Производство № 2а-5040/2022
УИД 28RS0004-01-2022-006346-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 августа 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,
при секретаре Дробяскиной К.А.,
с участием административного истца ЕЕ, представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 России по Амурской области, а также заинтересованного лица УФСИН Росси по Амурской области СА,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЕЕ к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, ФСИН России, о признании незаконными действий, компенсации вреда,
УСТАНОВИЛ:
ЕЕ обратилась в Благовещенский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании законности условий своего содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, в обоснование указав, что приговором Благовещенского городского суда от 05.08.2020 г., вступившим в законную силу 27.11.2020 года, ей назначено наказание в виде лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Общий режим содержания предусматривает: проживание в общежитиях без решеток, безконвойное передвижение в пределах локального сектора, предоставление телефонных и видеозвонков, краткосрочных и длительных свиданий с родными и близкими, посещение храма, библиотеки, клуба, участие в культурно-массовых мероприятиях, посещение магазина, привлечение к труду, обучение и прочее. В соответствии со ст. 75 УИК РФ в течение 10 дней с момента вступления приговора суда в законную силу административного истца должны были этапировать в колонию для отбытия наказания, однако она (ЕЕ) на протяжении с 27.11.2020 года по 25.12.2020 года была трудоустроена в хозяйственный отряд, для отбывания наказания в рамках ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, так как регион Амурская область является регионом проживания ее близких родственников. 25.12.2020 года ЕЕ была уволена из хозотряда, поскольку являлась бывшим сотрудником, для ожидания дальнейшего этапирования. С 20.01.2021 года по 20.07.2021 года отбывала наказание в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, в виду оставления ее органами следствия Военно-следственного комитета по Благовещенскому гарнизону, в рамках ст. 77 УК РФ. В период с 02.08.2021 года по 02.10.2021 года содержалась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, в рамках уголовного производства, в порядке статьи 77 УКРФ, в качестве свидетеля. 12.10.2021 года была этапирована к месту отбывания наказания в Республику Хакасия. В период с 25.12.2020 года по 12.10.2021 года, ЕЕ содержалась в камерном режиме, что приравнивается к содержанию в тюрьме, то есть к тюремному режиму содержания, со всеми предусмотренными в порядке ст. 131 УИК РФ, ограничениями, которые не могут применяться к ЕЕ по условиям приговора суда. Таким образом, условия содержания в учреждении камерного типа (ФКУ СИЗО-1) значительно строже условий учреждения - исправительной колонии общего режима, назначенного ей судом, что негативным образом повлияло на состояние ее здоровья. При наличии у нее заболевания: ***. Длительное ожидание этапирования пагубно сказалось на нервной системе, что повлекло неоднократное обращение к медицинскому персоналу ФКУ СИЗО-1 г. Благовещенска Амурской области для назначения лекарственных препаратов, а именно 13.08.2020 года, 05.02.2021 года, 21.04.2021 года и др.
На основании изложенного, просит суд признать незаконными действия органа государственный власти, выразившееся в нарушение условий содержания в исправительном учреждении; присудить за счет Казны Российской Федерации компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 800 000 рублей.
