РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 августа 2024 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре судебного заседания Попцовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2024-005790-78 (производство № 2а-3982/2024) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области к Копрянцевой Л.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2022 год, по земельному налогу за 2022 год, пени,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Межрайонная ИФНС России № 22 по Иркутской области с административным иском к Копрянцевой Л.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2022 год, по земельному налогу за 2022 год, пени. В обоснование иска указано, что за спорный период административный ответчик Копрянцева Л.Н. состояла на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Ей за спорный период времени принадлежало следующее имущество: иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: ...., кадастровый номер ....; иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: г. ...., кадастровый номер ....; иные строения, помещения и сооружения, расположенное по адресу: г...., кадастровый номер ....; земельный участок, расположенный по адресу: .... кадастровый номер ....; земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ....; земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер ..... В настоящее время Копрянцева Л.Н. имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 37041 рубль, по земельному налогу за 2022 год в размере 17700 рублей, по пени, начисленным за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2022 год, земельного налога за 2022 год в размере 246 рублей 33 копейки. Налоговым органом направлялись в адрес налогоплательщика налоговые уведомление и требование об уплате налогов и начисленных пеней, однако, уведомление и требование остались без исполнения Копрянцевой Л.Н. После обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей, административный ответчик обратился с заявлением об отмене судебного приказа. Судебный приказ отменен определением мирового судьи в связи с поступлением возражений от административного ответчика относительно его исполнения. Однако, до настоящего времени, имеющаяся налоговая задолженность административным ответчиком не погашена. В связи с чем, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика Копрянцевой Л.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 37041 рубль, по земельному налогу за 2022 год в размере 17700 рублей, по пени, начисленным за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2022 год, земельного налога за 2022 год в размере 246 рублей 33 копейки.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 22 по Иркутской области своего представителя в судебное заседание не направила, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, дело просила рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Копрянцева Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени, дате и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание направила своего представителя.
Суд полагает возможным провести судебное разбирательство в отсутствие административного истца и административного ответчика в соответствиис частью 2 статьи 150 КАС РФ, поскольку их явка в суд не является и не признана судом обязательной.
В судебном заседании представитель административного ответчика Арьяев Е.И. иск не признал, суду пояснил, что ранее, в рамках приказного производства .... вся имеющая задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2022 год и земельному налогу за 2022 год была погашена Копрянцевой Л.Н. в полном объеме, о чем суду представил чек-ордер от 21 февраля 2024 года с назначением платежа – уплата налога за налоговый период 2022 года. В последующем судебный приказ был отменен в связи с фактическим погашением задолженности. Начисленные пени на сумму 246 рубля 33 копейки Копрянцевой Л.Н. уплачены 31 июля 2024 года и на сегодняшний момент спорная налоговая задолженность отсутствует, полностью погашена Копрянцевой Л.Н. В связи с чем, в иске просил отказать в полном объеме.
Суд, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела ...., приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ст. 19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно Налоговому кодексу РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ч. 2 ст. 394 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 390 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления земельного налога является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее. Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК).
Из материалов дела следует, что Копрянцевой Л.Н. в 2022 году принадлежали следующие земельные участки: земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер .... с 29 июня 2012 года по настоящее время; земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер .... с 29 июня 2012 года по настоящее время; земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый номер .... в размере 2/3 доли в праве общей долевой собственности с 24 августа 2017 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН в отношении земельных участков, а также сведениями в отношении имущества налогоплательщика, представленными суду налоговым органом.
В связи с чем, административный ответчик Копрянцева Л.Н. обязана уплатить земельный налог за 2022 год.
Согласно расчету налогового органа, задолженность Копрянцевой Л.Н. по земельному налогу за 2022 год составляет:
- 15513 рублей в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., исходя из следующего расчета: 2585550 рублей кадастровая стоимость ? 0,30 налоговая ставка ? 12 месяцев ? 2 повышающий коэффициент (п.п. 15, 16 ст. 396 НК РФ);
- 1932 рубля в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., исходя из расчета: 460 060 рублей кадастровая стоимость ? 0,30 налоговая ставка ? 12 месяцев ? 2 повышающий коэффициент (п.п. 15, 16 ст. 396 НК РФ);
- 255 рублей в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., исходя из расчета: 172 480 рублей кадастровая стоимость ? 2/3 доли в праве ? 0,30 налоговая ставка ? 12 месяцев ? 1,1 коэффициент к налоговому периоду (п. 17 ст. 396 НК РФ).
