РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2023 года г.о. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Осадчей Н.М.,
при секретаре Бобылёвой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Веселовой Л.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о восстановлении вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Веселова Л.А. обратилась с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о восстановлении права истца на определенный при предоставлении земельного участка вид разрешенного использования земельного участка – для ведения личного подсобного хозяйства, обязании ответчика изменить указанный в ЕРГН вид разрешенного использования земельного участка. Уточнив иск в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец мотивировала свои требования тем, что 22.06.2020 года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда признано право собственности Веселовой Л.А. на земельный участок с кадастровым № площадью 250 кв.м., тем самым был удовлетворен иск о признании за Веселовой Л.А. права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ) на основании свидетельства о праве собственности на землю ФИО4 (первоначальный собственник) от 19.10.1993 года. 03.06.2021 года право собственности истца зарегистрировано. Первоначально при предоставлении земельного участка в 1993 году вид разрешенного использования данного земельного участка был – «для ведения личного подсобного хозяйства». В 2014 году при постановке земельного участка на кадастровый учет ответчиками помимо воли первоначального собственника неправомерно был изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка и указан – «для огородничества без права возведения некапитальных хозяйственных строений и сооружений», однако Управление Росреестра по Московской области не признало данную ситуацию реестровой ошибкой и не внесло изменения в ЕГРН, а администрация г.о. Красногорск Московской области отказалась отменять решение в части изменения вида разрешенного использования земельного участка. В настоящее время площадь спорного земельного участка (250 кв.м.), что менее установленного минимального размера на территории г.о. Красногорск как для ЛПХ, так и для огорода. Истцу невозможно произвести объединение спорного земельного участка с соседним, имеющим вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, а находящиеся на спорном земельном участке более 22 лет дачные строения должны быть снесены. Истец полагает, что в 2014 году земельный участок был поставлен на учет как вновь образуемый, на тот момент истец не могла предъявить свидетельство о праве собственности № от 19.10.1993 года, а фактически должен был включаться в ЕГРН как уже ранее учтенный объект недвижимости.
Истец Веселова Л.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, обеспечила явку своего представителя по доверенности – Беляева О.В., который поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебном заседании просил отказать в иске по доводам, изложенным в письменном отзыве. Ответчик в своем отзыве пояснил, что сведения о спорном земельном участке вносились в государственный кадастр недвижимости на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области от 22.12.2014 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, принятого по результатам рассмотрения заявления от 19.12.2014 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации Красногорского муниципального района Московской области от 11.12.2014 №. Ответчик указал, что в отношении спорного земельного участка в ЕГРН содержатся сведения о незарегистрированных ограничениях и обременениях – ограничение в пользовании земельным участком, в соответствии с зоной регулирования застройки памятника истории и культуры ансамбля усадьбы «Архангельское» на основании Постановления Правительства Московской области № 156/18 от 30.05.2001. Земельный участок расположен в зонах с особыми условиями использования территории, включен в границы территориальной зоны застройки индивидуальными и блокированными домами № (в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия). Площадь спорного земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру земельных участков, установленных для основного вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» в территориальной зоне №
Представитель третьего лица – администрации г.о. Красногорск МО в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда в соответствии с законодательством. В письменном отзыве на иск представитель администрации указал, что с заявленными требованиями не согласен, считают их незаконными и не подлежащими удовлетворению. Администрация пояснила, что 28.10.2014 года истец обратилась с заявлением к администрации, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, отнести к категории и установить вид разрешенного использования для земельного участка площадью 353 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Руководствуясь действующим законодательством (Закон Московской области от 17.06.2003 г. № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области»), Администрация в рамках своих полномочий установила на земельный участок, площадью 353 кв.м. вид разрешенного использования – «для огородничества без права возведения некапитальных строений и сооружений», полагает, что установленный вид разрешенного использования прав истца не нарушает, собственником смежного земельного участка является иное лицо.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, третьего лица, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
Положениями ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
В рамках, утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений. Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО4 19.10.1993 выдано свидетельство о праве собственности на землю №, в котором указано, что решением Воронковского сельского округа от 18.10.1993 года № 70 ей для ведения личного подсобного хозяйства предоставлен земельный участок площадью 0,025 га.
28.10.2014 года истец Веселова Л.А. обратилась к главе Красногорского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отнесении к категории и установлении вида разрешенного использования для земельного участка площадью 353 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> К заявлению приложены: лист согласования проекта постановления об утверждении схемы расположения и определении местоположения земельного участка площадью 353 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного в центральной части кадастрового № от 18.11.2014 года; акт согласования местоположения границ земельного участка площадью 353 кв.м.; межевой план; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый №, местоположение: <адрес> земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала.
Постановлением Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 11.12.2014 года № 2796/12 утверждена схема расположения и определено местоположение земельного участка площадью 353 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного в центральной части кадастрового № с разрешенным видом использования - для огородничества без права возведения некапитальных хозяйственных строений и сооружений. Категория земель – земли населенных пунктов. Местоположение земельного участка площадью 353 кв.м. определено: <адрес> Введено ограничение в пользовании земельным участком в соответствии с зоной регулирования застройки памятника истории и культуры ансамбля усадьбы «Архангельское» на основании Постановления Правительства Московской области № 156/18 от 30.05.2001 «Об утверждении границ территории и зон охраны памятника истории и культуры – ансамбля усадьбы «Архангельское» Красногорского района».
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 22.06.2020 года № 33-14436/2020 отменено решение Красногорского городского суда Московской области от 17.03.2020 года. Постановлено по делу новое решение, которым удовлетворен иск Веселовой Л.А. к Администрации городского округа Красногорск о признании права собственности на земельный участок с кадастровым № площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствующих координатах поворотных точек. Апелляционное определение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН от 03.06.2021 года земельный участок с кадастровым № площадью 250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для огородничества без права возведения некапитальных хозяйственных строений и сооружений. В выписке указано, что сведения об объекте имеют статус «временные», дата истечения временного характера сведений об объекте недвижимости: 01.03.2022. Собственником земельного участка является Веселова Л.А. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 22.06.2020 года № 33-14436/2020.
Согласно уведомлению от 13.09.2021 года Веселовой Л.А. сообщалось, что в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном ранее уведомлении от 11.06.2021 г. о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, и не устранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, ей отказано в осуществлении государственного кадастрового учета.
17.03.2023 года администрация г.о. Красногорск Московской области сообщила истцу в ответ на ее обращение, что основания для внесения изменений в постановление Администрации Красногорского муниципального района Московской области от 11.12.2014 года № 2796/12 в части определения вида разрешенного использования отсутствуют. Полномочия по изменению вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в частной собственности, у администрации отсутствуют, для этого необходимо обращаться в управление Росреестра с соответствующим заявлением об изменении характеристик объекта недвижимости. Кроме того, истцу сообщалось, что земельный участок с кадастровым № расположен в территориальной зоне <данные изъяты> застройка индивидуальными и блокированными жилыми домами, в которой для вида разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков – 500 кв.м. и 500 000 кв.м. соответственно. Площадь спорного земельного участка – 250 кв.м., что меньше установленного минимального размера.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.05.2023 года собственником смежного (как следует из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастрового №) со спорным земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> является ФИО6
Разрешая исковые требования, суд руководствуется вышеизложенными нормами права, и, оценив представленные сторонами доказательства, учитывая обстоятельства дела, в том числе, расположение участка в зоне с особыми условиями использования территории (в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия), размер участка, не соответствующий предельному минимальному размеру для ведения личного подсобного хозяйства, мнение третьего лица, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Веселовой Л.А. требований. Суд полагает, что оснований для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░