В судебном заседании ЕЕ настаивала на требованиях административного искового заявления по основаниям, изложенным в иске. В дополнение указала, что, находясь в СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, была лишена длительных свиданий с родственниками. Кроме того, выходя из камеры, ее постоянно обыскивали, прощупывали, то есть осуществляли досмотр. ЕЕ испытывала сильнейший стресс, в связи с чем, обращалась к врачу, которым ей был назначен медицинский препарат «***», который является успокоительным препаратом, также была осмотрена кардиологом, было сделано ЭКГ, однако, результаты до нее не были доведены, лечение не назначалось. Пыталась воспользоваться правом на перевод в колонию- поселения, однако, в удовлетворении данного ходатайства было отказано, так как она не находилась в облегченных условиях отбывания наказания, хотя, при нахождении в колонии общего режима, она могла быть переведена на облегченные условия отбывания наказания при наличии положительных характеристик. Полагает, что ее права действиями ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области нарушены. Считает, что срок подачи административного искового заявления не пропущен, поскольку она (ЕЕ) по прибытию в колонию (декабрь 2021 года) обращалась в суд с ходатайством о зачете времени содержания под стражей, в период с 27.11.2020 года по 16.12.2021 г., в порядке ч. 3.1 ст. 72 УК РФ. Между тем, постановлением Усть-Абаканского районного суда от 11.03.2022 года ей было отказано в удовлетворении данного ходатайства. При этом, возможности ранее подать административное исковое заявление у нее не имелось, поскольку более трех месяцев она этапировалась к месту отбывания наказания в ФКУ ИК-28 России по Республике Хакассия.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 России по Амурской области, а также заинтересованного лица УФСИН Росси по Амурской области СА возражала против удовлетворении требований административного искового заявления, указав, что 27.11.2020 года на основании апелляционного определения Амурского областного суда приговор Благовещенского городского суда от 05.08.2020 г. вступил в законную силу. С 01.12.2020 г. по 02.10.2021 г. ЕЕ содержалась под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на основании постановлений об оставлении осужденного в следственном изоляторе в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ (привлекалась в качестве свидетеля по уголовным делам). При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы (ч. 2 чт. 77.1 УИК РФ). В случаях, предусмотренных частями первой и второй статьи 77.1 УИК РФ, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 УИК РФ. Согласно статье 82 УИК РФ, режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Таким образом, ЕЕ содержалась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области после вступления приговора в отношении нее в законную силу на законных основаниях. Довод ЕЕ о том, что содержание в СИЗО является более тяжелым, чем содержание в исправительной колонии, противоречит материалам, имеющимся в деле. В силу требований ч. 3 ст. 80 УИК РФ, ЕЕ не могла содержаться в отряде по хозяйственному обеспечению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области наряду с другими осужденными, поскольку после поступления в учреждение архивной справки было установлено, что ЕЕ ранее, с 15.07.1996 по 24.05.1999, замещала должность бухгалтера ИЗ 23/1 УИН УВД Амурской области, т.е. являлась работником правоохранительных органов, в связи с чем, она была уволена из отряда по хозяйственном обслуживанию. Довод ЕЕ об ухудшении здоровья в связи с содержанием под стражей в следственном изоляторе также не подтвержден материалами дела. Как следует из представленных документов и копии медицинской карты ЕЕ получала лечение от простудных заболеваний, обращалась по поводу приобретения контактных линз и лекарственного средства, рекомендованного офтальмологом. Отрицательной динамики в заболеваниях на основании данных медицинской карты не наблюдается. Обращений в филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-28 ФСИН России за медицинской помощью в связи с ненадлежащими условиями содержания под стражей от ЕЕ не поступало. ЕЕ не представила доказательств причинения ей нравственных страданий вследствие неправомерных действий должностных лиц органов государственной власти уголовно-исполнительной системы, а также наличия причинно-следственной связи между моральным вредом и действиями (бездействиями) должностных лиц ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические или нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения. При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда. Доказательств, что нахождение в условиях изоляции превысило неизбежные элементы страдания и унижения, административным истцом не представлено. Кроме того, в период содержания под стражей в следственном изоляторе, ЕЕ не обращалась к должностным лицам учреждения с жалобами и заявлениями на ненадлежащие условия отбывания наказания. В вышестоящие органы, органы прокуратуры истцом такие жалобы также не направлялись. Размер компенсации морального вреда ничем не подтвержден, не обоснован. Доводы истца основаны исключительно на голословных утверждениях, не подтверждаются объективными и достоверными доказательствами и материалами дела. Полагает, что цель обращения истца с настоящим административным иском не восстановление нарушенных прав, а незаконное обогащение за счет казны Российской Федерации. Кроме того, ЕЕ пропущен трехмесячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением с момента, когда она узнала о нарушении своих прав. На основании изложенного просит в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ) и применяются с 27 января 2020 года.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Как следует из материалов дела, ЕЕ содержалась под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области с 03.10.2019 года по 29.05.2020 года, с 05.08.2020 года по 12.10.2021 года.
12.10.2021 года ЕЕ была этапирована к месту отбывания наказания в виде лишения свободы в УФСИН России по Республике Хакасия.
27.01.2022 года осуждённая ЕЕ обратилась в суд с ходатайством о зачёте времени содержания под стражей, в порядке ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, по приговору Благовещенского городского суда Амурской области от 05 августа 2020 г.: а именно периода после вступления приговора в законную силу до прибытия осужденной в колонию общего режима - с 27 ноября 2020г. по 16 декабря 2021 г.
Постановлением судьи Усть-Абаканского районного судам Республики Хакасия от 11.03.2022 года ЕЕ отказано в удовлетворении ходатайства отказано, в связи с чем 08.06.2022 года ЕЕ обратилась с настоящим административным исковым заявлением в Благовещенский городской суд посредством почтовой связи.
Учитывая, что административным истцом оспаривается длящееся бездействие, которое завершено 12.10.2021 года, в последующем ЕЕ пыталась восстановить свое право посредством подачи ходатайства порядке ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, после отказа в удовлетворении ходатайства обратилась с административным иском в суд в порядке ст. 227.1 КАС РФ, суд считает, что имеются основания для восстановления срока на обращение в суд с настоящим административным иском.
В силу разъяснений, содержащихся в пунктах 2 и 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности осужденных.
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административный истец приговором Благовещенского городского суда от 05.08.2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Амурского областного суда от 27.11.2020 года, осуждена за совершение преступления, предусмотренного частью 6 статьи 290 УК РФ, к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Согласно части 1 статьи 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Согласно части 1,6 статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы направляются к месту отбывания наказания и перемещаются из одного места отбывания наказания в другое под конвоем, за исключением следующих в колонию-поселение самостоятельно в соответствии с частями первой и второй статьи 75.1 настоящего Кодекса. Порядок перемещения осужденных определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом.
Пунктом 3 Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденного приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17, определено, что осужденные направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией СИЗО УИС, исправительного учреждения, при котором создано ПФРСИ, извещения о вступлении приговора суда в законную силу. Направление осужденных осуществляется в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали (были зарегистрированы по месту жительства) или были осуждены.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту проживания (регистрации по месту жительства) осужденных или по месту их осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по решению ФСИН России в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (п. 4 Порядка).
В отдельные исправительные учреждения направляются осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные (часть 3 статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений (часть 3 статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) (п. 6 Порядка).
В соответствие со ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях лица, осужденные к лишению свободы, ранее не отбывавшие лишение свободы, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Осужденные, оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержатся в незапираемых общих камерах отдельно от иных лиц на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом для исправительных колоний общего режима, и пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа.
В соответствии со статьей 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев (часть первая); по окончании следственных действий или судебного разбирательства такие осужденные переводятся в исправительную колонию, воспитательную колонию или тюрьму, в которых они отбывали наказание, если при этом судом им не изменен вид исправительного учреждения (часть четвертая).
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 УИК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в случаях привлечения осужденных к лишению свободы к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве они содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда (часть 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации) (определения от 25 апреля 2019 года N 1165-О, от 25 июня 2019 года N 1805-О, от 24 октября 2019 года N 2718-О). Тем самым такие лица сохраняют свой статус осужденных к лишению свободы с присущими этому статусу правами и обязанностями, закрепленными уголовно-исполнительным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 3082-О и от 30 ноября 2021 года N 2630-О).
С учетом приведенных норм действующего законодательства, на ЕЕ в период ее содержания в следственном изоляторе после вступления приговора суда в законную силу (27.11.2020 года) должны были распространяться условия отбывания наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. В рассматриваемом случае - колонии общего режима. Порядок же содержания должен соответствовать требованиям Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно части 1 статьи 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрено, что в личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах изолированного участка, определенного администрацией ИУ (п. 46).
Из материалов дела следует, что 05.08.2020 года ЕЕ была заключена под стражу в зале суда, была доставлена в ФКУ СИЗО УФСИН России по Амурской области. Приговор вступил в законную силу 27.11.2020 года.
