*** дело 2а-251/2024
***
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2024 года город Кола, Мурманской области
Кольский районный суд Мурманской области в составе председательствующего судьи Кочешева Н.Д.
при секретаре судебного заседания Васьковой А.В.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора района Мазнева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования городское поселение Мурмаши законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой установлено следующее.
В нарушение п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», на территории городского поселения Мурмаши места накопления ртутьсодержащих ламп не создавались, информирование потребителей о расположении таких мест не производилось.
В связи с чем административный истец просит признать бездействие администрации городского поселения Мурмаши незаконным, обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории пгт. Мурмаши место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп; а также обязать администрацию городского поселения Мурмаши в течение одного дня после исполнения обязанности по созданию места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп проинформировать потребителей о расположении такого места.
Протокольным определением от *** к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Мурмаши-Сервис», общество с ограниченной ответственностью «Квартал», общество с ограниченной ответственностью «УК Колос», общество с ограниченной ответственностью «Интеграл».
В судебном заседании представитель административного истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил в адрес суда возражения на административное исковое заявление с дополнениями, в которых указал, что с учётом требований законодательства, а также наличия на территории городского поселения Мурмаши МКД, находящихся в непосредственной форме управления, наличия индивидуальных жилых домов, доводы прокуратуры района не являются необоснованными. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представители заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц ООО «Квартал», ООО «Мурмаши-Сервис», ООО «УК Колос», ООО «Интеграл» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ относится в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п.1 ст.51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ч.9 ст.10 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, которые вступили в законную силу с *** и действуют до *** (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что «отработанные ртутьсодержащие лампы» - ртутьсодержащие отходы, представляющие собой отходы от использования товаров с ртутным заполнением и содержанием ртути не менее 0,01 процента, утративших свои потребительские свойства (люминесцентные лампы с холодным катодом, люминесцентные лампы с внешним электродом, лампы люминесцентные малогабаритные, лампы люминесцентные трубчатые, лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные).
Пунктом 5 Правил установлено, что органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.
Из приведенных правовых норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования городское поселение Мурмаши законодательства об охране окружающей среды.
Согласно ответу администрации городского поселения Мурмаши от 16.11.2023 № 4900, в ответ на требование прокуратуры района на территории городского поселения Мурмаши определены места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп для населения по адресам, расположения управляющих организаций. Указанная информация размещена на официальном сайте городское поселение Мурмаши.
Из ответа администрации городского поселения Мурмаши б/н следует, что органами местного самоуправления городского поселения Мурмаши места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп не создавалась, лица, ответственные за содержание мест накопления ртутьсодержащих ламп в администрации не назначались.
Таким образом, по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», на территории городского поселения Мурмаши места накопления ртутьсодержащих ламп не создавались, информирование потребителей о расположении таких мест не производилось.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания бездействия администрации городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области в части неисполнения полномочий в области обращения с ртутьсодержащими лампами, об обязании администрации городского поселения Мурмаши Кольского района Мурманской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории городского поселения Мурмаши место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп; а также об обязании администрации городского поселения Мурмаши в течение одного дня после исполнения обязанности по созданию места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп проинформировать потребителей о расположении такого места.
В соответствии с требованиями статей 103, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с администрации городского поселения Мурмаши подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче рассматриваемого административного иска был освобожден административный истец.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
***
*** ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░