Итого, общая сумма земельного налога за 2022 год составляет 17700 рублей.
Суд, проверив расчет земельного налога, находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства, каких-либо противоречий расчет не содержит. Ответчиком расчет не оспорен.
В соответствии со статьей 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 400, 401 НК РФ, Решением Думы г. Иркутска от 31 августа 2005 года N 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» (с изменениями на 29 июня 2021 года), физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения – жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение, должны уплачивать налог. Налог подлежит уплате в порядке и в сроки, установленные ст. 409 НК РФ.
В соответствии с п. 1 Главы 1 Решения Думы г. Иркутска от 31 августа 2005 года N 004-20-160175/5 «Об установлении и введении в действие некоторых налогов на территории города Иркутска» (с изменениями на 29 июня 2021 года), ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в следующих размерах: 0,2 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прочих объектов налогообложения (в ред. Решения Думы г. Иркутска от 29.06.2021 N 007-20-027240/1).
В судебном заседании установлено, что административный ответчик Копрянцева Л.Н. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц за 2022 год, поскольку на ее имя за спорный период было зарегистрировано следующее недвижимое имущество: здание, расположенное по адресу: ...., кадастровый номер .... с 18 сентября 2012 года по настоящее время; помещение, расположенное по адресу: ...., кадастровый номер .... с 23 января 2013 года по настоящее время; помещение, расположенное по адресу: ...., кадастровый номер .... в размере 2/3 доли в праве общей долевой собственности с 24 августа 2017 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН в отношении недвижимого имущества, а также сведениями, представленными суду налоговым органом суду, в отношении имущества налогоплательщика.
В связи с чем, административный ответчикКопрянцева Л.Н. обязана уплатить налог на имущество физических лиц за 2022 год.
Согласно расчету налогового органа, задолженность ответчика Копрянцевой Л.Н. по налогу на имущество физических лиц за 2022 год составляет:
- 22037 рублей в отношении здания, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., исходя из следующего расчета: 11018 666 рублей кадастровая стоимость ? 0,20 налоговая ставка ? 12 месяцев ? 1.1 коэффициент к налоговому периоду (п. 8.1 ст. 408 НК РФ);
- 14263 рубля в отношении помещения, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., исходя из следующего расчета: 7131 622 рубля кадастровая стоимость ? 0,20 налоговая ставка ? 12 месяцев ? 1.1 коэффициент к налоговому периоду (п. 8.1 ст. 408 НК РФ);
- 741 рубль в отношении помещения, расположенного по адресу: ...., кадастровый номер ...., исходя из следующего расчета: 1263 922 рубля кадастровая стоимость ? 0,20 налоговая ставка ? 2/3 доли в праве ? 12 месяцев ? 0.6 коэффициент к налоговому периоду (п.п. 8, 8.2 ст. 408 НК РФ).
Итого, общая сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2022 год составляет 37041 рубль.
Суд, проверив расчет налога, находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства, каких-либо противоречий расчет не содержит. Ответчиком расчет не оспорен.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 НК РФ если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности.
С 1 января 2023 г. Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (вступил в силу с 1 января 2023 года) усовершенствован порядок уплаты налогов, сборов и взносов в виде единого налогового платежа (далее - ЕНП) при введении с 01 января 2023 года института Единого налогового счета (далее - ЕНС).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Налогового кодекса РФ единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, а также денежные средства, взысканных с налогоплательщика, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 4, 5 указанной статьи (11.3 НК РФ) единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами (в том числе при исполнении обязанности управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества).
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, указанного в пункте 4 настоящей статьи, в валюте Российской Федерации на основе, среди прочего, налоговых уведомлений - со дня наступления установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты соответствующего налога (подпункт 6 пункта 5).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц относятся к числу видов налогов, расчет суммы по которым производится налоговым органом.
В соответствии с ч. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Из налогового уведомления № 72071270 от 27 июля 2023 года видно, что налоговый орган произвел расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2022 год и уведомил Копрянцеву Л.Н. уплатить указанные налоги за 2022 год в срок до 01 декабря 2023 года.
Факт направления налогового уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается почтовым реестром № 2794, принятого в ОПС 29 сентября 2023 года.
В соответствии с указанной 69 статьей Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (ч. 1 ст. 69 НК РФ).
В соответствии с ч.ч. 2-5 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности также должно содержать: сведения о сроке исполнения требования; сведения о мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены в случае неисполнения требования налогоплательщиком; предупреждение об обязанности налогового органа в соответствии с пунктом 3 статьи 32 настоящего Кодекса направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (в случае, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления) (часть 2).
Требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения (часть 3).
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1).
В случае, если отрицательное сальдо единого налогового счета лица - налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента не превышает 3 000 рублей, требование об уплате задолженности в размере отрицательного сальдо единого налогового счета должно быть направлено этому лицу не позднее одного года со дня формирования указанного отрицательного сальдо единого налогового счета (часть 2).
В судебном заседании установлено, что требования об уплате ответчиком земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2022 год направлено не было.
Представленное суду требование № 381201252 об уплате задолженности по состоянию на 25 мая 2023 года в общей сумме 160446 рублей 58 копеек и пени в размере 70314 рублей 96 копеек, со сроком уплаты до 20 июля 2023 года, к спорным налогам за 2022 год отношения не имеет, поскольку выставлено ранее, чем возникла обязанность ответчика оплатить текущие налоги, поскольку срок выполнения обязанности оплатить земельный налог и налог на имущество за 2022 года установлен до 01 декабря 2023 года. Тогда как, в указанном требовании срок установлен до 20 июля 2023 года, а земельный налог, налог на имущество за 2022 год в требование не вошли. Данное требование относится к иной задолженности ответчика за предыдущие периоды.
Таким образом, поскольку иного суду не представлено, суд приходит к выводу, что требование об уплате ответчиком земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2022 год в нарушение ст. 70 НК РФ выставлено не было.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что досудебный порядок принудительного взыскания истцом не соблюден.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как установлено ранее, требование об уплате налога истцом не направлялось.
Из материалов дела следует, что с заявлением о взыскании с Копрянцевой Л.Н. задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2022 год, начисленных пени в приказном порядке по требованию № 381201252 по состоянию на 25 мая 2023 года со сроком уплаты до 20 июля 2023 года налоговый орган обратился к мировому судье 12 судебного участка Свердловского района г. Иркутска 09 февраля 2024 года, о чем мировым судьей был вынесен судебный приказ .... от 16 февраля 2024 года.
В то же время, поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (часть 3 статьи 123.8 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит обжалованию, то судья районного суда при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа по такому же требованию не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, соблюдение им срока на такое обращение.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа (таможенного органа), установленного пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, то указанный срок им признан не пропущенным.
В суд с настоящим иском истец обратился 27 июня 2024 года, то есть в течение 6 месяцев после отмены судебного приказа, который отменен 22 февраля 2024 года.
Из письменных пояснений налогового органа следует, что поступивший платеж от Копрянцевой Л.Н. по чек-ордеру от 21 февраля 2024 года на сумму 54741 рубль зачтен налоговым органом в следующем порядке: в размере 10233 рубля 67 копеек – зачтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год, 16590 рублей 14 копеек – зачтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, 27917 рублей 19 копеек – зачтены в счет погашения задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, то есть платеж зачтен к уплате налоговым органом в хронологическом порядке в ранее возникшие задолженности Копрянцевой Л.Н. (от более ранних возникших к последующим). И в настоящий момент имеющаяся недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2022 год и земельному налогу за 2022 год, а также пени Копрянцевой Л.Н. не погашены.
Вместе с тем, проверяя доводы административного ответчика о полной оплате налога на имущество физических за 2022 год в размере 37041 рубль, земельного налога за 2022 год в размере 17700 рублей, а всего на сумму 54741 рубль в рамках приказного производства, отсутствии на сегодняшний день такой задолженности, и необоснованности в связи с этим требований налогового органа в этой части, судом установлено следующее.
Судом установлено, что Копрянцевой Л.Н. 21 февраля 2024 года налоговая недоимка по налогу на имущество физических за 2022 год в размере 37041 рубль, земельному налогу за 2022 год в размере 17700 рублей, а всего на сумму 54741 рубль уплачена в рамках исполнения судебного приказа ..... Факт оплаты подтверждается чек-ордером от 21 февраля 2024 года с назначением платежа – уплата налогового платежа за налоговый период 01 декабря 2023 года.
К данному выводу суд пришел на основании того, что на момент оплаты 21 февраля 2024 года судебный приказ не был отменен, действовал, суммы указанные судебном приказе и чек-ордере совпадают, так же совпадает налоговый период со сроком уплаты до 01 декабря 2023 года.
