Дело № 12-29/2021
УИД 12RS0003-01-2021-001180-60
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
25 мая 2021 года пос. СоветскийРеспублики Марий Эл
Советский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Коньковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Войковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Потенциал» на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г.Казань) федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Потенциал»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г.Казань) федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Потенциал» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, за нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания военнослужащих в столовой № ООО «Потенциал», расположенной по адресу: <адрес>, а именно: в нарушение п. 8.6.1 СанПин 3.7.2615-10 «Профилактика иерсиниозов», утвержденных 21 июня 2010 года Главным государственным санитарным врачом РФ, в холодильнике цеха столовой находился на хранении недоброкачественный (потемневший) вареный картофель; в нарушение п. 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, кухонная посуда (гастроемкости) просушивается в опрокинутом виде, сложенная друг на друга, что не обеспечивает надлежащее просушивание; в нарушение п. 9.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, сбор пищевых отходов организован в пластиковый бак объемом 50 литров в помещении для мытья посуды. Отдельной охлажденной камеры или специально выделенного для сбора отходов помещения в столовой № не предусмотрено; в нарушение п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, обработка яиц, используемых для приготовления блюд, не производится, в открытой емкости для дезинфицирующего раствора «Ника-2» содержится мыльный раствор, не пригодный для обработки; в нарушение п. 6.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, во всех производственных цехах столовой отсутствуют щетки, ветошь для мытья посуды и уборки столов; в нарушение п.п. 5.11, 5.14, 5.15 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, не определены места приготовления и хранения дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие растворы в производственных и вспомогательных помещениях столовой отсутствуют, обработка помещений не производится; в нарушение п. 6.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, мытье столовой посуды производится ручным способом без соблюдения правил обработки: металлическая сетка для ополаскивания посуды отсутствует, гибкий шланг с душевой насадкой загрязнен; в нарушение п. 3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, производственные ванны присоединены к канализационной сети без воздушных разрывов; в нарушение п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, в кладовой для хранения сухих продуктов находилась вскрытая банка с повидлом.
ООО «Потенциал» обратилось в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, указывая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, доказательства совершения обществом административного правонарушения в материалах дела отсутствуют. На момент проверки в холодильном шкафу хранился нарезанный вареный картофель при температуре +2 градуса. Согласно п. 8.11 СанПин 2.3.6.1079-01 салаты, винегреты, нарезанные компоненты могут храниться в холодильнике не более 6 часов при температуре 4+/-2 градуса, что было сделано, данный картофель был нарезан в 09 часов 30 минут, внешний вид и качество картофеля соответствовало органолептическим требованиям. На момент проверки кухонная посуда не просушивалась, частично хранилась сложенная друг на друга, кроме того, п. 6.16 СанПин 2.3.6.1079-01 допускает просушивание или хранение кухонной посуды в опрокинутом виде. Факт сбора пищевых отходов в бак с крышкой объемом 50 литров и заполняемость его во время проведения обеда в 13 часов 30 минут наполовину не противоречит требованиям санитарных правил, сроки освобождения баков от пищевых отходов в данном пункте санитарных правил не определены, кроме того, обязанность по наличию охлаждаемой камеры для отходов по условиям Договора об оказании услуг по организации питания для нужд Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть возложена на ООО «Потенциал», общество не может нести ответственность за конструктивные особенности и планировку помещений столовой № войсковой части №. Утверждение о том, что в открытой емкости дезинфицирующего раствора «Ника-2» содержится мыльный раствор, не пригодный для обработки, не подтверждено материалами дела, поскольку из фотографии не представляется возможным определить, в каком помещении столовой сделан снимок с указанной емкостью, имеется ли в ней жидкость, анализ жидкости по физико-химическому составу не проводился. Обработка яиц организована в помещении овощного цеха, согласно инструкции от производителя Ника-2 является дезинфицирующим раствором с моющим эффектом, разрешенным для обработки яйца. Требования по материалам, используемым для уборки столов, в п. 6.19 СанПин 2.3.6.1079-01 не содержится. В столовой 30/52 место для хранения и приготовления дезинфицирующих средств определено, организован дез.