГГГГ, ему была установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию сроком на 1 год, с последующим переосвидетельствованием ДД.ММ.ГГГГ. В ходе переосвидетельствования в этом же экспертном учреждении ДД.ММ.ГГГГ инвалидность Вокуева С.А. не подтверждена, в установлении инвалидности отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обжаловал его в ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» (г. Сыктывкар). Медико-социальной экспертизой экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» решение структурного подразделения Бюро № об отсутствии оснований для установления ему инвалидности признано законным (выписка из протокола заседания экспертного состава от ДД.ММ.ГГГГ №).
ДД.ММ.ГГГГ в порядке обжалования решения ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» истец освидетельствован заочно в ФГБУ «ФБ МСЭ Минтруда России» (г. Москва). Экспертный состав № смешанного профиля данного учреждения подтвердил правильность принятых ранее решений об отказе Вокуеву С.А. в установлении инвалидности.
В связи с несогласием истца с указанными выше заключениями учреждений медико – социальной экспертизы, для всестороннего, полного и объективного рассмотрения и разрешения дела по существу судом была назначена судебная медико–социальная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» (<адрес>).
Согласно заключению экспертного состава № ФКУ «ГБ МСЭ по Кировской области» от ДД.ММ.ГГГГ № оснований для признания Вокуева С.А. инвалидом на момент его освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ не имелось, решение Бюро № 7 ФКУ ГБ МСЭ по Республике Коми Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании его инвалидом обоснованно. Основания для признания Вокуева С.А. инвалидом в настоящее время по представленным медицинским и медико – экспертным документам отсутствуют.
Судебная экспертиза проведена в соответствующем закону учреждении, эксперты которого предупреждены об ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ за заведомо ложное заключение, оснований не доверять их выводам у суда не имеется.
Со своей стороны, в нарушение требований части 1 статьи 56 ГПК РФ, истец каких – либо доказательств в подтверждение доводов иска суду не представил, не получено таких доказательств и судом.
Принимая во внимание изложенное, иск Вокуева С.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск Вокуева С.А. к ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Бюро № 7 ФКУ «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Удорский районный суд Республики Коми.
Судья - Д.А. Фищев
Мотивированное решение составлено к 24 июля 2016 года