В силу части 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).
В соответствии с Приложением № 2 к Приказу Министерства Финансов Российской Федерации утверждены правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами. Правила устанавливают порядок информации в реквизитах "104" - "109", "Код" и "Назначение платежа" при составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, в том числе за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
Настоящие Правила распространяются на: налогоплательщиков и плательщиков сборов, страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов, налоговые органы (в том числе при составлении поручений на списание и перечисление суммы задолженности (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации), законных и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов и иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
В редакции Правил, действовавших до 31 декабря 2023 года включительно, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывалось значение основания платежа, который имел 2 знака и мог принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие. В реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывалось значение показателя налогового периода, который имел 10 знаков, восемь из которых имели смысловое значение, а два являлись разделительными знаками и заполнялись точкой ("."). Показатель использовался для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах. В показателе налогового периода указывался тот налоговый период, за который осуществлялась уплата или доплата налогового платежа (пункт 7 Правил, действовавших до 31 декабря 2023 года включительно).
В настоящем случае распоряжение Копрянцевой Л.Н. о переводе денежных средств в уплату налогов осуществлено 21 февраля 2024 года, то есть после внесенных изменений в Правила Приказом Минфина России от 30.12.2022 N 199н.
Согласно пункту 4.6 Правил, в редакции, действующей с 01 января 2024 года, в реквизитах "106" - "109" указывается значение ноль ("0"), если иное не предусмотрено настоящими Правилами. В случае указания в реквизитах "106" - "109" значений, отличных от значения ноль ("0"), налоговые органы самостоятельно определяют принадлежность к единому налоговому платежу, руководствуясь законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В реквизите "Назначение платежа" указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в том числе в случае исполнения уполномоченными, законными представителями и иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей за иное лицо (пункт 4.11 Правил указания информации в действующей редакции).
На основании вышеуказанных Правил налоговый орган вправе самостоятельно определить основание платежа только в случае невозможности однозначно идентифицировать платеж.
Как видно из представленного административным ответчиком чек-ордера от 21 февраля 2024 года, распоряжение Копрянцевой Л.Н. о переводе денежных средств в уплату налогов содержит правильные реквизиты и назначение платежа: налоговый платеж, реквизит "107" содержит указание на налоговый период – 01.12.2023, то есть налоговый период за 2022 год, сумма налогов оплачена в точном соответствии с суммами, заявленными в налоговом уведомлении № 72071270 от 27 июля 2023 года,
То есть, из содержания указанного чек-ордера от 21 февраля 2024 года следует, что Копрянцевой Л.Н. производится внесение денежных средств в счет оплаты налоговых платежей за 2022 год на общую сумму 54741 рубль по реквизитам в точном соответствии, выставленным к уплате в налоговом уведомлении № 72071270 от 27 июля 2023 года. Кроме того, реквизит УИН (уникальный идентификатор начислений) содержит точный номер УИН, указанный для уплаты Копрянцевой Л.Н. налога на имущество физических лиц за 2022 год и земельного налога за 2022 год в налоговом уведомлении № 72071270 от 27 июля 2023 года.
Обязанность уплачивать законно установленные налоги, сборы, страховые взносы предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данная обязанность прекращается, в частности, с уплатой налога и (или) сбора (подпункт 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
По делу не оспаривалось, что представленные суду налогоплательщиком платежные документы содержат информацию, позволяющую идентифицировать платеж в соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
Подпунктом 1 пункта 7 и пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части.
В силу положений части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
При наличии волеизъявления налогоплательщика, являющегося административным ответчиком, на уплату в рамках конкретного дела после предъявления административного иска предъявленных ко взысканию налога, страховых взносов за конкретный налоговый период, выраженного в платежном документе, налоговый орган не вправе изменить назначение платежа и направить поступившие от налогоплательщика суммы на погашение имеющихся у него иных более ранних недоимок в порядке пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку это будет нарушать конституционное право административного ответчика на судебную защиту.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что у налогового органа не имелось оснований для зачисления платежа Копрянцевой Л.Н. от 21 февраля 2024 года в ранее возникшие задолженности по хронологии (от ранее возникшей к последующим), поскольку платеж (распоряжение) Копрянцевой Л.Н. на основании чек-ордера от 21 февраля 2024 года, поскольку у налогового органа имелась возможность идентифицировать платеж от 21 февраля 2024 года как внесенный Копрянцевой Л.Н. в счет уплаты налога на имущество физических лиц за 2022 год и земельного налога за 2022 год в счет исполнения судебного акта – судебного приказа, который на момент оплаты 21 февраля 2024 года не был отменен и действовал.