уголок в помещении для мытья столовой посуды, дезинфицирующие растворы в производственных и вспомогательных помещениях столовой присутствуют, обработка помещений производится. Металлическая сетка для ополаскивания посуды используется только при ручной мойке, в столовой 30/52 для мытья столовой посуды установлена и используется посудомоечная машина марки ЭМУ-700, гибкий шланг находится в исправном состоянии и чистом виде. Доводы о том, что производственные ванны присоединены к канализационной сети без воздушных разрывов несостоятельны, поскольку общество не может нести ответственность за конструктивные особенности и планировку помещений столовой № войсковой части №, получателю услуг дана соответствующая заявка. Вскрытая банка с повидлом хранилась на стеллаже, горловина банки обернута пищевой пленкой, стояла на одной полке с кукурузой консервированной, что не является нарушением товарного соседства и условий хранения данного продукта, повидло предназначалась по норме 2 на ужин, температура хранения повидла от +2 до +25 градусов при влажности воздуха 75% срок хранения 36 месяцев. Просят признать незаконным и отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ООО «Потенциал» административного наказания.
В своих дополнениях ООО «Потенциал» пояснило, что ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд Владимирской области по делу № по заявлению ООО «Потенциал» действия 19 военной прокуратуры армии войсковая часть 56680 по организации и проведению прокурорской проверки в отношении
ООО «Потенциал» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконно. Считают, что прокурорская проверка проведена с нарушением установленного законом порядка уведомления проверяемого лица, заявитель не уведомлен в законном порядке о действительных основаниях, предмете, целях проверки на основании типовой формы решения о проведении проверки, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2017 года
№ 172. Считают, что у 19 военной прокуратуры армии войсковая часть 56680 отсутствовали полномочия на проведение прокурорской проверки в отношении ООО «Потенциал», поскольку общество является коммерческой организацией и не относится к органам военного управления. Считают, что Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в РФ является Роспотребнадзор и его территориальные органы. Также в соответствии с действующим законодательством РФ в системе Министерства обороны РФ государственный санитарный и ветеринарный надзор осуществляют органы подведомственные Министерству обороны РФ, поэтому прокурорская проверка в отношении общества на соблюдение санитарных правил проведена 19 военной прокуратуры армии войсковая часть 56680 не только в отсутствие соответствующих полномочий, но и с подменой функции контролирующего органа.
В судебное заседание представитель ООО «Потенциал» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела без его участия.
Начальник Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г.Казань) федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела без его участия.
Заместитель военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Потенциал», начальника Цента ФИО1 и заместителя военного прокурора ФИО2
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 сентября 2001 года, пищевые продукты принимаются в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Перетаривание пищевых продуктов из тары поставщика в более мелкую тару не допускается (п.7.3); хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции (п.7.5); хранение сыпучих продуктов производится в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, с относительной влажностью воздуха не более 75%. Указанные продукты хранят в мешках штабелями на стеллажах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75 см (п.7.13).
Согласно санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 года № 37, в целях предупреждения возникновения и распространения псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза должно быть обеспечено, в том числе, соблюдение регламентированных сроков хранения готовых блюд (п. 8.6.1).
