Принято в окончательной форме 20.02.2021 г.
УИД 76RS0021-01-2020-001938-66
Дело № 2а-233/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 января 2021 года г. Тутаев
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Мазевич Я.Ю.,
при секретаре Ворониной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Семеновой Е.В. к Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в лице Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в договор аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Семенова Е.В. обратилась в суд с указанным административным иском, в котором просит признать незаконным отказ от 01.12.2020 года № 3446 о внесении изменения в договор аренды земельного участка № от 17.06.2009 года г. в части указания кадастрового номера земельного участка, площадью 704 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем внесения изменения в п. 1.1. Договора аренды земельного участка № от 17.06.2009г., изменив кадастровый номер земельного участка с «№» на «№».
В обоснование заявленных требований указано, что 20 ноября 2020 года Семенова Е.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 17.06.2009 года в части указания кадастрового номера земельного участка, площадью 704 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Оспариваемым отказом административного ответчика от 01.12.2020 года № Семеновой Е.В. было отказано во внесении изменений в договор аренды спорного земельного участка, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № образован по границам участка, переданного по Договору аренды, невозможно. Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 10.03.2020 года признан незаконным и отменен приказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Администрации ТМР ЯО от 24.12.2019 года № «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу, повторно рассмотреть заявление Семеновой Е.В. об утверждении схемы расположения спорного земельного участка. Схема земельного участка была административным ответчиком утверждена, Семеновой Е.В. проведено межевание земельного участка, участок в используемых границах, заявленных в схеме, был поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый №. Полагает, что данный отказ противоречит установленным в решении Тутаевского городского суда от 10.03.2020 года фактическим обстоятельствам и не соответствующим положениям Земельного кодекса РФ. Внесение изменения в указании кадастрового номера в договоре аренды земельного участка необходимо для дальнейшего постановки жилого дома на кадастровый учет.
Административный истец Семенова Е.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что с предъявленными требованиями не согласен, полагает, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, внесение изменений в договор не соответствует закону, в связи, с чем возможно лишь заключение нового договора.
Исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возложена на указанные органы, должностных лиц.
Административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований.
15 апреля 2008 года Управлением Роснедвижимости по Ярославской области было принято решение об осуществлении кадастрового учета земельного участка, площадью 704 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с присвоением кадастрового номера №, категории земель населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
17 июня 2009 года между Тутаевским муниципальным районом, представленным Департаментом муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района и Семеновой Е.В. на основании Постановления Главы ТМР № 1242-з от 17.06.2009 года в отношении указанного земельного участка заключен договор аренды №. Согласно п. 6.2. Договора срок аренды земельного участка устанавливается бессрочно с 17.06.2009 года.
15 октября 2009 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации ТМР Семеновой Е.В. выдано разрешение на строительство на указанном выше земельном участке индивидуального жилого дома с электрическими сетями. Срок действия разрешения на строительство – 10 лет.
21 июля 2014 года согласно Постановления Администрации Левобережного сельского поселения ТМР Ярославской области № 75, администрацией поселения в адресную схему внесен жилой дом, завершенный строительством, расположенный в <адрес> на земельном участке площадью 704 кв.м., с кадастровым номером №, ему присвоен почтовый адрес: <адрес>
2 декабря 2019 года решением Управления Росреестра по Ярославской области № в учете изменений земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> отказано на основании пункта 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как объект данного типа не найден в БД среди актуальных сведений.
Согласно уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 02.03.2020 сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, как об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области от 02.03.2020 сведения о жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, как об объекте недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей в период осуществления кадастровых действий) правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
В части 1 ст. 25 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в период осуществления кадастровых действий) указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона N 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в период осуществления кадастровых действий) сведения, которые носят временный характер до утраты ими в установленном настоящим законом порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
В силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей в период осуществления кадастровых действий) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, орган кадастрового учета в силу указанных правовых норм обязан аннулировать и исключить из ГКН сведения о спорном земельном участке, имеющим статус временного характера, в отношении которого по истечении двухлетнего периода со дня постановки на государственный кадастровый учет, не осуществлена государственная регистрация права. Законом о кадастре не предусмотрена возможность восстановления аннулированных сведений об объектах недвижимости.
Однако, земельный участок с момента включения в ГКН соответствующих сведений о нем, даже носящих временный характер, в целях получения вещных прав на него, стал объектом недвижимости, соответственно стал предметом договора аренды.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период осуществления кадастровых действий) договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем на один год, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Следовательно, договор аренды земельного участка, заключенный на неопределенный срок, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его подписания.
Как усматривается из материалов дела, договор аренды земельного участка от 17.06.2009 года заключен в надлежащей форме, между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, договор сторонами был исполнен, недвижимое имущество по договору передано арендодателем арендатору Семеновой Е.В., арендная плата арендатором вносилась ежемесячно (л.д. 6-8). При строительстве на земельном участке жилого дома Семеновой Е.В. выдано разрешение на строительство сроком на 10 лет (л.д. 10), разрешенное использование земельного участка соблюдено.
Приказом Департамента муниципального имущества администрации ТМР №751 от 24.12.2019 г. в утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 704 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территориальной зоны застройки малоэтажными жилыми домами Ж-2, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», на кадастровом плане территории отказано. Основанием для отказа послужил тот факт, что схема расположения участка разработана с нарушением предусмотренных п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам: на территории испрашиваемого земельного участка расположен объект капитального строительства, правоустанавливающие документы на который заявителем не предоставлены.
Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 10.03.2020 года, вступившим в законную силу 21.04.2020г., приказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района от 24 декабря 2019 года № 751 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» признан незаконным и подлежащим отмене. На Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области возложена обязанность в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Семеновой Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка, сообщить об исполнении решения в Тутаевский городской суд Ярославской области и административному истцу в течение 10 дней со дня повторного рассмотрения заявления.
Из письменного отзыва представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района ЯО от 21.01.2012 года следует, что во исполнение решения суда от 10.03.2020 года Семеновой Е.В. была утверждена схема расположения спорного земельного участка, в ходе проведения кадастровых работ, земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и присвоен кадастровый №.
Согласно кадастровой выписке в государственном кадастре недвижимости с 14.07.2020 года имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 704 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 27-29).
20 ноября 2020 года Семенова Е.В. обратилась в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района ЯО с заявлением о внесении изменений в договор аренды земельного участка № от 17.06.2009 года относительно указания кадастрового номера земельного участка, заменив его № (л.д. 16).
Письмом Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района ЯО № 3446 от 01.12.2020 года Семеновой Е.В отказано во внесении изменений в договор аренды отказано, поскольку определить, что земельный участок с кадастровым номером № образован по границам участка, переданного по договору, невозможно. В связи, с чем Семеновой Е.В. предложено обратиться в Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района ЯО с заявлением о расторжении договора аренды, и заключении договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (л.д. 17).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Установленные фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что решение об аннулировании и исключении из ГКН сведений относительно спорного земельного участка фактически привело к прекращению существования спорного земельного участка, как объекта земельных отношений, при действующем договоре аренды и, соответственно, утрате Семеновой Е.В. вещного права, то есть нарушению его прав и законных интересов (как землепользователя) в имущественной сфере.
Факт того, что границы спорного земельного участка, образованные в результате проведения межевания-установления и закрепления на местности в условной системе координат в 2009 году, полностью соответствуют местоположению границ земельного участка, отображенного в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в системе координат МСК-76, от 18.11.2019 года, установлен вступившим в законную силу решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 10.03.2020г.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области № 3446 от 01.12.2020 года является незаконным и нарушающим права Семеновой Е.В., ввиду чего заявленные требования в данной части подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенные положения закона, суд обязывает Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Семеновой Е.В. о внесении изменений в договор аренды земельного участка № 106/15 от 17.06.2009 года, сообщить в суд о принятом решении в десятидневный срок. При этом, требование о возложении обязанности на Департамент муниципального имущества администрации Тутаевского муниципального района принять указанное решение удовлетворению не подлежит, поскольку принятие решения в указанной части является компетенцией соответствующего органа.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 3446 ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ 17 ░░░░ 2009 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 17 ░░░░ 2009 ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░