Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года | пгт. Забайкальск |
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Мустафиной Т.Ф.,
с участием помощника Даурского транспортного прокурора Кувиной Д.М.,
истца Токаревой А.М.,
представителя ответчика Дубровской Н.Г., действующей на основании доверенности от 01.01.2023 г. № участвующей посредством использования систем видеоконференц-связи с обеспечивающим её Измайловским районным судом г. Москвы,
представителя третьих лиц - Читинской таможни и Федеральной таможенной службы – Мыхтонюк С.А., действующей на основании доверенностей от 27.12.2022 г. № и от 16.02.2023 г. №, участвующей посредством использования систем видеоконференц-связи с обеспечивающим её Железнодорожным районным судом г. Читы,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-419/2023 (УИД 75RS0010-01-2023-001016-93) по исковому заявлению Токарева Владимира Михайловича, Токаревой Анны Михайловны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО13, к страховой компании АО «МАКС» о взыскании страховой выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Токарева А.М., Токарев В.М. являются родителями умершей ФИО8, которая проходила службу в таможенных органах, а именно в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №-КС ФИО8 была уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, с должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ
В период прохождения службы в <данные изъяты> у ФИО8 диагностировали заболевание: «<данные изъяты>
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ №, данное заболевание получено в период прохождения службы на основании статьи 8-а графы II расписания болезней (приложение к приказу ФТС России от 30.12.2013 г. № 2460 «Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации»): категории: «Д» - не годен к службе в таможенных органах (на момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с заключением Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от 01.06.2022 № 21, заболевание ФИО14 <данные изъяты> приведшие к ее смерти ДД.ММ.ГГГГ - получено в период военной службы.
29 декабря 2020 г. между ФТС России и АО «МАКС» заключен государственный контракт № на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2021 год. Срок оказания услуг с 1 января по 31 декабря 2021 г. (пункт 1.4 государственного контракта).
ФИО8, являвшаяся застрахованным лицом по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Актом служебного расследования от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что причина смерти - заболевание получено в период военной службы», находится в причинно-следственной связи с исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей, определенных должностным регламентом.
Близкими родственниками ФИО8 являются: мать Токарева Анна Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец Токарев Владимир Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Федеральной таможенной службой Российской Федерации в лице Читинской таможни в адрес страховщика АО «МАКС» направлены материалы служебного расследования об установлении причинно-следственной связи с исполнением служебных обязанностей для принятия решения о выплате страховой суммы.
Ответчик отказал в выплате страхового возмещения со ссылкой на пункты 3.1. Государственного контракта и пункт 1.7 Регламента проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ, указав, что данное событие не является страховым случаем, и потому не имеется оснований для производства страховой выплаты.
Указанные выводы страховой компании являются необоснованными и незаконными, поскольку в силу ст. 969 ГК РФ, Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», обязательное государственное страхование жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов установлено в целях защиты их социальных интересов, а в случае их гибели (смерти) - интересов наследников этого сотрудника и является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, причиненный жизни или здоровью сотрудников таможенных органов при прохождении ими службы. Страховое обеспечение, полагающееся сотрудникам таможенных органов, а в случае их гибели (смерти) их наследникам, входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванный компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред. В числе таких страховых случаев - гибель (смерть) должностного лица таможенного органа в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей. При наступлении страхового случая выплату застрахованным лицам или другим выгодоприобретателям установленных законом страховых сумм осуществляют страховые организации (страховщики) в порядке и на условиях, установленных договором государственного страхования жизни и здоровья сотрудников таможенных органов (государственным контрактом).
Страховщик осуществляет страховую выплату выгодоприобретателю (застрахованному лицу, его наследникам) при наступлении подтвержденного соответствующими документами страхового случая, одним из которых является заболевание в период службы застрахованного лица приведшее к смерти. Среди таких документов - акт служебного расследования, подтверждающий причинно-следственную связь между страховым случаем и исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей, заключение военно-врачебной комиссии с указанием формулировки причины смерти застрахованного лица.
Согласно справке - расчету годового денежного довольствия сотрудника таможенного органа <данные изъяты> на дату наступления страхового случая (20.09.2021 г.) составляет 1 052 760, 92 рублей. Итого сумма страховой выплаты составляет 13 159 511, 50 рублей (1 052 760,92*12,5)
На основании изложенного, истцы просили суд взыскать со страховой компании АО «МАКС» в их пользу страховые выплаты в размере 13 159 511, 50 руб.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, суду пояснила, что во время прохождения службы в Читинской таможне, у её дочери диагностировано заболевание, приведшее к смерти. Все необходимые документы были предоставлены в страховую компанию. Актом служебного расследования была установлена причинно-следственная связь между страховым случаем и исполнением застрахованным лицом служебных обязанностей. Комиссией установлено, что заболевание ФИО8 приобретено в период прохождения службы в Читинской таможне. Выводы в заключении военно-врачебной комиссии совпадают с заключением акта служебного расследования, что заболевание получено именно в период прохождения военной службы. В документах нигде не было указано, что имеющееся заболевание не связано с осуществлением трудовых функций. При этом на момент заключения контракта, ФИО8 была здорова. Таким образом, оснований для отказа в производстве страховых выплат у ответчика не имелось.
Представитель ответчика с заявленными исковыми требованиями не согласилась, дала объяснения, аналогичные письменным возражениям, в которых указано, что 29 декабря 2020 г. между АО «Московская акционерная страховая компания» и Федеральной таможенной службой был заключен Государственный контракт № по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2021 год, с установлением срока исполнения услуг с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. ФИО8 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в таможенных органах, была уволена со службы ДД.ММ.ГГГГг. (до истечения срока действия контракта) с должности <данные изъяты> Актом служебного расследования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 было проведено оперативное лечение: <данные изъяты> Основной диагноз: <данные изъяты> Сопутствующий диагноз: <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 находилась на стационарном лечении в <данные изъяты>, где ДД.ММ.ГГГГ ей было проведено оперативное лечение - <данные изъяты>. Основной диагноз: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 состояла на учете у <данные изъяты> с диагнозом: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. На фоне лечения прогрессирование заболевания, <данные изъяты> Получала <данные изъяты> лечение, обезболивание. ДД.ММ.ГГГГ пациентка умерла. Причина смерти: <данные изъяты>
В акте служебного расследования, проведенного комиссией <данные изъяты>, установлено с учетом заключения №, 22 ЦВВК ФТС России, что заболевание ФИО8, приведшее к смерти, получено в период военной службы. Согласно заключению комиссии <данные изъяты>, заболевание ФИО8 получено в период прохождения службы в <данные изъяты>
Согласно п. 3.1 Контракта, страховыми случаями признаются в том числе: 3.1.1. гибель (смерть) Застрахованного лица в период службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, влечет выплату страховой суммы в размере 12,5 - кратного годового денежного содержания. Согласно п. 1.7 Регламента основанием для выплаты страховой суммы (страховой выплаты) обеспечения в соответствии с приказом Минтруда России от 28 ноября 2019 г. № 742н «Об утверждении порядка установления причин инвалидности» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» являются формулировки причин смерти или инвалидности в редакции «военная травма», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «трудовое увечье» и «профессиональное заболевание». Причина смерти или инвалидности с формулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когда смерть или инвалидность явились следствием различных заболеваний или увечий, но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и не связана с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска и иными обстоятельствами. Причина смерти или инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность или смерть уволенного должностного лица наступила вследствие заболевания, полученного в период службы в таможенных органах, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанных с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей).
Кроме этого, согласно п. 1.9. Регламента, наступление вредных для Застрахованного лица последствий общего заболевания, бытового травмирования, не связанных с исполнением служебных обязанностей, а также нарушения застрахованным лицом мер безопасности независимо от места и времени их наступления (территория таможенного органа, рабочий кабинет, пребывание в командировке и т.д. не может быть признано основанием для применения положений частей 13-18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № ЗП-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и осуществления выплат страховых сумм (страховых выплат), указанных в пункте 1.4 настоящего Регламента.
В ноябре 2022 года в адрес ответчика от <адрес> таможни поступили документы на выплату страховой суммы в связи со смертью ФИО8 В выплате страховой суммы отказано, в связи с тем, что заявленное событие не является страховым случаем в рамках Контракта, поскольку смерть наступила в результате заболевания, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы.
Доводы истцов относительно того, что смерть ФИО8 наступила в период службы в таможенных органах, и, это является основанием для страховой выплаты в рамках Контракта, несостоятельны, так как основаны на ошибочном толковании ст. 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ и положений Контракта, поскольку данные нормы ставят в зависимость наступление страхового случая (в данном случае гибель, смерть Застрахованного лица) с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей. Согласно представленным в материалы дела доказательствам, в том числе заключению ЦВВК ФТС России, заболевание ФИО8, в результате которого она умерла, не связано с исполнением ею обязанностей таможенной службы. Доказательства, которые опровергали или ставили под сомнение выводы вышеуказанного заключения не представлены, в связи с чем оснований для назначения судебной военно-врачебной экспертизы и удовлетворения заявленных требований не имеется.
Не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что до принятия на службу в 2020 г., с 04.07.2000 ФИО8 исполняла служебные обязанности, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась государственным гражданским служащим, и с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом № была принята на службу в таможенные органы.
В судебном заседании представитель третьих лиц Мыхтонюк С.А. пояснила, что ФИО8 являлась должностным лицом Читинской таможни, проходила службу в пгт. Забайкальск в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № таможенного поста МАПП Забайкальск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В таможенных органах проходила службу с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 1.1. Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, настоящий Регламент определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, в том числе объекты страхования, источники финансирования, а также порядок проведения служебного расследования при наступлении страховых случаев, порядок умета, хранения и представления информации об этих случаях, выплаты страховых сумм и разрешения спорных ситуаций. Пунктом 1.2. Регламента предусмотрено, что объектом обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье Застрахованного лица. Заключением Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что заболевание гражданки ФИО8: «Отек головного мозга. Анемия. Злокачественное новообразование тела матки, выходящее за пределы одной и более вышеуказанных локализаций», приведшее к ее смерти ДД.ММ.ГГГГ, получено в период военной службы. Заключением Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что старший лейтенант таможенной службы ФИО8 по диагнозу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> не годен к службе в таможенных органах (на момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился через Читинскую таможню в АО «МАКС» с заявлениями о выплате им страховой суммы в связи со смертью ФИО8 В соответствии с пунктом 2.3 Регламента, для проведения служебного расследования, по факту полученного заболевания приказом Читинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении комиссии для проведения служебного расследования» назначена комиссия для проведения служебного расследования с целью выявления наличия (отсутствия) причинно-следственной связи между страховым случаем и исполнением ФИО8 служебных обязанностей. В ходе служебного расследования установлено что, заболевание ФИО8 получено в период прохождения службы в Читинской таможне. ДД.ММ.ГГГГ Читинской таможней сформирован и направлен в страховую компанию АО «МАКС» пакет документов для принятия решения по выплате страховой суммы в связи с наступлением страхового случая (исх. №). ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ страховая компания сообщила об отсутствии правовых оснований для производства страховой выплаты, поскольку заявленное событие не является страховым случаем, так как смерть наступила в результате заболевания, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей). Также пояснила, что в период службы ФИО8 с источниками ионизирующего облучения не работала, соответствующее обучение не проходила.
Надлежаще извещенный истец Токарев В.М., представитель истцов Чугуевская М.Е., несовершеннолетний ФИО3 и его законный представитель ФИО12 в судебное заседание не явились, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания не заявляли. Суд, в соответствии с ч. 3 ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В предыдущих судебных заседаниях представитель истцов Чугуевская М.Е. исковые требования поддержала и суду пояснила, что ФИО8 отработала в таможенных органах 21 год, на пассажирском направлении МАПП «Забайкальск» работала с источниками ионизирующего излучения. На момент прохождения медицинской комиссии ФИО8 была абсолютно здорова, ей поставлена категория годности – группа «А». В 2020 г. все находились в стрессовом состоянии, поскольку не были уверены в том, что с ними будут заключены служебные контракты. ФИО8 очень переживала. Отказ АО «МАКС» в выплате страховых компенсаций является безосновательным. В соответствии со сложившейся судебной практикой лица, несущие службу в таможенных органах, выполняют конституционно-значимые функции, чем обуславливается их правовой статус. Государство обязано стремиться к максимальному социальному эффекту в сфере защиты здоровья граждан и возмещении им вреда, в том числе и морального, и материального. Неся службу в таможенных органах РФ, работники подвергаются постоянному психоэмоциональному напряжению. Интересы сотрудников таможенных органов защищены только страховой компанией АО «МАКС». Отказ в выплате страхового возмещения, является неправомерным. Актом служебного расследования № установлено, что заболевание ФИО8 находится в причинно-следственной связи с исполнением застрахованным лицом своих служебных обязанностей, определенных должностным регламентом.