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06 ноября 2001 года, действовавшим с 1 февраля 2002 года по 31 декабря 2020 года, мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в следующем порядке: механическая очистка от остатков пищи; мытье щетками в воде с температурой не ниже 40 град. C с добавлением моющих средств; ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65 град. C; просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах (п. 6.16); пищевые отходы собирают в специальную промаркированную тару (ведра, бачки с крышками), которую помещают в охлаждаемые камеры или в другие специально выделенные для этой цели помещения (п. 9.13); обработка яйца, используемого для приготовления блюд, осуществляется в отведенном месте в специальных промаркированных емкостях в следующей последовательности: теплым 1 - 2-процентным раствором кальцинированной соды, 0,5-процентным раствором хлорамина или другими разрешенными для этих целей моющими и дезинфицирующими средствами, после чего ополаскивают холодной проточной водой. Чистое яйцо выкладывают в чистую промаркированную посуду (п. 8.19); щетки для мытья посуды после окончания работы очищают, замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45 град. C с добавлением моющих средств, дезинфицируют (или кипятят), промывают проточной водой, затем просушивают и хранят в специально выделенном месте. Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений, а также губчатый материал, качественная обработка которого невозможна, не используются (п. 6.19); все помещения организаций необходимо содержать в чистоте. Текущая уборка проводится постоянно, своевременно и по мере необходимости. В производственных цехах ежедневно проводится влажная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. После каждого посетителя обязательна уборка обеденного стола (п. 5.11); в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний уборка производственных, вспомогательных, складских и бытовых помещений проводится уборщицами, а уборка рабочих мест - работниками на рабочем месте. Для уборки туалетов выделяется специальный персонал. Уборщицы должны быть обеспечены в достаточном количестве уборочным инвентарем, ветошью, моющими и дезинфицирующими средствами (п. 5.14); в организациях применяются моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, которые используются в строгом соответствии с прилагаемыми инструкциями и хранятся в специально отведенных местах в таре изготовителя (п. 5.15); мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке: механическое удаление остатков пищи; мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны; мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40 град. C и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны; ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65 град. C с помощью гибкого шланга с душевой насадкой; просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах (п. 6.14); производственное оборудование и моечные ванны присоединяются к канализационной сети с воздушным разрывом не менее 20 мм от верха приемной воронки. Все приемники стоков внутренней канализации имеют гидравлические затворы (сифоны) (п. 3.8); продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты. Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах. В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах). При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.) (п. 7.11).
Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах Акционерное общество «<данные изъяты>» - Заказчик и ООО «Потенциал» - Исполнитель заключили договор, в соответствии с которым Исполнитель принял на себя обязательства за своевременную оплату обеспечить соответствие оказываемых услуг в целях исполнения государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годах требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным, ветеринарным нормам и правилам, государственным стандартам, санитарно-эпидемиологическим требованиям и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Государственного заказчика по контракту и договором (п.п. 1.1.4, 3.2.2).
Таким образом, ООО «Потенциал» в соответствии с вышеприведенным договором от ДД.ММ.ГГГГ № приняло на себя обязательства по оказанию услуг по организации питания, соответствующие требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, руководящими документами Заказчика – Министерства обороны Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № решено провести проверку в войсковой части №, ООО «Потенциал» в целях установления факта наличия (отсутствия) нарушений закона в деятельности должностных лиц войсковой части 93876, требующих принятия мер прокурором, на предмет исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих в части реализации государственных контрактов в сфере организации питания. Установлен срок проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о проведении проверки направлено генеральному директору
