Дело № 2-3554/2022
25RS0029-01-2022-006249-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Сердюк Н.А., при секретаре Смирновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту прав, свобод и законных интересов Стольниковой Н. В. к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю», ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, войсковой части XXXX о признании действий незаконными, взыскании недоплаченной заработной платы,
с участием: прокурора Лупекина И.В.,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов Стольниковой Н.В. с исковым заявлением к ответчикам о признании действий незаконными и взыскании недоплаченной заработной платы. В обоснование заявленных требований указал, что Стольникова Н.В. работает в должности техника отдела войсковой части 59313-46, находящейся на финансовом обеспечении ответчика ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Приморскому краю». Стольниковой Н.В. не выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда, в которую включена премия, определенная приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил, Российской Федерации». Полагает, что указанная премия является дополнительным материальным стимулированием и подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного минимального размера оплаты труда. С учетом изложенного просил признать действия филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю», связанные с включением премии, выплачиваемой Стольниковой Н.В. на основании приказа Минобороны России от ДД.ММ.ГГ XXXX, в состав минимального размера оплаты труда незаконными с возложением обязанности начисления указанной премии без ее учета в составе минимального размера оплаты труда, взыскать с указанного ответчика недоплаченную заработную плату за период с февраля 2021 г. по май 2022 г. в размере 47 070,81 руб.
В судебном заседании помощник военного прокурора Уссурийского гарнизона поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Истец Стольникова Н.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, на иске настаивает.
Представитель филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по иску, указав, что при решении о доплате работнику заработной платы до минимального размера оплаты труда должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем, в том числе и премия, предусмотренная приказом Министра обороны РФ XXXX от ДД.ММ.ГГ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», которая выплачивается за счёт средств экономии фонда оплаты труда, не относится к составной части заработной платы, но является частью вознаграждения работника за труд, то есть позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже МРОТ. Просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители МО РФ, ФКУ «ОСК ВВО» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения, из которых следует, что при решении вопроса о доплате работнику до размера МРОТ должны учитываться все выплаты, произведенные работодателем работнику в качестве вознаграждения за исполнение должностных обязанностей. Кроме того, приказами Министра обороны Российской Федерации XXXX и XXXX, а также приказом Министра обороны XXXX и иными нормативными правовыми актами не предусмотрено начисление работнику выплат стимулирующего характера после доначисления заработной платы до размера МРОТ. Таким образом, при определении размера оплаты труда до уровня МРОТ применяются все виды вознаграждений за труд, а значит истцу начислена и выплачена заработная плата не менее установленного МРОТ, что не противоречит действующему трудовому законодательству. Также представитель Минобороны России указал, что возлагая на ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю» обязанность по начислению истцу заработной платы без учета премий в составе минимального размера труда, военный прокурор вмешался в процесс распоряжения средствами федерального бюджета, выделяемыми Министерству обороны Российской Федерации на эти цели. В иске просили отказать.
Представитель войсковой части 59313-46 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Ходатайств об отложении дела слушанием заявлено не было. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, полагает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качествам выполненной работы.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включая компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1).
На основании ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный и эффективный труд. При этом ни ТК РФ, ни другими нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, не ограничено право работодателя на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника.
Работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии) (ст. 191 ТК РФ).
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 7 и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст. 130 ТК РФ). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ).
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из содержания Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» усматривается, что он был издан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти», им утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пункт 2 Приказа № 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Как следует из материалов дела, войсковая часть 59313-46 является административно-хозяйственной единицей Вооруженных сил Российской Федерации и входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, в качестве юридического лица не зарегистрирована.
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части 59313-46 осуществляется на счет средств ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю» в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете, утвержденной в порядке, установленном Министерством обороны РФ.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Стольниковой Н.В. военной прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка соблюдения трудового законодательства должностными лицами филиала XXXX ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю».
Установлено, что ДД.ММ.ГГ между командиром войсковой части 59313-46 и Стольниковой Н.В. заключен трудовой договор XXXX, по условиям которого она с ДД.ММ.ГГ принята на должность техника отдела (операционного и комплектации) на неопределенный срок.
В соответствии с разделом 4 трудового договора Стольниковой Н.В. установлена заработная плата, которая состоит из должностного оклада и иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы за месяц и за год.
Согласно расчетным листам в различные периоды времени Стольниковой Н.В. начислялась премия в соответствии с приказом МО РФ №1010, при этом в период с февраля 2021 г. по май 2022 г. Стольниковой Н.В. при полностью отработанной норме рабочего времени выплачивалась заработная плата с повышающими коэффициентами за работу в особых климатических условиях, которая без учета выплачиваемых премий ниже предусмотренного минимального размера оплаты труда.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2020 №473-Ф3 «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2021 МРОТ составлял 12 792 руб. в месяц.
Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», с 01.01.2022 составляет 13 890 руб. в месяц.
Из расчетных листков на имя Стольниковой Н.В. за период: с февраля 2021 г. по май 2022 г. следует, что истцу начислялась и выплачивалась премия, предусмотренная Приказом №1010, в размерах: по 2700 руб. (февраль, апрель, май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 г. по основной ставке), 3350 руб. (февраль, июль 2021 г. по внутреннему совместительству), 4700 руб. (март 2021 г. по основной ставке), по 1350 руб. (март, июнь, август, октябрь, ноябрь 2021 г. по внутреннему совместительству), 3700 руб. (август 2021 г. по основной ставке), 2950 руб. (апрель 2021 г. по внутреннему совместительству), по 2850 руб. (май, сентябрь 2021 г. по внутреннему совместительству), по 2900 руб. (февраль, март, апрель, май 2022 г. по основной ставке), 3450 руб. (февраль 2022г. по внутреннему совместительству), по 1450 руб. (март, апрель, май 2022 г. по внутреннему совместительству).
Анализ положений Приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 показывает, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала войсковых частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счет средств экономии фонда оплаты труда, является периодическим, выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей и, хотя эта премия и не отнесена прямо к составной части зарплаты, но при этом представляет собой элемент вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, объема, качества и условий выполняемой им работы и, исходя из правовой природы этой выплаты, позволяет включить ее в состав той части заработка, который не должен быть ниже минимального размера оплаты труда.
Нормативно-правовые акты, обязывающие работодателя устанавливать должностной оклад (тарифную ставку) работника не ниже МРОТ, отсутствуют.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Из представленных материалов дела следует, что повышение оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях производилось работодателем после выполнения конституционного требования об обеспечении работнику заработной платы не ниже определенного законом минимального размера оплаты труда; размер заработной платы с начисленными премиями соответствовал размеру заработной платы не ниже установленного МРОТ.
Учитывая, что фактически получаемая истцом заработная плата, рассчитанная по условиям трудового договора, больше размера МРОТ, работодателем соблюдено требование о праве на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, суд нарушений в действиях работодателя при начислении заработной платы истцу не усматривает, поскольку стимулирующие выплаты, производимые работодателем на основании приказа Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010 возможно признать составным элементом заработной платы истца, в связи с чем требования прокурора о признании незаконными действий работодателя по включению премии в состав минимального размера оплаты труда, возложении обязанности по начислению заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда без учета премии, предусмотренной приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 №1010, взыскании невыплаченной заработной платы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ XXXX ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.10.2022.