В предыдущих судебных заседаниях законный представитель несовершеннолетнего ФИО3 – ФИО12 заявленные исковые требования поддержал, суду пояснял, что все сотрудники <данные изъяты> в процессе исполнения служебных обязанностей соприкасаются с источниками ионизирующего излучения.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение помощника Даурского транспортного прокурора Кувиной Д.М., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку причинно-следственная связь между наступлением страхового случая и исполнением служебных обязанностей ФИО8, как застрахованным лицом, не установлена, заключение Военно-врачебной комиссии о том, что заболевание получено «в период военной службы», в установленном законном порядке недействительным не признано, суд приходит к следующему.
Прохождение службы в таможенных органах регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах (статьи 1 и 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов), и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов (статья 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ).
Жизнь и здоровье сотрудника таможенного органа подлежат обязательному государственному личному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 42 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).
В соответствии с ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», государственной защите подлежат, в том числе работники таможенных органов.
Указанная гарантия также предусмотрена ч. 13 ст. 323 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ № «О таможенном регулировании в Российской Федерации», согласно которому должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов.
Согласно ст. 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательное страхование осуществляется путем заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем), со страховщиком.
Объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, а в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 935 настоящего Кодекса, законом или в установленном им порядке.
Статьей 927 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Положениями статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям), осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями, и оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании.
Установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО8 (ФИО9) назначена на должность <данные изъяты> в качестве стажера с испытанием продолжительностью шесть месяцев с ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 осуществляла трудовую деятельность на различных должностях в <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-КС ФИО8 принята на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначена на должность старшего <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.40).
Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 присвоено специальное звание – лейтенант таможенной службы (т. 1 л.д.41-43).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-КС ФИО8 уволена со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 ФЗ от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) (т. 1 л.д. 44-45).
Согласно выписке из истории болезни № <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 <данные изъяты>
Из выписного эпикриза <данные изъяты> следует, что ФИО8 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении и обследовании в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
На основании справок о временной нетрудоспособности, ФИО8 по состоянию здоровья была освобождена от исполнения служебных обязанностей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.56-59).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 состояла на учёте у <данные изъяты> в ГУЗ «<данные изъяты>» с диагнозом <данные изъяты> Из выписного эпикриза амбулаторной карты № также следует, что ДД.ММ.ГГГГг. пациенту произведена <данные изъяты>, получена <данные изъяты>. Получала симптоматическое лечение, обезболивание.
ДД.ММ.ГГГГ пациентка умерла (т. 1 л.д.54).
В соответствии с медицинским свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ серии 76 №, причинами смерти ФИО8 явились <данные изъяты> (т. 1 л.д.73-74).
Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, заболевание гражданки ФИО8 «<данные изъяты> приведшее к её смерти, получено в период службы (т. 1 л.д.60).
Из заключения Центральной военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что старший лейтенант таможенной службы ФИО8 по диагнозу: <данные изъяты>» - заболевание получено в период военной службы – на основании статьи 8-а графы II расписания болезней (приложение к приказу ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы по контракту, сотрудников таможенных органов и граждан, прошедших службу в таможенных органах Российской Федерации»): «Д» - не годен к службе в таможенных органах (на момент увольнения ДД.ММ.ГГГГ) (т. 1 л.д.61).
ДД.ММ.ГГГГ Читинской таможней проведено служебное расследование страхового случая, составлен акт, который был утвержден начальником Читинской таможни ФИО10 В ходе проведения данного служебного расследования комиссией, на основании предоставленных медицинских и кадровых документов установлено, что заболевание ФИО8 получено в период прохождения службы в Читинской таможне (т. 1 л.д.63-64).
16 ноября 2022 г. АО «МАКС» в адрес Токаревой А.М. и Токарева В.М. направлены ответы на заявления об отказе в страховой выплате по случаю смерти их дочери – ФИО8, поскольку данное событие не является страховым случаем, смерть наступила в результате заболевания, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей) (т. 1 л.д.65-68).
Согласно ответу Читинской таможни от 04.08.2023 г. №, специальная оценка условий труда ФИО8 не проводилась на основании того, что согласно перечню должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.1998 г. № 189, также статьями 34, 39 Федерального закона № 114-ФЗ для сотрудников таможенных органов, исполняющих свои должностные обязанности во вредных условиях, устанавливается сокращенная продолжительность служебного времени и предоставляется дополнительный отпуск. В связи с тем, что вопрос предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда сотрудникам таможенных органов урегулирован соответствующим федеральным законом, проведение специальной оценки условий труда в отношении их рабочих мест не требуется. В период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г. ФИО8 к работе с источниками ионизирующего излучения не привлекалась (т. 1 л.д. 143-144).
По смыслу статьи 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ, сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации.
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья должностных лиц таможенных органов определены в Федеральном законе от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ № «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, страховым случаем по договору обязательного государственного личного страхования является гибель (смерть) должностного лица таможенного органа (далее - застрахованный) в период службы его в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей.
В случае гибели (смерти) застрахованного в период его службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, которые получены им при исполнении служебных обязанностей, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) - в размере 12,5-кратного годового денежного содержания (пункт 1 части 15 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).
Страховая сумма по данному виду страхования выплачивается независимо от выплат по другим видам страхования и выплат в порядке возмещения вреда (часть 16 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ).
В соответствии с ч. 18 ст. 323 вышеуказанного Федерального закона, иные условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик). В указанный договор включаются положения о размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика.
Из материалов дела следует, что Федеральная таможенная служба 29 декабря 2020 заключила с АО «Московская акционерная страхования компания» государственный контракт № (т. 2 л.д. 1-9).
Неотъемлемой частью Государственного контракта является, в том числе, Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее - Регламент).
Указанный Регламент разработан в соответствии с частями 13 - 18 статьи 323 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», и определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (застрахованные лица), в том числе объектов страхования, источники финансирования, а также порядок проведения служебного расследования при наступлении страховых случаев, порядок учета, хранения и представления информации об этих случаях, страховых суммах (страховых выплатах) и разрешения спорных ситуаций.
Объектом обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье застрахованного лица.
Согласно пункту 3.1.1 Государственного контракта страховым случаем, который влечет выплату страховых сумм, признается, в том числе, гибель (смерть) застрахованного лица в период службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из них вследствие ранения (контузии), иных телесных повреждений, заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей, влечет выплату страховой суммы в размере 12,5-кратного годовой денежного содержания.
В силу второго абзаца пункта 1.7 Регламента, основанием для выплаты страховой суммы (страховой выплаты) застрахованному лицу (выгодоприобретателю) в соответствии с приказом Минтруда России от 28 ноября 2019 года № 742н «Об утверждении порядка установления причин инвалидности» и постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», являются формулировки причины смерти в редакции «военная травма», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «трудовое увечье» и «профессиональное заболевание».
Причина смерти или инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность или смерть уволенного должностного лица наступила вследствие заболевания, полученного в период службы в таможенных органах, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы (служебных обязанностей).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в таможенных органах Российской Федерации в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Так, согласно подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Заключение военно-врачебной экспертизы с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" выносится, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац четвертый подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Как было установлено судом и подтверждается материалами дела, заболевание гражданки ФИО8 «<данные изъяты>», приведшее к её смерти, получено в период службы, что следует из заключения Центральной военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
В ходе судебного заседания Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России предоставлены письменные пояснения об имеющейся связи между заболеванием, приведшим к смерти ФИО8, и исполнением последней служебных обязанностей, согласно которым, исходя из представленных Читинской таможней документов, при прохождении службы в таможенных органах РФ ФИО8 находилась на лечении в ГБУЗ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где ДД.ММ.ГГГГ была выполнена операция: <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на лечении в ГУЗ «<данные изъяты>» с диагнозом: «<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ уволена по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (приказ Читинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №-кс «Об увольнении ФИО8». 19.10.2021 г. наступила смерть ФИО8 Причина смерти, согласно медицинскому свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия 76 №: «<данные изъяты>
Решением ЦВВК, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, заболевание гражданки ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, «<данные изъяты>», приведшее ее к смерти ДД.ММ.ГГГГ, - заболевание получено в период военной службы.
