УИД 78RS0011-01-2023-000042-74
Дело № 2-1197/23 22 марта 2023 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Кузовкиной Т.В.
при секретаре Рудиковой К.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, действующего также в интересах несовершеннолетнего сына ФИО3, к Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга о признании права на предоставление социальной выплаты, обязании произвести выплату,
у с т а н о в и л:
ФИО2, действующий также как законный представитель несовершеннолетнего сына ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с административным иском к Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, обязании произвести выплату, указывая, что истцы состоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, в рамках целевой программы «Молодежи – доступное жилье» подал заявление о предоставлении социальной выплаты для оплаты части стоимости жилого помещения, приобретенного по договору инвестирования строительства от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе с использованием ипотечного жилищного кредита, однако, ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение Жилищного комитета об отказе в предоставлении социальной выплаты, в связи с тем, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобреталась за счет заемных средств, предоставленных ФИО7 в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ №, обязательства по которому исполнены.
Данный отказ истец считает незаконным, поскольку ответчик не принял во внимание, что указанный кредитный договор с целью уменьшения финансовой нагрузки был рефинансирован, путем заключения нового ипотечного договора от ДД.ММ.ГГГГ № с ФИО8 при этом предмет ипотеки остался тем же – указанная квартира, тем самым решение ответчика противоречит законодательству, устанавливающему право участников программы «Молодежи - доступное жилье» на получение субсидий для оплаты части стоимости приобретаемого, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов, жилья и не соответствует положениям Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1539 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», нарушает права истцов на жилище и социальные гарантии.
Иск был подан в суд в порядке административного судопроизводства. На основании определения от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (протокол с/з л.д.55). Кроме того, в ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены: истцы просили признать право на получение социальной выплаты и обязать ответчика произвести социальную выплату в рамках программы «Молодежи — доступное жилье» в течение 30 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.66).
Истец ФИО2, действуя также как законный представитель несовершеннолетнего сына, в судебное заседание явился, иск поддержал с учетом уточнений, просил удовлетворить требования.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признал, возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на то, что меры социальной поддержки, в виде погашения части ипотечного кредита, действуют только в отношении лиц, приобретших жилье с помощью заемных денежных средств, при этом на момент обращения истца за получением социальной выплаты кредит, за счет которого он приобретал квартиру, был прекращен исполнением обязательств заемщика, возмещение за счет средств бюджета кредита, полученного не для приобретения жилья, а, для других целей, в том числе, для рефинансирования другого кредита, не предусмотрено действующим законодательством, в связи с чем, решение об отказе истцу в выплате является обоснованным и правомерным, не нарушает его права и оснований для социальной выплаты не имеется.
Представитель третьего лица ФИО9 привлеченного к участию в деле судом (протокол с/з л.д.55), в судебное заседание явился, подтвердил факт обращения истца за получением мер социальной поддержки в порядке реализации целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», оператором которой является данная организация, о возражениях по существу спора не заявил.
Суд, выслушав объяснения сторон, представителя третьего лица, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят <адрес> Санкт-Петербурга на учет нуждающихся в жилых помещениях (л.д.58). Позднее на указанный учет был принят несовершеннолетний сын ФИО2 - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ подал в ФИО10 заявление о выборе формы содействия в улучшении жилищных условий в форме предоставления социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 11.04.2002 № 315-45 (л.д.58-60).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и его жена ФИО6 заключили с ФИО11 договор № инвестирования строительства жилого дома (л.д.35-39). Одновременно ФИО2 и ФИО6 заключили с ФИО12 кредитный договор №, с обязательством о целевом использовании кредита (л.д.10-15). По условиям указанных договоров обязательства по инвестированию строительства исполняются частично за счет собственных денежных средств инвесторов, оставшаяся часть цены договора в сумме <данные изъяты>. предоставляется банком по кредитному договору, заключенному с ФИО13
Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора ФИО2 и ФИО6 было передано жилое помещение – <адрес>, оплата цены договора в размере <данные изъяты>. произведена ФИО23 полностью (л.д.40). ДД.ММ.ГГГГ на указанное недвижимое имущество было зарегистрировано право собственности ФИО2 и ФИО6 в равных долях и ипотека в силу закона на основании п.2.1. договора кредитного договора (л.д.42-43).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО6 был заключен договор ипотеки с ФИО14, в соответствии с которым заемщикам банком был предоставлен кредит в сумме <данные изъяты> руб. на полное погашение рефинансируемого кредита №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО15 (л.д.16-34). Во исполнении условий данного кредитного договора ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Росреестра в отношении вышеуказанного объекта недвижимости была произведена регистрация ипотеки, равно как и обременение в виде ипотеки в силу закона (л.д.28).
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО2 в ФИО16 поступило заявление о предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений в рамках целевой программы Санкт-Петербурга «Молодежи – доступное жилье», а также другие необходимые документы, в том числе договор инвестирования в строительство, кредитный договор, свидетельства о регистрации права собственности на приобретенный объект недвижимости, а также был предоставлен договор ипотеки, заключенный с ФИО17 (л.д.62).
ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение истца Жилищный комитет Санкт-Петербурга разъяснил невозможность оказания государственного содействия в виде предоставления социальной выплаты в рамках программы в виду отсутствия обязательств по оплате кредитного договора (л.д.9).
Компетенция и полномочия Жилищного комитета определены в Положении о Жилищном комитете, утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 №175.
Пунктом 3.3.21 данного Положения к полномочиям Жилищного комитета Санкт-Петербурга относится предоставление в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Пунктом 1 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» от 05.05.2006 № 221-32, установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга. В рамках целевых программ Санкт-Петербурга гражданам могут быть предоставлены, в частности, субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья, субсидии при получении ипотечных кредитов, иные субсидии в рамках целевых программ Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 26.04.2001 №315-45 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье» утверждена указанная целевая программа Санкт-Петербурга, финансирование мероприятий которой осуществлялось в пределах средств, предусматриваемых ежегодно в бюджете Санкт-Петербурга и внебюджетных средств.
В соответствии с п.4.1.1.2. Программы, ее участникам может быть оказана государственная поддержка, в виде предоставления субсидий или социальных выплат для оплаты части стоимости жилого помещения, приобретаемого у любых физических и юридических лиц, кроме оператора Программы, в том числе с использованием средств ипотечного жилищного кредита, в размере не менее 40 процентов от расчетной (средней) стоимости жилого помещения, а также дополнительно в размере не менее 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилого помещения на каждого ребенка.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1539 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Молодежи — доступное жилье» утверждены порядок и условия оказания государственного содействия гражданам в рамках реализации данной целевой программы (далее – Положение).
Согласно п.4-1.7 Положения Жилищный комитет может принять решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в следующих случаях: заявителем представлены не все документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителей, заявитель не имеет права на предоставление социальной выплаты.
В ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение наличие у истцов права на получение социальной выплаты из средств бюджета, за которой ФИО2 обратился в установленном порядке, предоставив все требуемые документы. Данный вывод суд основывает на оценке обстоятельств дела и представленных в их подтверждение письменных доказательств, из которых следует, что истец с членами семьи состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, являлся участником программы «Молодежи — доступное жилье», приобрел в собственность квартиру за счет кредитных средств по договору, обеспеченному ипотекой.
Основанием к отказу в удовлетворении просьбы истца ФИО2 о предоставлении социальной поддержки в рамках программы «Молодежи — доступное жилье» явилось, что к моменту обращения за получением выплаты был полностью погашен кредит, полученный для приобретения жилья, при этом, ответчиком не было принято во внимание, что погашение этого кредита истец произвел за счет средств, полученных на основании другого кредитного договора, а именно, договора ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО21, по условиям которого прямо предусмотрено, что кредит предоставляется для рефинансирования кредита от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО22 для оплаты приобретаемого по договору инвестирования строительства жилья. Помимо условий договора ипотеки, указывающих на целевое назначение предоставляемых денежных средств для погашения (рефинансирования) кредита, полученного истцом и его супругой для приобретения жилого помещения, факт использования кредитных средств для исполнения обязательства перед ФИО18, подтверждается справкой о размерах остатка основного долга и задолженности по выплате процентов, платежными поручениями, а также совпадением суммы остатка задолженности по кредитному договору с ФИО19 в размере <данные изъяты> на дату заключения договора ипотеки с ФИО20 и суммы предоставленного по данному договору кредита в размере <данные изъяты> (л.д.67-75).
Суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что истцы утратили право на получение социальной выплаты, обращаясь погашением за счет бюджетных средств кредита, предоставленного для рефинансирования, не являющегося договором ипотечного жилищного кредитования и не соответствующего требованиям и условиям Программы. Суд считает юридически значимым, что целью заключения нового кредитного договора, денежные средства по которому направлены исключительно на досрочное погашение основного долга по первоначальному кредитному договору, являлось уменьшение финансовой нагрузки по уплате процентов по кредиту; договор заключен под залог объекта недвижимости - приобретенной по договору долевого участия с использованием кредитных средств, то есть по своей правовой природе договор рефинансирования является ипотечным жилищным кредитом. В действующем законодательстве отсутствуют правила исключении из числа участников Программы лиц, заключивших договоры рефинансирования для погашения ипотечных жилищных кредитов.
При таком положении истцы не могут быть ограничены в праве на получение социальной выплаты, в связи с чем требование об обязании ответчика произвести выплату подлежит удовлетворению.
Отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты истцам противоречит основным целям Программы и ставит их в неравное положение с другими участниками Программы, которые имеют действующий кредитный договор с организацией для финансирования покупки жилого помещения, что недопустимо в соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации.
Руководствуясь положениями ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 04.12.2007 № 1539.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ –