Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-283/2022 ~ М-264/2022 от 24.10.2022

Дело № 3а-283/2022

42OS0000-01-2022-000369-03

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Киклевич С.В.

при секретаре Горн Н.Е.

с участием прокурора Фроловой Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«20» декабря 2022 года

административное дело по административному иску индивидуального предпринимателя Архиповой Натальи Семеновны о признании нормативных правовых актов недействующими в части

УСТАНОВИЛ:

03 декабря 2019 года Администрацией Кемеровской области принято распоряжение № 6-ра «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 6-ра).

Пунктом 1 Распоряжения № 6-ра определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, являющийся приложением к распоряжению.

Пунктами 97 и 98 Перечня на 2020 год в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № соответственно.

Распоряжение № 6-ра опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru, 03 декабря 2019 года.

23 декабря 2020 года Администрацией Правительства Кузбасса принято распоряжение № 21-ра «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 21-ра).

Пунктом 1 указанного Распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год, являющийся приложением к распоряжению.

В Перечень на 2021 год объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № включены в пунктах 124, 125.

Распоряжение № 21-ра опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru, 25 декабря 2020 года.

21 декабря 2021 года Администрацией Правительства Кузбасса принято распоряжение № 27-ра «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Распоряжение № 27-ра).

Пунктом 1 указанного Распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2022 год, являющийся приложением к распоряжению.

В Перечень на 2022 год также включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № (пункты 125, 126).

Распоряжение № 27-ра опубликовано на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасса» bulleten-kuzbass.ru, 22 декабря 2022 года.

Впоследствии в Распоряжение № 27-ра внесены изменения распоряжениями Администрации Правительства Кузбасса от 29 марта 2022 года № 6 – ра, 05 июля 2022 года № 14 – ра и от 25 июля 2022 года № 16-ра, создавшие его действующую редакцию.

В действующей редакции Распоряжения № 27-ра объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами № и № значатся в Перечне на 2022 год в пунктах 261 и 262.

Индивидуальный предприниматель Архипова Н.С. обратилась в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнения и дополнений (том 1 л.д. 194 – 197, 200 – 202, том 2 л.д. 69 - 72), просит признать не действующими со дня принятия вышеуказанные положения нормативных правовых актов.

Требования мотивирует тем, что является собственником объектов недвижимого имущества - зданий с кадастровыми номерами № и №, которые включены в оспариваемые перечни, однако не обладают предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из их кадастровой стоимости. Указывает, что вид разрешенного использования земельных участков под зданиями допускает размещение только одного объекта недвижимости помещения в котором могут одновременно использоваться и для торговой деятельности и для технического обслуживания автомобилей, то есть предусматривает использование земельных участков для нахождения на них зданий смешанного назначения, а потому здания не могли быть включены в перечни по данному признаку. Фактическое использование зданий также не позволяет включить их в перечни. Исходя из изложенного административный истец полагает, что оспариваемые положения нормативных правовых актов неправомерно возлагают на нее обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель административного истца Шуревич М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и дополнениях к нему. Пояснил, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, не позволяет отнести их к категории торговых центров. Не содержат соответствующих сведений и документы технического учета на здания. При этом установление фактического вида использования зданий проведено формально, либо не проводилось вообще. Полагает, что ни по одному их предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации критериев, здания включению в Перечни не подлежали.

Представитель Администрации Правительства Кузбасса (ранее Администрация Кемеровской области) Долгушина О.В., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных объяснениях (том 1 л.д. 74 – 79). Суду пояснила, что нежилые здания с кадастровыми номерами № и № расположены на земельных участках с видом разрешенного использования «для размещения автосалона и автосервисного центра». Указанный вид разрешенного использования земельного участка, а также фактическое использование зданий позволяло включить их в оспариваемые Перечни в числе объектов, обладающих признаками торгового центра.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Фроловой Т.Е., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативным правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 года № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что с 1 января 2016 года на территории Кемеровской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 ноября 2015 года № 438 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово налога на имущество физических лиц» на территории города Кемерово установлен налог на имущество физических лиц в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения. Для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, установлена ставка налога - 2 процента.

На основании подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно пункту 3 статьи 4 Закона Кемеровской области от 26 ноября 2003 года № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) органом, указанным в пунктах 7 и 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющим перечень объектов недвижимого имущества, к которым применяется налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, являлась Администрация Кемеровской области.

В настоящее время, с учетом изменений, внесенных в вышеуказанный закон Законом Кемеровской области - Кузбасса от 09 апреля 2020 года № 44-ОЗ, таким органом на территории Кемеровской области - Кузбасса является Администрация Правительства Кузбасса.

Судом установлено, что оспариваемые в части распоряжения Администрации Кемеровской области и Администрации Правительства Кузбасса приняты уполномоченными органами в пределах компетенции, в установленной форме, опубликованы в соответствии с требованиями закона и по данным основаниям не оспариваются.

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, названы в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в которой указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1).

Из обстоятельств дела следует, что Архипова Наталья Семеновна является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 20 – 23, 31 – 35, 50, 51).

В оспариваемые Перечни недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, вышеуказанные здания включены по соответствию их признакам торгового центра.

В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Соответственно, по смыслу приведенных предписаний федерального законодательства в Перечень подлежит включению в качестве торгового центра (комплекса) такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

Как следует из письменных и устных пояснений представителя административного ответчика, принадлежащие Архиповой Н.С. нежилые здания включены в оспариваемые Перечни поскольку расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение торговых объектов (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), а также фактически используются в целях размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

В ходе судебного разбирательства установлено, что нежилое здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №, нежилое здание с кадастровым номером № расположено на земельном участке с кадастровым номером №. Земельные участки поставлены на кадастровый учет 20 апреля 2015 года с видом разрешенного использования - для размещения автосалона и автосервисного центра (выписки из Единого государственного реестра недвижимости, материалы кадастровых дел объектов недвижимости - том 1 л.д. 24 – 30. 36 – 49, 114 – 166).

По информации ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Кемеровской области – Кузбассу вид разрешенного использования вышеуказанных земельных участков с даты их постановки на кадастровый учет не менялся (том 1 л.д. 112, 190 – 191).

Определяя условия отнесения нежилого здания (строения, сооружения) к торговому центру, законодатель в подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации четко указал, что один из видов разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения на нем исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Национальный стандарт Российской Федерации «Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2013», утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года № 582-ст, выделяет в числе торговых предприятий магазин-салон - специализированный магазин с площадью торгового зала от 18 кв.м, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом; в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса (пункт 46).

Изложенное позволяет отнести автосалон к числу таких торговых объектов как магазин-салон.

Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).

Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, действовавшим до 04 апреля 2021 года, утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода. Применяемый впоследствии классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Росреестра от 10 ноября 2020 № П/0412.

Названные приказы содержат вид разрешенного использования земельных участков – магазины (код 4.4).

Таким образом, вид разрешенного использования земельных участков «для размещения автосалона и автосервисного центра» действительно допускает нахождение на каждом из них здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов. Вместе с тем, как следует из формулировки вида разрешенного использования земельных участков, он предполагает использование на земельном участке здания (строения, сооружения) для размещения одновременно как торговых объектов, так и автосервисного центра, то есть объекта, предназначенного для оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей. Наименование последнего не позволяет безусловно отнести его к числу объектов бытового обслуживания.

Так, согласно положениям приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540 вид разрешенного использования земельного участка бытовое обслуживание (код 3.3) предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Аналогичные положения приведены в Приказе Росреестра от 10 ноября 2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей поименованными приказами отнесено к коду разрешенного использования земельного участка - объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).

Правила землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденные постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов), в разделе «Виды и состав территориальных зон. Градостроительные регламенты» содержали аналогичные положения относительно видов объектов, размещение которых соответствует видам разрешенного использования бытовое обслуживание (код 3.3) и объекты придорожного сервиса (код 4.9.1).

Совокупность приведенных выше норм позволяет прийти к выводу о том, что вид разрешенного использования земельного участка «бытовое обслуживание» (код 3.3) не предусматривает размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания автомобилей.

Соответственно, в рассматриваемом случае вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания с кадастровыми номерами № и №, является неоднозначным и из буквального его прочтения не следует, что он предусматривает размещение на земельных участках исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Тем самым вид разрешенного использования земельных участков не позволяет отнести здания с кадастровыми номерами № и № к торговым центрам (комплексам) по вышеуказанному основанию.

По данным, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также в материалах представленного суду кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером №, данное здание поставлено на государственный кадастровый учет 17 октября 2012 года со следующими характеристиками: назначение – нежилое здание, наименование – здание (том 1 л.д. 31 – 35, 119 - 138).

Из технической документации кадастровое дело содержит технический паспорт здания, составленный по состоянию на 13 сентября 2012 года, где указано назначение здания – нежилое, наименование – здание (том 1 л.д. 123 - 126). Согласно содержания названного документа здание состоит из следующих частей: здание (литера Л), пристрой (литера Л1), пристрой (литера Л2), пристрой (литера Л3), его общая площадь составляет 1 104,8 кв.м. В соответствии с экспликацией к поэтажному плану, являющейся приложением технического паспорта, здание включает следующие помещения: «теплоузел», «холл», «мастерская», «магазин», «склад», «коридор», «мойка автомобилей», «кабинет», «комната отдыха», «бытовое помещение», «подсобное помещение», «душ».

Таким образом, согласно технической документации, в указанном здании имеется одно помещение, которое по наименованию и назначению может быть отнесено к торговой площади – магазин, площадью 23,6 кв.м. Кроме того, могли быть учтены при включении здания в Перечни, в числе сопутствующих торговым объектам, помещения с наименованием «склад», общая площадь которых составляет 140,8 кв.м.

Что касается помещений, указанных как мастерская, мойка автомобилей, их наименование и назначение не тождественны понятию бытового обслуживания, в связи с чем, однозначно не свидетельствуют о размещении таких объектов в здании.

При изложенных данных однозначный вывод о том, что не менее 20 процентов от общей площади здания с кадастровым номером №№ (что составляет 220,96 кв.м.) используется для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания и (или) общественного питания из технической документации и сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, не следует.

Объект недвижимости с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет 15 апреля 2014 года со следующими характеристиками: наименование – здание, назначение – нежилое здание, площадь - 1358,2 кв.м. (выписка из Единого государственного реестра недвижимости, материалы кадастрового дела - том 1 л.д. 20 – 23, 114 - 118). Технический план здания, имеющийся в кадастровом деле, сведений о наименовании и назначении помещений в здании не содержит (том 1 л.д. 115 – 116). Иная техническая документация в материалах представленного суду кадастрового дела отсутствует.

Согласно техническому паспорту здания, составленному по состоянию на 6 января 2014 года и представленному стороной административного истца, здание имеет наименование «нежилое здание», состоит из двух этажей, общей площадью 1358,2 кв.м. (том 2 л.д. 37 – 44). В соответствии с экспликацией площадей к поэтажному плану здания, оно содержит следующие помещения: «нежилое», «тамбур», «санузел», «лестница», «лестничная клетка», «коридор».

Тем самым данные из Единого государственного реестра недвижимости и документы технического учета (инвентаризации) в отношении нежилого здания с кадастровым номером №, не содержат сведений, указывающих на размещение в нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.

Учитывая изложенное, обоснованность включения зданий в оспариваемые Перечни следовало определять исходя из их фактического использования.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06 июня 2016 года № 226 утверждено Положение «О реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 № 60-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (далее Положение), действовавшее до 08 февраля 2022 года и определявшее порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, порядок формирования и определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, и порядок взаимодействия при установлении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений и формировании такого перечня.

Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что проведение мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений (далее - мероприятия) осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемым руководителем Администрации Кемеровской области или уполномоченным им лицом списком зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых необходимо определить вид фактического использования.

Должностные лица Администрации Кемеровской области, уполномоченные на проведение мероприятия, вправе проводить обследование, в том числе с использованием фотосъемки (при необходимости видеосъемки) здания (строения, сооружения), нежилых помещений, указанных в поручении, без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками указанных зданий (строений, сооружений), нежилых помещений (пункт 2.7 Положения).

По результатам проведения мероприятия в срок не позднее пяти рабочих дней с даты его окончания составляется протокол (пункт 2.8 Положения).

Мероприятие проводится должностными лицами Администрации Кемеровской области в отношении каждого здания (строения, сооружения), нежилого помещения не более одного раза в период с 1 января по 1 декабря каждого календарного года (пункт 2.10 Положения).

Согласно представленным стороной административного ответчика протоколам обследования здания (строения, сооружения) и помещения от 10 июля 2019 года, 23 сентября 2020 года и 15 июля 2021 года в здании с кадастровым номером № под размещение торговых объектов используется 400 кв.м. (том 1 л.д. 93 – 95), в здании с кадастровым номером № под размещение объектов бытового обслуживания используется 300 кв.м. площади (том 1 л.д. 96 – 98).

Вместе с тем указанные протоколы исходя из их содержания, не позволяют достоверно определить фактическое использование для целей размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания более 20 процентов площади зданий, расчеты определения долей фактического использования помещений спорных объектов, как и фототаблицы отсутствуют, не указаны какие-либо выявленные признаки размещения вышеупомянутых объектов, не приведены конкретные номера помещений, этаж их расположения относительно экспликации к поэтажному плану зданий в целях их идентификации и определения фактической площади помещений, занятых под торговые объекты и объекты бытового обслуживания.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля главный консультант комитета по развитию региональных систем администрации Правительства Кузбасса, ФИО12, проводивший обследование зданий с целью определения вида их фактического использования, недостатки представленных протоколов не устранил. Показал, что обследование зданий проводилось с непосредственным доступом в них, однако площади помещений в зданиях, используемые под торговые объекты и объекты бытового обслуживания определялись без применения каких-либо инструментов, исходя из визуального осмотра, после чего были округлены до целого значения, соответствующего не менее 20 процентам от общей площади зданий. Фотографирование не осуществлялось, техническая документация не изучалась.

Тем самым установлено, что определение вида фактического использования зданий и вывод в протоколах об использовании более 20 процентов площади зданий под торговые объекты и объекты бытового обслуживания, не основаны на проведении соответствующих замеров площади помещений, используемых под указанные цели, и их фактических значений. Изложенное, в отсутствии описания и привязки торговых объектов и объектов бытового обслуживания к конкретным помещениям, также не позволяет установить (проверить) процентное соотношение площадей спорных зданий, используемых для осуществления видов деятельности, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких данных, протоколы обследования не могут служить достоверным доказательством обоснованности включения зданий в оспариваемые Перечни объектов недвижимости на 2020, 2021 и 2022 годы.

Из исследованных судом иных письменных доказательств, а именно фотографий здания с кадастровым номером №, данных об использовании помещений в нем, технической документации, а также пояснений представителей сторон и свидетелей следует, что в спорном объекте недвижимости располагаются помимо иных объектов магазин автозапчастей и автосалон, занимая часть площади помещений, указанных в экспликации под номерами 2, 3, 13 и 14 (том 1 л.д. 203 – 204, 245 - 250, том 2 л.д. 1 – 25, 27, 37 – 44). Однако площадь таких помещений надлежащим образом в ходе обследования вида фактического использования здания не установлена, привлечение перечисленных помещений в полном объеме под осуществление торговой деятельности в юридически значимый период не подтверждено, тем самым доводы административного истца об использовании под торговые объекты в здании не более 261,5 кв.м., из них 200 кв.м. – часть площади помещения номер 14 поименованного административным истцом как «шоурум», какими-либо допустимыми доказательствами не опровергнуты.

Таким образом, представленные сторонами и исследованные судом доказательства не содержат информации, позволяющей установить, что названное здание в объеме более 20 процентов его площади используется под указанный в протоколах обследования от 10 июля 2019 года, 23 сентября 2020 года и 15 июля 2021 года вид деятельности – осуществление торговли.

В равной степени стороной административного ответчика не представлено доказательств размещения объектов бытового обслуживания в здании с кадастровым номером №.

Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации использует понятие «объект бытового обслуживания», не раскрывая его содержания.

В свою очередь Гражданский кодекс Российской Федерации определяет правоотношения в сфере бытового обслуживания как направленные на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работ и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (параграф 2 главы 37, глава 39 Кодекса).

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Соответственно объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных норм права является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей гражданина.

Из обстоятельств дела следует, что вывод о размещении в здании с кадастровым номером № объектов бытового обслуживания сделан в ходе мероприятий по определению вида фактического использования здания, часть помещений которого задействована для оказания услуг по обслуживанию (ремонту) автомобилей.

Вместе с тем, применительно к приведенным выше положениям закона, работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей являются бытовыми, когда оказываются лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Вопреки указанным положениям протоколы обследования здания от 10 июля 2019 года, 23 сентября 2020 года и 15 июля 2021 года информацию, позволяющую сделать однозначный вывод о размещении в нем объектов для оказания бытовых услуг не содержат, фотоматериалы свидетельствующие о наличии в помещениях зоны для потребителей, кассовых аппаратов, прейскуранта с указанием вида услуг и цен на них и т.д., отсутствуют.

Представленные стороной административного истца фотографии, отображающие внутренние помещения здания также не свидетельствуют о том, что спорный объект в размере более 20 процентов его площади используется в сфере оказания бытовых услуг населению (том 1 л.д. 205 – 244). Напротив, из пояснений представителя административного истца и свидетеля – директора по производству ООО «Автоцентр Дюк и К» ФИО13, следует, что в указанном здании осуществляется техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, принадлежащих исключительно юридическим лицам.

В указанной части административным истцом дополнительно представлены схема использования помещений в здании, расчет их площадей, копии договора аренды здания, уставных документов арендатора (ООО «Автоцентр Дюк и К»), договоров с юридическими лицами на выполнение работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей (том 1 л.д. 123 – 126, 182 – 188, 203 – 204, 205 – 244, том 2 л.д. 26, 45 – 59, 77 – 80, 101 - 149).

Таким образом, надлежащих доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения, расположенные в здании с кадастровым номером №, использовались для целей оказания бытовых услуг, административным ответчиком суду не представлено.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), вышеназванные нежилые здания не могли быть включены в оспариваемые Перечни и по основанию их фактического использования.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных зданий в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Правительством Кемеровской области - Кузбасса относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилых зданий с кадастровыми номерами № и № установленным Налоговым кодексом Российской Федерации критериям, необходимым для включения их в Перечни, не представлено.

Поскольку Архипова Н.С. несет обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2020, 2021 и 2022 годы, она вправе обратиться с административным иском в суд.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты в оспариваемой части должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия (на 2020, 2021 и 2022 годы), а потому способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме будет признание оспариваемых положений нормативных правовых актов недействующими со дня их принятия.

В настоящее время официальным источником опубликования актов Администрации Правительства Кузбасса является, в том числе сайт «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» www.zakon.kemobl.ru (п.2 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10 июня 2008 г. № 218 «Об официальном опубликовании и вступлении в силу актов Губернатора Кемеровской области - Кузбасса, Правительства Кемеровской области - Кузбасса, иных исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса»). Сообщение о принятии данного решения суда должно быть опубликовано на указанном сайте.

Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 97, 98 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2020 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 6-░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 124, 125 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 378.2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 21-░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 261 ░ 262 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 378.2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 27-░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░» www.zakon.kemobl.ru ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░          ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-283/2022 ~ М-264/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ИП Архипова Наталья Семеновна
Ответчики
Правительство Кемеровской области
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Киклевич Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud--kmr.sudrf.ru
24.10.2022Регистрация административного искового заявления
24.10.2022Передача материалов судье
25.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
07.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2022Подготовка дела (собеседование)
05.12.2022Подготовка дела (собеседование)
05.12.2022Рассмотрение дела начато с начала
19.12.2022Судебное заседание
20.12.2022Судебное заседание
30.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2023Дело оформлено
23.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее