УИД 61RS0005-01-2023-000731-11
Дело № 2а-1134/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 г. г. Ростов-на-Дону
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Юрченко Е.Ю., с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону Мамаева Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Басюк Р.Ю.;
при участии: представителя административного истца Семенкова И.В.
административного ответчика Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения Исправительная колония № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области к Васильеву С. В. об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Ростовской области (далее – ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Васильева С.В., освобождаемого из мест лишения свободы, административного надзора. В обоснование заявленных требований указав на то, что Васильев С.В., ... г. года рождения осужден приговором Цимлянского районного суда Ростовской области от 26.03.2021 по п. «б» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ, сроком на 2 года 6 месяцев лишения свободы. В действиях Васильева С.В. указанным приговором установлен опасный рецидив преступлений, в связи с чем, административный истец просит суд рассмотреть вопрос об установлении административного надзора сроком на восемь лет после отбытия наказания в отношении осужденного Васильева С.В., установив ему ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить их.
Административный ответчик Васильев С.В. в судебном заседании не возражал против установления административного надзора в отношении него.
Помощник прокурора Октябрьского района г. Ростова-на-Дону Мамаев Н.А. полагал подлежащими удовлетворению заявленные учреждением требования об установлении административного надзора в отношении Васильева С.В.
Исследовав материалы дела, выслушав сторон, заключение помощника прокурора, представленные по делу доказательства, дав им правовую оценку в их совокупности, суд приходит к следующему.
Основания, порядок и процедура применения, а также круг лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, урегулированы главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона об административном надзоре, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, закрепленному ч. 3 ст. 3 Закона об административном надзоре, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, из п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Приведенные выше положения п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре носят императивный характер и не предусматривают возможности установления административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, на иной срок, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Из материалов дела следует, что приговором Цимлянского районного суда Ростовской области от 26.03.2021, с учетом постановления об исправлении описки от 26.03.2021, Васильев С.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ, и ему назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Данным приговором суда в действиях Васильева С.В. на основании ч. 2 ст. 18 УК РФ установлено наличие опасного рецидива преступлений.
Срок отбывания наказания исчисляется с ... г., конец срока ... г..
Ранее по данному преступлению осужденный Васильев С.В. содержался с 16.12.2020 в ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Ростовской области, за время содержания в данном учреждении нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, администрацией учреждения не поощрялся.
С ... г. осужденный отбывает наказание в ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области.
Согласно характеристике на осужденного, Васильев С.В. за весь срок отбывания наказания своим поведением доказал свое исправление, трудоустроен на производстве учреждения, не имеет неснятых и непогашенных взысканий, администрацией учреждения поощрялся 4 раза.
Постановлением Октябрьского районного суда <...> от ... г. ходатайство осужденного Васильева С.В., об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания – удовлетворено.
Суд постановил: «Васильева С. В. от наказания по приговору Цимлянского районного суда Ростовской области от 26.03.2021 года освободить условно-досрочно на не отбытый срок наказания – 3 месяца 22 дня.
В соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ возложить на Васильева С.В. в период условно-досрочного освобождения обязанности: регулярно являться на регистрацию по месту жительства в специализированный государственный орган, осуществляющий исправление осужденного, без уведомления этого органа не менять место жительства, работы».
Так, по общему правилу, установленному п. 1 ч. 3 ст. 4 Закона об административном надзоре, срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. В таких случаях административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
При таких обстоятельствах, поскольку Васильев С.В. является совершеннолетним лицом, имеет непогашенную судимость по приговору Цимлянского районного суда Ростовской области от 26.03.2021 за совершение тяжкого преступления, при наличии в его действиях опасного рецидива преступлений, в отношении него необходимо установить административный надзор сроком на восемь лет в целях предупреждения совершения им преступлений, правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Статьей 4 Закона об административном надзоре, предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки, от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, является обязательным (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, принимая во внимания конкретные обстоятельства дела, данные о личности Васильева С.В., суд приходит к выводу об установлении осужденному административного ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц на восемь лет после отбытия наказания в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом, суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
В случае добросовестного соблюдения установленных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства поднадзорное лицо не лишено возможности ставить вопрос о досрочном прекращении административного надзора по правилам ч. 2 ст. 9 Закона об административном надзоре.
Руководствуясь ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ... ░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 8 (░░░░░░) ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.03.2021.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ... ░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <...>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░.