№ 2-3098/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2017 года Коминтерновский районный суд г.Воронежа в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой И.Ю.,
при секретаре Захаровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огарева В.М. к ФГБОУ «Воронежский государственный технический университет» о признании незаконным одностороннего расторжения досрочно исполненного одностороннего договора присоединения по субъекту, принимающему исполнение, с исполнением третьему лицу с ценой договора 33600 рублей в части оставшимся другой частью незаключенным между ответчиком и Огаревым Д.И. смешанного договора о подготовке специалиста,
установил:
Огарев В.М. обратился в суд с вышеуказанным иском к ФГБОУ «Воронежский государственный технический университет», указывая, что 11 июля 2007 года им были внесены денежные средства в сумме 33600 рублей по смешанному договору (№) о подготовке специалиста, заключенному между ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет» и Огаревым В.М., согласно которому Огарев Д.И. должен был быть зачислен в ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет» в качестве студента на факультет по специальности 140604, электропривод и автоматика промышленных установок и технологических процессов.
12 июля 2007 года между Огаревым Д.И. и ООО «Предприятие АвтоН» был заключен договор уступки требования в пользу третьего лица под отлагательным условием, условием которого было предусмотрено, что в случае зачисления Огарева Д.И. в <данные изъяты> третье лицо – Огарев В.М. приобретает право требования к ответчику оказания ему образовательной услуги, в том числе заключением договора <данные изъяты>. Поскольку отлагательное условие наступило, и Огарев Д.И. был <данные изъяты>, у Огарева В.М. возникло право требования от ответчика заключения с ним договора на обучение и, соответственно, ответчик должен оказать ему данные услуги по обучению. Вместе с тем, направленная в адрес ответчика претензия с требованиями зачислить Огарева В.М. студентом осталась без ответа.
В судебное заседание Огарев В.М. исковые не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Огарев Д.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, которые доказываются на предположениях.
К данным правоотношениям применяются положения ГК РФ, действовавшие на момент заключения договоров.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Из содержания пункта 1 статьи 420 ГК РФ следует, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1). Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (пункт 2). Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (пункт 3).
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. (статья 310 ГК РФ).
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 782 названного Кодекса предусмотрено, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом, другими законами или договором. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
При этом в случае расторжения договора, исходя из положений ч.4 ст.453 ГК РФ, денежные средства, оплаченные по нему, возврату не подлежат.
Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Правила о переходе прав кредитора к другому лицу не применяются к регрессным требованиям.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).
На основании п. 1 ст. 384 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.
В соответствии со ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону (п. 1). Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника (п. 2) (в редакции, действовавшей на момент заключения договора).
При рассмотрении дела судом установлено, что 11 июля 2007 года между ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет» (в дальнейшем ФГБОУ) и Огаревым В.М. заключен договор о подготовке <данные изъяты> – Огарева Д.И., согласно условиям которого ответчик обязался зачислись Огарева Д.И. в ВГТУ, обеспечить необходимые условия студенту для приобретения соответствующих знаний, умений и навыков по специальности 140604, электропривод и автоматика промышленных установок и технологических процессов, осуществить обучение студента в соответствии с требованиями программы подготовки специалиста с высшим образованием, установленными Государственным образовательным стандартом РФ. Стоимость оплаты за 2007/2008 учебный год составила 33600 рублей.
Истцом суду также представлен договор уступки требования в пользу третьего лица под отлагательным условием, заключенный (ДД.ММ.ГГГГ) между Огаревым Д.И. и ООО «Предприятие АвтоН», п.1.1 условий которого предусматривает, что перемена лиц в обязательстве совершить определенные действия оказанием образовательной услуги ценой 33600 рублей должником ФГБОУ ВПО «ВГТУ» из одностороннего договора присоединения в пользу третьего лица Огарева Д.И. между ФГБОУ ВПО «ВГТУ» и присоединением к нему Огарева В.М. в части смешанного незаключенного договора о подготовке специалиста (№) от 11.07.2007г. под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, предусмотренного ст.59 Конституции РФ нести военную службу негодным к ней первоначального кредитора, ст.60 Конституции РФ в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет и ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» )ФЗ №53-ФЗ) зачисления Огарева Д.И. в запас Вооруженных Сил РФ, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, в отношении Огарева Д.И. по сроку 15.07.2008 года.