ООО «Потенциал» и получено ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке-докладу от ДД.ММ.ГГГГ начальника Центра (ГСЭН, территориальный, Казань) ФИО1 в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ внеплановой выездной проверки санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий на территории военного городка № войсковой части №, а также соблюдения требований санитарного законодательства, выполнения положений нормативных документов по организации питания военнослужащих в отношении должностных лиц
ООО «Потенциал» выявлены следующие нарушения: не организованы мероприятия по недопущению заноса коронавирусной инфекции на территорию воинской части; ДД.ММ.ГГГГ в холодильной камере холодного цеха столовой находился на хранении недоброкачественный (потемневший) вареный картофель, приготовленный на обед, что является нарушением требований ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», п. 8.6.1 СП 3.7.2615-10 «Профилактика иерсиниоза»; кухонная посуда (гастроемкости) просушиваются в опрокинутом виде, сложенными друг на друга, что не обеспечивает их достаточного просушивания, что не соответствует п. 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; охлаждаемая камера (помещение для сбора остатков пищи) в столовой отсутствует, сбор пищевых отходов организован в моечной столовой посуды в пластиковый бак с крышкой объемом 50 литров, на момент проверки 20 ноября 2020 года в 13 часов 30 минут бак наполовину заполнен не вывезенными пищевыми отходами, что является нарушением п. 9.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», п. 223 «Руководства по приготовлению пищи в ВС РФ», утвержденному Приказом зам.МО РФ от 30 декабря 2019 года
№ 1226; в горячем цехе стол для переборки круп используется не по назначению (на столе хранятся тарелки для 2-х блюд «в стопках»), смотровое стекло стола расколото, что не соответствует п. 257 «Руководства по приготовлению пищи в ВС РФ», утвержденному Приказом зам.МО РФ от 30 декабря 2019 года № 1226; обработка яиц, используемых для приготовления блюд, не проводится, в открытой емкости для дезинфицирующего раствора «Ника-2» содержится мыльный раствор непригодный для обработки, что является нарушением п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; во всех производственных цехах столовой отсутствуют щетки, мочалки, ветошь для мытья посуды и уборки столов, что является нарушением п. 6.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; место для хранения дезинфицирующих средств и приготовления дезинфицирующих растворов не определено, дезинфицирующие растворы в производственных и вспомогательных помещениях столовой отсутствуют, вследствие чего своевременная и качественная обработка помещений не проводится, что является нарушением п. 5.11, п. 5.14, п. 5.15 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; мытье столовой посуды производится ручным способом без соблюдения правил обработки: ополаскивание в металлической сетке с ручками не проводится ввиду ее отсутствия, гибкий шланг с душевой насадкой покрыт паутиной, что является нарушением п. 6.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; производственные ванны присоединены к канализационной сети без воздушных разрывов от верха приемной воронки, что не соответствует п. 3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»; нарушаются условия хранения пищевых продуктов: в кладовой для хранения сухих продуктов находилась вскрытая 0,5 литра банка с повидлом, что является нарушением п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
Постановлением заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56680 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ООО «Потенциал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения. Представитель ООО «Потенциал» ФИО3 с нарушениями не согласился, копию постановления получил ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ООО «Потенциал» было уведомлено о предстоящей проверке, также представитель юридического лица ООО «Потенциал» копию постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 6.6 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ получил ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении дело об административном правонарушении начальником Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г.Казань) федерального государственного казенного учреждения «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ присутствовал представитель ООО «Потенциал» ФИО5, действующий на основании доверенности.
Поэтому доводы жалобы ООО «Потенциал» о том, что прокурорская проверка проведена с нарушением установленного законом порядка уведомления проверяемого лица, заявитель не уведомлен в законном порядке о действительных основаниях, предмете, целях проверки, суд находит необоснованными, поскольку они опровергаются вышеприведенными материалами дела.
Доводы подателя жалобы ООО «Потенциал» о том, что в своей работе нарушений санитарно-эпидемиологических требований не допущено, суд находит несостоятельными, поскольку обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется вышеприведенными нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, которым предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39).
Факт выявленных в результате проверки ООО «Потенциал» по организации питания военнослужащих войсковой части № нарушений санитарно-эпидемиологических требований подтверждается исследованными материалами дела, а именно актом осмотра помещений столовой № площадки № войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя ООО «Потенциал» управляющего столовой ФИО6, справкой-докладом начальника Центра (ГСЭН, территориальный, Казань) ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что
у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1
КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Совокупностью исследованных и установленных в судебном заседании доказательств установлено, что ООО «Потенциал», являясь исполнителем услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, при организации питания военнослужащих войсковой части № не выполнило установленные нормативно-правовыми актами требования санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: в нарушение п. 8.6.1 СанПин 3.7.2615-10 «Профилактика иерсиниозов», утвержденных 21 июня 2010 года Главным государственным санитарным врачом РФ, в холодильнике цеха столовой находился на хранении недоброкачественный (потемневший) вареный картофель; в нарушение п. 6.16 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, кухонная посуда (гастроемкости) просушивается в опрокинутом виде, сложенная друг на друга, что не обеспечивает надлежащее просушивание; в нарушение п. 9.13 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, сбор пищевых отходов организован в пластиковый бак объемом 50 литров в помещении для мытья посуды. Отдельной охлажденной камеры или специально выделенного для сбора отходов помещения в столовой № не предусмотрено; в нарушение п. 8.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, обработка яиц, используемых для приготовления блюд, не производится, в открытой емкости для дезинфицирующего раствора «Ника-2» содержится мыльный раствор, не пригодный для обработки; в нарушение п. 6.19 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, во всех производственных цехах столовой отсутствуют щетки, ветошь для мытья посуды и уборки столов; в нарушение п.п. 5.11, 5.14, 5.15 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, не определены места приготовления и хранения дезинфицирующих средств. Дезинфицирующие растворы в производственных и вспомогательных помещениях столовой отсутствуют, обработка помещений не производится; в нарушение п. 6.14 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, мытье столовой посуды производится ручным способом без соблюдения правил обработки: металлическая сетка для ополаскивания посуды отсутствует, гибкий шланг с душевой насадкой загрязнен; в нарушение п. 3.8 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, производственные ванны присоединены к канализационной сети без воздушных разрывов; в нарушение п. 7.11 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных 1 февраля 2002 года Главным государственным санитарным врачом РФ, в кладовой для хранения сухих продуктов находилась вскрытая банка с повидлом.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела.
Доводы ООО «Потенциал» о том, что прокурорская проверка в отношении ООО «Потенциал» на соблюдение санитарных правил проведена 19 военной прокуратуры армии войсковая часть 56680 не только в отсутствие соответствующих полномочий, но и с подменой функции контролирующего органа суд находит необоснованными, по следующим основаниям.
Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Реализуя эти полномочия, прокурор имеет право проводить проверки, что является формой реализации полномочий прокурора как должностного лица, имеющих целью осуществление надзора за соблюдением законов, устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Полномочия, возложенные на военных прокуроров, приведены в пункте 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», к числу которых относится, в том числе надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, органами военного управления и должностными лицами воинских частей.
В действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке самими органами прокуратуры.
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Из материалов дела следует, что прокурорская проверка проводилась в войсковой части № ООО «Потенциал» на основании решения военного прокурора 19 военной прокуратуры армии войсковая часть 56680, с участием врача по общей гигиене ФГКУ «1026 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Минобороны России (территориальное, Казань) и представителей войсковой части №, ООО «Потенциал», ветеринарного врача войсковой части №; предмет проверки - исполнение требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих в части реализации государственного контракта в сфере организации питания. В рамках проверочных мероприятий установлено, что ООО «Потенциал», являясь исполнителем услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ года на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, при организации питания военнослужащих войсковой части № не выполнило установленные нормативно-правовыми актами требования санитарно-эпидемиологического законодательства. В связи с выявленными нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства заместителем военного прокурора 19 военной прокуратуры армии войсковая часть 56680 в отношении юридического лица ООО «Потенциал» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.6 КоАП РФ. Постановлением начальника Центра (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, г.Казань) ФГКУ «1026 Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» Министерства Обороны Российской Федерации ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № юридическое лицо ООО «Потенциал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ.
Таким образом, событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, включая вину ООО «Потенциал», сомнения не вызывают. Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно, наказание ООО «Потенциал» назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 6.6 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания малозначительным совершенного правонарушения, объектом которого является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, не усматривается.
Нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенного должностным лицом постановления, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░.░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «1026 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.6 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░
10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░