Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сорск 31 мая 2018 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н. Ю.,
при секретаре Борисовой Н. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-83/2018 г. по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Хакасия к Чугунекову Р.Е. о взыскании задолженности по налогам, пеням, штрафам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция ФНС России № 3 по Республике Хакасия обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что Чугунеков Р.Е. является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Чугунеков Р. Е. имеет статус адвоката, учредивший адвокатский кабинет.
Чугунеков Р. Е. 16.06.2017 г. представил уточнённую налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2016 год регистрационный номер №.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе данной декларации составила 137 988,00 руб. (по срокам уплаты 68 994,00 руб. - 15.07.2016 г., 34 497,00 руб. - 17.10.2016 г., 34 497,00 руб. - 16.01.2017 г.) в указанные сроки налог не уплачен.
04.06.2017 г. представил первичную налоговую декларацию за 2017 год регистрационный номер №.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет на основе данной декларации составила 109 895,00 руб. (по срокам уплаты 54 947,00 руб. - 17.07.2017 г., 27 473,00 руб. - 16.10.2017 г., 27 475,00 руб. - 15.01.2018 г.) в указанные сроки налог не уплачен.
По истечении срока по уплате налога ответчику в соответствии со ст. 70 Налогового кодекса РФ направлены требования за 2016 год от 12.04.2017 г. №; за 2017 год от 25.07.2017 г. № об уплате налогов.
С учетом всех сумм, оплаченных Чугунековым Р. Е. в налоговом периоде, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2016 - 2017 год составляет 27 510,00 руб., пени - 3 829,02 руб. На сегодняшний день данная сумма ответчиком не оплачена.
Задолженность по НДФЛ за 2016 г. составила: налогов (сборов) - 0 руб. 00 коп., пени - 1 704 руб. 81 коп., всего: 1 704 руб. 81 коп.
Задолженность по НДФЛ за 2017 г. составила: налогов (сборов) - 27 510 руб. 00 коп., пени - 2 124 руб. 21 коп., всего: 29 634 руб. 21 коп.
Требования Чугунековым Р. Е. в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения налоговым органом в <данные изъяты> с заявлением на выдачу судебного приказа.
<данные изъяты> по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ № от 31.10.2017 года.
<данные изъяты> по заявлению налогового органа вынесено определение об отмене судебного приказа от 07.11.2017 г., поскольку от должника поступили возражения относительно его исполнения.
На основании изложенного, просит взыскать с Чугунекова Р.Е. задолженности на общую сумму 31 339 руб. 02 коп., в том числе: пени по 3-НДФЛ за 2016 год в размере 1 704 руб. 81 коп.; недоимку по 3 - НДФЛ за 2017 год в размере 27 510 руб. 00 коп.; пени по 3 - НДФЛ в размере 2 124 руб. 21 коп.
В судебное заседание представитель административного истца Селяева Н. С., действующая на основании доверенности, отсутствовала, о времени и месте его проведения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, от нее поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия. Также от нее поступило заявление об уточнении заявленных требований в форме уменьшения в части взыскания с Чугунекова Р.Е. недоимки и пени по 3-НДФЛ за 2016 г., зачисляемого в бюджеты субъектов РФ в сумме 1 704,81 рублей, в том числе: пени по 3-НДФЛ в сумме 1 704,81 рублей, в связи с уточнением платежа, на оставшейся части заявленных требований за 2016 г. в сумме 29 634,21 руб. настаивает, а именно: недоимка по 3- НДФЛ в сумме 27 510,00 рублей; пени по 3- НДФЛ в сумме 2 124,21 рублей. Также от нее поступило письменное пояснение по заявленным требованиям, из которого следует, что Чугунекову Р. Е. начислено авансовых платежей по итогам предыдущего года 137 988,00 рублей. Согласно представленной декларации за 2016 год налоговая база составляет 845 346,43 рубля, следовательно, в карточку расчетов с бюджетом (КРСБ) по 3-НДФЛ начислен налог: 845 346,43 руб.* 13% - 109 895,00 руб., исходя из начисленного налога, для правильного заполнения декларации необходимо уменьшить налог на 28 093,00 руб. 137 988,00 (начислено авансов) - 109 895,00 (начислен налог) = 28 093,00 сумма к уменьшению. На сегодняшний день в КРСБ начислено за 2016 год: 137 988 руб. (начислено авансов) + 109 895,00 (начислено налог) = 247 883, 00 руб. Начислено расчета за 2015 г. 137 406,00 руб. - оплачено 137 988,00 руб. = 582, 00 руб. (переплата за 2015 г.). Так же имеется переплата 1,00 руб. с 2014 г. Итого: на 01.01.2016 г. у Чугунекова Р.Е. имелась переплата в сумме 583,00 руб. За 2016 г. начислено авансовых платежей 137 988,00 руб. - переплата 583,00 руб. = 137 406,00 руб. к взысканию. Оплачено налога 05.05.2017 г. в сумме 109 895,00 руб. Итого: 137 406,00 руб. - 109 895,00 руб. = 27 510,00 руб. (недоимка).
Административный ответчик Чугунеков Р. Е. в судебном заседании отсутствовал по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его проведения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, от него поступили письменные возражения, в которых он против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражает, указывает на то, что истец путает понятия «налог» и «авансовый платеж». В письме ФНС России от 19 ноября 2012 г. № «По вопросу применения мер принудительного взыскания авансовых платежей по НДФЛ» указано, что налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу. Также указано, что законодательство о налогах и сборах не содержит норм, предусматривающих право налоговых органов взыскивать с налогоплательщика в принудительном порядке суммы авансовых платежей по НДФЛ. Однако, истцом в заявлении представлены сведения, не соответствующие вышеуказанным нормам закона, то есть перепутаны налоговые периоды по НДФЛ. НДФЛ в сумме 137 988 руб. он обязан был уплатить по итогам 2015 г., а не 2016 г. Данную сумму он перечислил 15 июня 2016 г., то есть в установленный срок до 15 июля 2016 г. Срок представления налоговой декларации 3-НДФЛ за налоговый период 2017г. установлен до 30 апреля 2018г., поэтому он никак не мог представить 4 июня 2017 г. налоговую декларацию за 2017 г. В указанную дату он представил уточненную налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2016 г. По итогам 2016 г. он обязан был уплатить НДФЛ в сумме 109 895руб. Данную сумму он перечислил 5 мая 2017 г. Авансовые платежи в 2016 г. он не производил, за что ему была начислена пени в сумме 8 873 руб. Данную сумму он уплатил. В 2017 г. он получил налоговое уведомление об уплате авансовых платежей в сумме 109 895руб., при этом в срок до 17 июля 2017 г. он должен был уплатить сумму 54 947 руб., в срок до 16 октября 2017г. - 27 473 руб., в срок до 15 января 2018 г. - 27 475 руб. Сумму 54 947руб. он перечислил 7 июля 2017 г., сумму 27 473 руб. - 2 октября 2017г., сумму 27 475 руб. - 19 декабря 2017 г. Таким образом, он авансовые платежи уплатил полностью, также как и налоги. Данное обстоятельство подтверждается не только представленными им квитанциями, но и представленной истцом выпиской из карточки лицевого счета, где указаны все уплаченные им НДФЛ и авансовые платежи. Поэтому ему не понятно, почему истец, имея на руках данный документ, предъявляет к нему иск. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием у него задолженности по налогам и авансовым платежам.
Суд, исследовав письменные материалы административного дела, изучив мнение сторон приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Чугунеков Р.Е. (<данные изъяты>) является плательщиком налога на доходы физических лиц (НДФЛ), имеет статус адвоката, учредивший адвокатский кабинет.
В силу п.2 ст.1 и п. 3 ст.21 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокатский кабинет не является юридическим лицом.
В соответствии с п. 1 ст.1 вышеуказанного Закона, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 216 НК налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 3 ст. 225 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ).
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 227 НК РФ).
В силу п. 5 ст. 227 НК РФ, налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в пункте 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 настоящего Кодекса (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений: 1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей; 2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей; 3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей (п. 9 ст. 227 НК РФ).
В силу п. 3 ст. 58 НК РФ в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, с учетом уточненных требований, Чугунекову Р. Е. начислено авансовых платежей по итогам предыдущего года 137 988 руб. 00 коп.
Из налоговой декларации за 2016 год следует, что налоговая база составляет 845 346 руб. 43 рубля (л.д.8-14), следовательно, в карточку расчетов с бюджетом (КРСБ) по 3-НДФЛ начислен налог: 845 346,43 руб.* 13% - 109 895,00 руб., исходя из начисленного налога. 137 988,00 (начислено авансов) - 109 895,00 (начислен налог) = 28 093,00 сумма к уменьшению.
Из письменного пояснения представителя истца следует, что на сегодняшний день в КРСБ начислено за 2016 год: 137 988 руб. (начислено авансов) + 109 895,00 (начислено налог) = 247 883, 00 руб. Начислено расчета за 2015 г. 137 406,00 руб. - оплачено 137 988,00 руб. = 582, 00 руб. (переплата за 2015 г.). Так же имеется переплата 1,00 руб. с 2014 г. Итого: на 01.01.2016 г. у Чугунекова Р.Е. имелась переплата в сумме 583,00 руб. За 2016 г. начислено авансовых платежей 137 988,00 руб. - переплата 583,00 руб. = 137 406,00 руб. к взысканию. Оплачено налога 05.05.2017 г. в сумме 109 895,00 руб.
Итого: 137 406,00 руб. - 109 895,00 руб. = 27 510,00 руб. (недоимка).
Иного расчета стороной административного ответчика суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
За несвоевременное исполнение налоговых обязательств, Чугунекову Р. Е. была начислена пеня в размере 2124 руб. 21 коп, размер которой подтверждается представленным стороной административного истца расчетом.
Ответчиком в установленный срок не исполнена обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговый орган вправе требовать взыскания с ответчика указанных налогов в судебном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 48 НК РФ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При указанных выше обстоятельствах, суд полагает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, ответчиком суду не предоставлено доказательств оплаты начисленного налога и пени.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.
Таким образом, государственная пошлина в размере 1089 руб. 03 коп. подлежит взысканию с административного ответчика, поскольку истец - налоговый орган, в силу подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 3 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 29 634 (░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 21 ░░░., ░ ░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░ ░░ 3-░░░░ ░ ░░░░░ 27 510 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 00 ░░░.; ░░░░ ░░ 3-░░░░ ░ ░░░░░ 2 124 (░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 21 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>,░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 1089 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 03 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.