Распоряжение Копрянцевой Л.Н. о переводе денежных средств в уплату налогов содержит правильные реквизиты и назначение платежа, и точную сумму налогов, кроме того, содержит точный номер УИН, указанный для уплаты Копрянцевой Л.Н. налога на имущество физических лиц за 2022 год и земельного налога за 2022 год в налоговом уведомлении № 72071270 от 27 июля 2023 года, позволяющий его идентифицировать.
Таким образом, поскольку недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2022 год и земельному налогу за 2022 год фактически погашена Копрянцевой Л.Н. в рамках приказного производства .... на основании чек-ордера от 21 февраля 2024 года в полном объеме, суд приходит к выводу, что в этой части требования налогового органа о взыскании Копрянцевой Л.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 37041 рубль, земельного налога за 2022 год в размере 17700 рублей удовлетворению не подлежат в связи с фактическим исполнением требований до обращения с настоящим иском в суд.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчик пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2022 год, земельного налога за 2022 год в размере 246 рублей 33 копейки, уд исходит из следующего.
Согласно ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (ч. 3 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с частью 4 указанной статьи (ст. 75 НК РФ) пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: 1) для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе в Постановлениях от 17 декабря 1996 года N 20-П, 15 июля 1999 года N 11-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства.
Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налогов и иных сборов.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в установленный срок Копрянцевой Л.Н. обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2022 год исполнена не была, в связи с чем, налоговым органом начислены пени в размере 246 рублей 33 копейки.
Согласно расчету налогового органа, налоговым органом начислены пени в размере 246 рублей 33 копейки на совокупную обязанность уплаты налогов на дату образования отрицательного сальдо: на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в размере 37041 рубль и земельному налогу за 2022 год в размере 17700 рублей, за период со 02 декабря 2023 года по 10 декабря 2023 года.
Суд, проверив расчет начисленных пеней, находит его арифметически верным, рассчитанным в соответствии с требованиями законодательства с учетом внедрения с 01 января 2023 года института ЕНС в рамках Федерального закона от 14.07.2022 N 263 "О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации". Каких-либо противоречий расчет пеней не содержит. В данной части административным ответчиком расчет пеней не оспорен, свой альтернативный расчет не представлен.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что положения специальных норм налогового законодательства, устанавливающих срок предъявления налоговым органом административных исковых требований к Копрянцевой Л.Н. о взыскании пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2022 год, земельного налога за 2022 год, в суд в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа налоговым органом соблюдены, судом проверен расчет начисленных пеней, который является верным, то требования налогового органа о взыскании с Копрянцевой Л.Н. пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2022 год, земельного налога за 2022 год в размере 246 рублей 33 копейки являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в силу положений части 3 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Ответчиком суду представлена квитанция от 31 июля 2024 года, из которой видно, что Копрянцевой Л.Н. в период рассмотрения спора оплачены спорные пени в размере 246 рублей 33 копейки
Указанная квитанция от 31 июля 2024 года также содержит все верные реквизиты для оплаты задолженности, включая назначение платежа – именно спорные пени по настоящему делу в спорной сумме задолженности в размере 246 рублей 33 копейки. Указанная квитанция позволяет идентифицировать платеж Копрянцевой Л.Н. именно в счет уплаты спорных пеней, начисленных за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2022 год, земельного налога за 2022 год в размере 246 рублей 33 копейки.
Подпунктом 1 пункта 7 и пунктом 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной (частично исполненной) налогоплательщиком со дня перечисления денежных средств в качестве единого налогового платежа в бюджетную систему Российской Федерации или со дня признания денежных средств в качестве единого налогового платежа при наличии на соответствующую дату учтенной на едином налоговом счете совокупной обязанности в части.
Поскольку спорные пени уплачены Копрянцевой Л.Н. в ходе рассмотрения настоящего дела, решение суда в указанной части исполнению не подлежит в связи с фактическим исполнением.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. (....) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░ ░░░░░░░ 246 ░░░░░░ 33 ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░ ░░░░░░░ 246 ░░░░░░ 33 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░░ 2024 ░░░░.