Дело № 2а-835/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 год город Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Халиулиной Е.В.,
при секретаре Корневой О.С.,
с участием представителя административного истца ООО «Домоуправление -2 квартал» Гомозовой О.С.,
представителя административного ответчика администрации Гайского городского округа Кудабаевой Р.Х.,
представителя заинтересованного лица ООО «Природа» Ткача Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление – 2 Квартал» к администрации Гайского городского округа, Отделу жилищно – коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
ООО «Домоуправление – 2 Квартал» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований в отношении Общества, по результатам которой выданы предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми предписано устранить нарушения путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест накопления твердых коммунальных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в домах, управляемых Обществом.
Указывает, что общество не имеет в собственности либо на ином праве земельных участков при использовании которых возможно организовать места накопления ТКО, границ и площади земельных участков, входящих в состав общего имущества собственников помещений МКД, размещение площадок в указанных границах без нарушения СаНПин невозможно.
При этом собственники и пользователи помещений многоквартирных домов беспрепятственно используют контейнерные площадки и площадки для складирования крупногабаритного мусора, организованные органом местного самоуправления.
Однако данные контейнерные площадки и площадки для складирования крупногабаритного мусора не внесены в Реестр мест (площадок) накопления, который в силу закона должен вести орган местного самоуправления.
Считает, что бездействие органа местного самоуправление в виде ненадлежащего ведения и оформления Реестра мест (площадок) накопления ТКО влечет за собой отсутствие документально подтвержденных сведений о наличии (отсутствии) мест накопления ТКО и следовательно возлагает на управляющую организацию обеспечить организацию таких мест накопления ТКО.
В случае включения в реестр сведений, предусмотренных п. 15 Правил № повторно организовывать в этих местах и для этих же потребителей площадки ТКО отпадет.
Просит признать бездействие административных ответчиков незаконным, возложить обязанность устранить нарушения прав административного истца; внести в реестр мест накопления отходов ТКО сведения, предусмотренные п. 15 Правил № в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу в отношении существующих мест накопления ТКО по адресам:
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес> и <адрес>;
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес>
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес>
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес> и <адрес>;
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес>;
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес>;
МКД <адрес>, <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес>
МКД <адрес>, <адрес>, <адрес> контейнерную площадку, расположенную по <адрес> возле МКД <адрес>.
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную по <адрес> возле МКД <адрес>.
МКД <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес> и <адрес>.
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную между МКД по <адрес>.
МКД <адрес> контейнерную площадку, расположенную возле МКД по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Домоуправление – 2 Квартал» Гомозова О.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что невнесение в Реестр мест накопления ТКО указанных контейнерных площадок нарушает права административного истца, в том числе и тем, что препятствует возможному оформлению аренды существующих контейнерных площадок.
Представитель административного ответчика администрации Гайского городского округа Кудабаева Р.Х., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что административный истец пытается обойти, возложенную на него предписанием обязанность по организации мест ТКО путем включения в Реестр сведений о местах накопления ТКО, организованных органом местного самоуправления. При этом включение в Реестр мест накопления ТКО не освобождает от выполнения административным истцом лицензионных обязанностей по созданию мест накопления ТКО. Считает, что органом местного самоуправления нарушения каких – либо прав административного истца не допущено.
Представитель заинтересованного лица ООО «Природа» Ткач Г.А., действующий на основании доверенности, считает, что требования подлежат удовлетворению.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя административного ответчика Отдела ЖКХ и КС администрации Гайского городского округа, представителя заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Согласно подпункту "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя в том числе содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на Общество как на управляющую организацию, возложена обязанность обеспечить установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Как следует из материалов дела, ООО «Домоуправление – 2 Квартал» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ № на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Общество осуществляет управление многоквартирными домами в <адрес>, в том числе, указанными в данном административном исковом заявлении.
Согласно предписаниям № от ДД.ММ.ГГГГ и № № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области, на ООО «Домоуправление – 2 Квартал» возложена обязанность обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении, путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества. Представить в инспекцию документы подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения: о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями п. 26(1) Минимального перечня №, пп. «д(2)» п. 11 Правил № (л.д. 61, 62).
Обосновывая свои доводы, административный истец указывает на нарушении его прав со стороны органа местного самоуправления, поскольку ненадлежащее оформлением Реестра мест (площадок) накоплений ТКО, возлагает на Общество обязанность организовать места накоплений ТКО.
Вместе с тем, суд не может согласиться с данными доводами, поскольку из смысла вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что на управляющую организацию возложена обязанность по организации (созданию) и содержанию площадки накопления ТКО для дома, находящегося в управлении.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил N 1039).
Постановлением администрации Гайского городского округа №-пА от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации законодательства об отходах производства и потребления на территории МО Гайский городской округ», утверждена форма согласования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Гайского городского округа согласно приложению № путем подачи заявки о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО, а также требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования.
Вместе с тем доказательств того, что Общество принимало меры для согласования размещения площадок накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой установлена Постановлением администрации Гайского городского округа №-пА от ДД.ММ.ГГГГ и ему действиями административных ответчиков созданы препятствия, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, признание незаконными действий (бездействия) и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемых действия (бездействия) и решений нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов лица.
Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вместе с тем, такая совокупность условий для признания оспариваемого бездействия административных ответчиков не установлены, нарушение прав истца со стороны административных ответчиков допущено не было, как и не установлено бездействие органа местного самоуправления.
Постановлением администрации Гайского городского округа Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-пА утвержден Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Гайском городском округе Оренбургской области.
То обстоятельство что спорные контейнерные площадки до настоящего времени не внесены в Реестр мест (площадок) накопления ТКО, не свидетельствует о бездействии административных ответчиков. Как следует из представленных доказательств, Реестр мест (площадок) накопления ТКО органом местного самоуправления ведется.
В Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Гайском городском округе включены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в отношении которых лицами, ответственными за их создание и содержание, поданы соответствующие заявки об их создании.
Ссылка административного истца на отсутствие возможности размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельных участков многоквартирных домов, не может быть признана судом состоятельной, поскольку, выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов, принадлежит административному истцу.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора твердых бытовых отходов за границами земельного участка под МКД и в случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе ее разместить на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора.
На основании изложенного, правовых оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ – 2 ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░