В настоящее время, в соответствии с частью 2 статьи 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», порядок проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565 (далее - Положение).
Заключение ЦВВК о причинной связи заболевания ФИО8 со службой в таможенных органах в формулировке «заболевание получено в период военной службы» вынесено в соответствии с подпунктом «б» пункта 94 Положения.
Согласно подпункту «б» пункта 94 Положения военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний в формулировке «заболевание получено в период военной службы»:
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов либо в указанный период имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до призыва на военную службу, военные сборы, поступления на военную службу (приравненную службу) по контракту, службу в органы и организации прокуратуры, а также при хроническом, медленно прогрессирующем заболевании, диагностированном после увольнения с военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, если медицинские документы и особенности течения заболевания позволяют отнести начало заболевания к периоду прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов;
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (приравненной службы), военных сборов в воинских частях, органах или учреждениях, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и военная служба (приравненная служба) в этом государстве не привела к прогрессированию (утяжелению течения) заболевания;
- если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (приравненной службы), службы в органах и организациях прокуратуры, военных сборов, но на момент освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 94 Положения военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний в формулировке «военная травма»:
- если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетных топлив и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;
- если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения з^астника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;
- если заболевание возникло у освидетельствуемого в период проведения контртеррористических операций, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы (приравненной службы) в государстве, где велись боевые действия (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии из расчета 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, или если имело место прогрессирование (утяжеление течения) заболевания, возникшего до указанных событий, или если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами и особенностями течения заболевания, позволяющими отнести начало заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях (при данных условиях);
- если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинских работников - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);
- если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебньк обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;
- если у военнослужащего, гражданина, проходящего приравненную службу, возникло поствакцинальное осложнение, вызванное профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям.
Следовательно, по заболеванию ФИО8 могло быть вынесено заключение ВВК о причинной связи в формулировке «военная травма» только при наличии условий, указанных в абзаце 4 подпункта «а» пункта 94 Положения.
Документы, подтверждающие наличие условий, указанных в подпункте «а» пункта 94 Положения, при проведении военно-врачебной экспертизы в отношении ФИО8, в ЦВВК представлены не были.
Таким образом, заключением ЦВВК от 01.06.2022 № причинно - следственная связь заболевания гражданки ФИО8, приведшего к ее смерти ДД.ММ.ГГГГ - «заболевание получено в период военной службы» - определена обоснованно, в строгом соответствии с руководящими документами по военно-врачебной экспертизе, и в настоящее время оснований для изменения данной формулировки не имеется.
Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заключением военно-врачебной комиссии от 01 июня 2022 г. № установлена причинная связь заболевания с формулировкой «заболевание получено в период военной службы», данная причина не является основанием для производства страховой выплаты. При этом необходимо отметить, что указанное заключение истцами в установленном порядке не обжаловано, не признано недействительным, от реализации права на производство независимой судебной военно-врачебной экспертизы истцы отказались.
Материалы дела не содержат и суду не представлено достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между заболеванием, послужившим причиной смерти ФИО8, и исполнением ею служебных обязанностей, что является обязательным условием для получения оспариваемых выплат.
Иные причитающиеся выплаты в связи со смертью сотрудника таможни выплаты произведены.
Принимая во внимание изложенное выше, суд приходит к выводу об отсутствии причинно – следственной связи заболевания ФИО8 с исполнением должностных обязанностей в таможенных органах, следовательно требования истцов о взыскании с АО «МАКС» страховой суммы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ | ░.░. ░░░░░░ |