Пункты 2.1, 2.2 Договора устанавливают, что в юридическом понятии случая (не вина) с наступлением отлагательного обстоятельства, в том числе, зачисления в запас Вооруженных сил РФ Огарева Д.И., третье лицо выгодополучатель Огарев В.М. приобретает право требования к должнику ФГБОУ ВПО «ВГТУ» оказания выгодополучателю образовательной услуги ценою 33600 руб. на 11.07.2007 года, в том числе, заключением договора о подготовке специалиста между ФГБОУ ВПО «ВГТУ» и выгодополучателем Огаревым В.М. в пользу нового выгодополучателя Огарева В.М. Первоначальный кредитор обязуется уведомить должника ФГОУ ВПО «ВГТУ» о состоявшемся переходе прав.
Ссылаясь на данный договор уступки прав требования Огарев В.М. полагает, что у него возникло право требования от ответчика заключения с ним договора на обучение и, соответственно, зачисления его в качестве студента для прохождения обучения по специальности на факультет, на который изначально был зачислен Огарев Д.И., поскольку наступили условия, предусмотренные договором от 12.07.2007 года, а именно, Огарев Д.И. был призван на военную службу.
Вместе с тем, данные доводы не являются основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку, как усматривается из содержания представленного суду договора уступки прав от 12.07.2007 года, данный договор заключен между Огаревым Д.М. и ООО «Предприятие АвтоН», которое какого-либо отношения к возникшим между ответчиком, Огаревым Д.И. и Огаревым В.М. правоотношениям, не имеет.
Согласно ст.430 ГК РФ договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица. Должник в договоре вправе выдвигать против требования третьего лица возражения, которые он мог бы выдвинуть против кредитора. В случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Как усматривается из содержания договора о подготовке специалиста от 11.07.2007 года, данный договор был заключен между истцом и ответчиком, Огарев Д.И. стороной в данном договоре не являлся, в связи с чем, не мог заключать договор уступки требования по данному договору, исходя из требований ст.382-388 ГК РФ.
Судом учитывается также, что на момент заключения договора уступки требования в пользу третьего лица под отлагательным условием от 12.07.2007 года Огарев Д.И. не достиг 18-летнего возраста и в силу ст.215 ГК РФ не имел права заключать данный договор.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Поскольку при рассмотрении данного дела суд пришел к выводу о том, что право на уступку требования у Огарева Д.И. не имелось, следовательно, у Огарева В.М. также не возникло какого-либо права требования в отношении ответчика по заключенному договору.
Кроме того, как усматривается из имеющихся в материалах дела решений суда, в частности, решения Коминтерновского районного суда г.Воронежа от 21 сентября 2016 года, Огарев Д.И. неоднократно обращался в суд с исками, в том числе, об обязании зачислить в число студентов заочной формы обучения со ссылкой на договор от 11.07.2007 года, что свидетельствует о том, что данный договор от 12.07.2007 года Огаревым Д.И. не исполнялся. В рассмотрении данных дел принимал участие Огарев В.М., в связи с чем, ему было известно о намерениях Огарева Д.И. самому лично проходить обучение у ответчика, что также свидетельствует о необоснованности заявленных в настоящем иске исковых требованиях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193, 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Огарева В.М. к ФГБОУ «Воронежский государственный технический университет» о признании незаконным одностороннего расторжения досрочно исполненного одностороннего договора присоединения по субъекту, принимающему исполнение, с исполнением третьему лицу с ценой договора 33600 рублей в части оставшимся другой частью незаключенным между ответчиком и Огаревым Д.И. смешанного договора о подготовке специалиста, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Коминтерновский районный суд г.Воронежа.
Судья подпись Кузнецова И.Ю.
Мотивированное решение суда составлено 29.09.2017г.
Копия верна: судья
секретарь