№
№
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
06 ноября 2019 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Стойлова С.П., при секретаре судебного заседания Якимовой О.В., рассмотрев в помещении Кисловодского городского суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Кисловодску к Гаспарянц Е.Ф о взыскании задолженности по налогам и пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС по городу Кисловодску обратилась в суд с административным исковым заявлением к Гаспарянц Е.Ф о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2016 год в размере 21 979, 05 рублей, пени в сумме 23,05 рублей.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что Гаспарянц Е.Ф, в нарушение норм действующего налогового законодательства, не исполнила обязанность по своевременной уплате налога за 2016 год, в связи с чем ему начислена пеня.
В судебное заседание представитель ИФНС по городу Кисловодску, административный ответчик Гаспарянц Е.Ф, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, не явились.
От представителя административного исцта Фитонова А.Б. поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в его отсутствие, в котором представитель просит удовлетворить исковые требования в полном объеме, указав, что процессуальные сроки обращения в суд соблюдены.
В связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. 150 КАС РФ, в силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ рассмотрение административного дела продолжено в отсутствие неявившихся лиц.
Ознакомившись с административным исковым заявлением, с ходатайством о восстановлении процессуального срока, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения в силу ст. 209 Налогового кодекса РФ признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. А в силу ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды,
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов, а так же порядок уплаты налога установлены положениями ст. 228 Налогового кодекса РФ, в части 1 которой приведены категории налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с названной статьей. В силу ч. 2 - 7 ст. 228 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода. При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
В отношении доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы за 2016 год в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, налогоплательщики, получившие такие доходы, уплачивают налог не позднее ДД.ММ.ГГГГ на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Согласно ст. 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.
В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.
В силу ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета: документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи;
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно представленной в суд налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), эта декларация представлена административным ответчиком по налогу на доходы с физических лиц за налоговый период – 2015 год, сумма дохода получена налогоплательщиком от продажи доли недвижимого имущества – производственной базы, исчисленная сумма налога составила 21 956 рублей, исходя из налоговой ставки 13%.
Как видно из материалов административного дела, в связи с невнесением суммы налога в установленный срок Инспекцией ФНС по городу Кисловодску административному ответчику Гаспарянц Е.Ф выставлено требование № об уплате налога, которым административный ответчик поставлена в известность о наличии у нее по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженности в общей сумме 21 979,05 рублей, в том числе по налогам (сборам) 21 956 рублей, котрая подлежит уплате. В требовании указано, что в случае, если оно будет оставлено без исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, налоговым органом будут предприняты предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 48 НК РФ) меры по взысканию налога в судебном порядке.
Из доводов административного истца ИФНС по городу Кисловодску следует, что административный ответчик Гаспарянц Е.Ф не исполнила обязанность по уплате налога, допустила просрочку, извещалась о наличии у нее задолженности.
Судом так же установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <адрес> отменен судебный приказ №а-327-14-455/18 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявления Гаспарянц Е.Ф Из определения следует, что судебным приказом присуждалось взыскать с Гаспарянц Е.Ф в пользу ИФНС по городу Кисловодску задолженность по уплате страховых взносов и пени в сумме 21979,05 рублей, в доход федерального бюджета госпошлину в размере 429,69 рублей.
Настоящее административное исковое заявление ИФНС по городу Кисловодску о взыскании с Гаспарянц Е.Ф недоимку по налогу и пени поступило в Кисловодский городской суд ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении настоящего административного дела судом установлено, что задолженность по пени административным ответчиком до настоящего времени не уплачена.
Из пункта 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно выставленному Гаспарянц Е.Ф требованию № об уплате налога, срок для исполнения данной обязанности установлен должнику до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и истек в феврале 2017 года. При этом по вопросу взыскания налоговых платежей в судебном порядке ИФНС по городу Кисловодска обратилась только в июле 2018 года, заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье судебного участка № <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного частью 2 ст. 48 Налогового Кодекса РФ шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства.
В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Приказное производство является упрощенной формой судопроизводства, при вынесении судебного приказа мировой судья не входит в обсуждение вопроса о сроках обращения в суд. Эти вопросы рассматриваются судом общей юрисдикции при обращении в суд после отмены судебного приказа.
При рассмотрении настоящих требований установлено, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, потому в данном случае не подлежат применению положения ч. 3 ст. 48 НК РФ, устанавливающие возможность подачи налоговым органом требования о взыскании налога в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев с даты, указанной в требовании № со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Фактически истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа только ДД.ММ.ГГГГ.
Анализ взаимосвязанных положений Налогового Кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Учитывая, что заявление о вынесении судебного приказа подано налоговой инспекцией с пропуском установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока, с ходатайством о восстановлении срока подачи административного искового заявления административный истец не обращался, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, препятствующих возможности обратиться в суд с требованиями в указанный срок, не представлено, у суда отсутствуют основания для удовлетворения настоящего административного иска.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 479-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Ролссийской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение ИФНС России по <адрес> установленных налоговым законодательством и частью 2 ст. 286 КАС РФ сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░