На основании постановления следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Благовещенском гарнизону от 06.08.2020 года ЕЕ оставлена ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в порядке ст. 77.1 УИК РФ для производства следственных действий на 2 месяца.
Постановлением судьи Белогорского гарнизонного военного суда на основании ч. 2 ст. 77.1 УИК РФ ЕЕ оставлена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области до рассмотрения уголовного дела в отношении ИА
Постановлением старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Благовещенском гарнизону от 20.01.2021 года осужденная ЕЕ оставлена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на срок 2 месяца для производства следственных и иных процессуальных действий в порядке ст. 77.1 УИК РФ по уголовному делу № ***, то есть на период с 20 января по 20 марта 2021 года.
Постановлением старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Благовещенском гарнизону от 17.03.2021 года осужденная ЕЕ оставлена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на срок 2 месяца для производства следственных и иных процессуальных действий в порядке ст. 77.1 УИК РФ по уголовному делу № ***, то есть на период с 20 марта по 20 мая 2021 года.
Постановлением старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Благовещенском гарнизону от 06.05.2021 года осужденная ЕЕ оставлена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на срок 2 месяца для производства следственных и иных процессуальных действий в порядке ст. 77.1 УИК РФ по уголовному делу № ***, то есть на период с 20 марта по 20 июля 2021 года.
Постановлением заместителя руководителя следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации по Благовещенском гарнизону от 02.08.2021 года осужденная ЕЕ оставлена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области на срок 2 месяца для производства следственных и иных процессуальных действий в порядке ст. 77.1 УИК РФ по уголовному делу № ***, то есть на период с 02 августа по 02 октября 2021 года.
На основании заявления от 10.12.2020 года в соответствии с приказами № 205-ос и № 206 -ос от 10.12.2020 года ЕЕ была оставлена в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию с 10.12.2020 года, принята на работу на должность уборщика помещений отряда по хозяйственному обслуживанию.
28.12.2020 года на основании приказа № 219-ос ЕЕ была уволена на основании ч. 3 ст. 80 УИК РФ, поскольку было установлено, что ЕЕ является бывшим сотрудником правоохранительных органов.
При этом с 25.12.2020 года ЕЕ содержалась в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в запираемых помещениях камерного типа.
12 октября 2021 года ЕЕ этапирована для отбытия наказания в виде лишения свободы в УФСИН России по Республике Хакасия.
Таким образом, доводы ЕЕ о том, что в период с 25.12.2020 года по 12.10.2021 года администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области ей не были обеспечены условия отбывания наказания в соответствие с приговором суда - в общежитии с возможностью свободного передвижения в локальном секторе - нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.
Ссылка представителя административных ответчиков о том, что ЕЕ, являлась бывшим сотрудником правоохранительных органов, не могла быть оставлена в отряде по хозяйственному обслуживанию наряду с другими осужденными, поскольку это противоречит требованиям ст. 80 УИК РФ о раздельном содержании осужденных-бывших работников судов и правоохранительных органов, судом не принимается.
Действительно, частями 1 и 3 статьи 80 УИК РФ определено, что в исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых. В отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные - бывшие работники судов и правоохранительных органов. В эти учреждения могут быть направлены и иные осужденные.
Между тем, указанные нормы во взаимосвязи с ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ возлагают на администрацию исправительного учреждения, в данном случае ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, обязанность обеспечить осужденному условия отбывания наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда, несмотря на его статус.
Сам факт оставления ЕЕ, осужденной к лишению свободы, в следственном изоляторе для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве не меняет и не может менять основания, а также ухудшать условия отбывания наказания, определенные вступившим в силу приговором суда, и обусловленное приговором правовое положение лица как осужденного.
Доводы ЕЕ о том, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в запираемых помещениях камерного типа она длительное время находилась одна, что негативно отразилось на ее психологическом состоянии, не свидетельствуют о незаконности действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона. Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых; при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании; при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Сведений о том, что ЕЕ содержалась в одиночных камерах, в материалах дела не имеется, о таких обстоятельствах суду сторонами не указывалось.
При этом отсутствие в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области в спорный период времени осужденных, которые, как ЕЕ, относились к спецконтенгенту и могли быть помещены в камеру к ЕЕ, не свидетельствует о создании администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области ненадлежащих условий содержания.
Административный истец указывает, что несоответствие условий отбывания наказания, назначенного приговором суда, повлекли ухудшение состояние здоровья, в том числе, из-за малоподвижности и долгого нахождения в единообразном положении увеличилась отечность, обострилось заболевание сердца, почек, обострилось заболевание остеохондроз, варикозное расширение вен.
Между тем, данные доводы ЕЕ не нашли своего подтверждения.
Как следует из материалов дела, при поступлении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области была обследована врачами ФКУЗ МСЧ № 28 ФСИН России, по результатам осмотра и обследований выявлены *** Острой патологии нет, инвалидом не является.
За период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области (с 27.11.2020 года по 12.10.2021 года) ЕЕ получала лечение в амбулаторных условиях филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-28 ФСИН России на постоянной основе: ***.
01.02.2021 года ЕЕ обратилась к неврологу с жалобами на неустойчивое настроение, указанные жалобы связывала с предстоящим судом. Врачом выписан лекарственный препарат –***.
06.04.2021 года обращалась к терапевту с целью выдачи разрешения на контактные линзы, жалобе не предъявляла.
23.04.2021 года осмотрена фельдшерем, предъявляла жалобы на насморк, головную боль, сухой кашель. По результатам осмотра выставлен диагноз – ***, назначено симптоматическое лечение.
02.07.2021 года обращалась к терапевту за выдачей разрешения на препарат ***, на момент осмотра жалоб не предъявляла.
При этом врачом терапевтом при сборе анамнеза установлено: состояние ЕЕ удовлетворительное. Дыхание через нос не затруднено. Грудная клетка равномерно участвует в акте дыхания. В легких дыхание везикулярное. Хрипов нет. 16 в мин. Тоны сердца ясные, ритмичные. АД 120/80 мм.рт.ст. ЧСС 74 уд, в мин. Язык чистый, влажный. Живот не увеличен, при пальпации мягкий, безболезненный. Печень по краю реберной дуги, по Курлову 9-8-7 см. Симптом поколачивания отрицательный с обеих сторон. Периферических отеков нет. Стул (со слов): регулярный, без патологических примесей Диурез (со слов): не нарушен.
Диагноз: ***
20.07.2021 года ЕЕ проведено УЗИ почек, паталогий не выявлено.
13.07.2021 года ЕЕ была осмотрена офтальмологом, предъявляла жалобы на сухость глаз, выставлен диагноз-***
19.07.2021 года ЕЕ обратилась к терапевту за выдачей разрешения на препарат, прописанный окулистом. Жалоб не предъявляла.
30.07.2021 года ЕЕ обращалась к терапевту с жалобами на заложенность носа, першение в горле, кашель, слабость, связывает данное состояние с переохлаждением.
При этом врачом терапевтом при сборе анамнеза установлено: ***
Таким образом, ухудшения состояния здоровья ЕЕ, которое могло быть вызвано ненадлежащими условиями содержания в следственном изоляторе, и на которые ссылается ЕЕ, не выявлено.
Рассматривая иные доводы ЕЕ, суд исходит из следующего.
Согласно статье 15 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона N 103-ФЗ, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 года приказом N 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (действовавшие ы период содержания ЕЕ под стражей в ФКУ СИЗО-1), которые едины на всей территории Российской Федерации.
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 78-ФЗ)
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Доводы ЕЕ о том, что во время содержания в ФКУ СИЗО УФСИН России по Амурской области она была лишена права на длительные свидания, лишена права на телефонные переговоры, видео звонки, посещение храма, не была трудоустроена, лишена права на посещение культурно-массовых мероприятий, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами (часть 2).
Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).
Приведенные положения части 3 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусматривают право осужденных лиц на замену одного вида свидания на другое или замену одного вида свидания телефонным разговором.
При этом право замены свидания телефонным разговором является самостоятельным правом, не зависящим от права на телефонные разговоры.
Право на телефонные разговоры осужденные имеют в соответствии со статьей 92 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.
При этом, частью 3 ст. 77.1 УИК РФ предусмотрено, что право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 настоящего Кодекса.
В ходе судебного разбирательства ЕЕ не оспаривала, что в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области 2-3 раза в неделю имела телефонное разговоры с родственниками, краткосрочные свидания также предоставлялись (1 раз в два месяца).
Доказательств того, что ЕЕ обращалась с заявлениями о замене в соответствие с ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ длительных свиданий на краткосрочные свидания или телефонные разговоры, в материалах дела не содержится, суду не представлено.
Жалоб от ЕЕ, в связи с отказом администрации учреждения в замене длительных свиданий на краткосрочные свидания или телефонные разговоры, не поступало.
При этом, право осужденных на осуществление видео звонков нормами статьи 92 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено, в связи с чем, основания для организации видео звонков ЕЕ у ФКУ СИЗО-1 отсутствовали.
Право на труд, профессиональное образование и профессиональное обучение осужденных к лишению свободы, обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных, участие в воспитательных мероприятиях, не относится к условиям отбывания наказания в исправительных учреждениях, которые регламентированы главой 13 УИК РФ, в связи с чем, доводы ЕЕ об отсутствии у нее возможности трудиться, получить дополнительное образование, посещать храм, участвовать в культурно-массовых мероприятиях в период нахождения в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, судом не принимаются.
Нормами УИК РФ право осужденных на посещение библиотек не регламентировано, при этом п. 125.1 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, предусмотрено право лиц, содержащихся в следственных изоляторах, пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ЕЕ была лишена такого права, суду не представлено.
В соответствие со с ч. 1 ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.
В силу п. 100 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 г. N 205 для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету.
Аналогичное право предусмотрено п. 59 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189.
При этом пунктами 62 и 63 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189, установлен запрет выводить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в магазин (ларек). Ассортимент товаров, имеющихся в магазине (ларьке), и их стоимость доводятся до сведения лиц, содержащихся под стражей. Лица, желающие приобрести продукты питания, предметы первой необходимости и промышленные товары, пишут заявления по установленной форме на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего, которые сдаются представителю администрации вместе с денежными квитанциями о наличии денег на лицевых счетах.
Необходимость соблюдения данного порядка, в случае оставления осуждённых в следственных изоляторах для участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого), обусловлена требованиями ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ.
Права на приобретение продуктов питания ЕЕ, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, не была лишена.
Право осужденных на перевод с обычных условий отбывания наказания в облегченные условия, предусмотренное ч. 2 ст.120 УИК РФ, что может служить основанием для перевода осужденного в колонию –поселения, не является безусловным, а потому доводы ЕЕ в указанной части судом не принимаются. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о ненадлежащих условиях содержания ЕЕ в следственном изоляторе.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требований административного истца ЕЕ о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области, выразившихся в нарушении в период с 25.12.2020 года по 12.10.2021 года условий содержания в исправительном учреждении, определенных приговором суда – необеспечении условий проживания в общежитии (незапираемых помещениях) с возможностью свободного передвижения в локальном секторе, что, безусловно, повлекло нарушение прав истца, гарантированных законом, само по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, и является основанием для присуждения денежной компенсации.
В п. 4 ст. 227.1 КАС РФ указывается, что при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области находится в ведомственном подчинении Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН России).
В соответствии с подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
При определении размера компенсации, суд учитывает фактические обстоятельства дела, характер допущенных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, длительность пребывания административного истца в ненадлежащих условиях, отсутствие тяжких последствий для административного истца, а также требования разумности и справедливости, и считает необходимым взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу ЕЕ компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 40 000 рублей, отказав в удовлетворении данных требований в большем размере.
В силу п. 2 ст. 227.1 КАС РФ административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 данной статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 указанного Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Поскольку требования административного искового заявления удовлетворены частично, денежные средства должны быть перечислены на имя ЕЕ, *** года рождения, по следующим реквизитам: счет № *** в «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО), БИК 041012765, ИНН 2801023444, кор.счет ***, р/с ***.
В соответствии с частью 9 статьи 227.1 КАС РФ решение суда о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 40000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2022 ░░░░