дело №2а-3115/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 октября 2023 года г.Волгодонск
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Сперанской Т.А.,
при секретаре Дорофеевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Желудева С.А. к администрации Волгодонского района Ростовской области об оспаривании действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Желудев С.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением указав, что является сиротой, его мать Мамонтова Т.А., умерла ДД.ММ.ГГГГ., отец Желудев А.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей истец был передан под опеку сотруднику отдела опеки и попечительства Абутуровой М.И. Свои обязательства опекуна Абатурова М.И. исполняла не надлежаще, истец был направлен в спецшколу, проживал в тяжелых условиях. О своих правах на жилье истец не знал. 23.12.2009г. истец был осужден по ч.1 ст. 175 УК РФ и ст. 70 УК РФ на срок <данные изъяты>. В период с 23.12.2009 по 28.11.2014 истец отбывал наказание в местах лишения свободы. После освобождения истец вернулся к опекуну, но опекун отказала истцу в проживании совместно с ней, указав, что как сирота, он был поставлен администрацией Волгодонского района на учет нуждающихся в жилье, и имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма. В администрации истцу разъяснили, что на учет нуждающихся в специализированном жилье он поставлен не был, поэтому права на обеспечение жилим помещением, как сирота, оставшийся без попечения родителей, не имеет. Истец подал заявление о постановке на учет нуждающихся в жилье. Постановлением главы Администрации Волгодонского района Ростовской области № 1219 от 25.12.2014 ему было отказано. В январе 2015 года истец обращался в Волгодонской районный суд Ростовской области с заявлением о признании за ним права на получение жилого помещения в соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Истец просил администрацию Волгодонского района включить его в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Волгодонского района Ростовской области.
Решением Волгодонского районного суда Ростовской области от 08.04.2015 г. по делу № 2-1611/2015, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27.08.2015 г., в удовлетворении требований истцу было отказано. В обоснование отказа суды обеих инстанций указали, что истец до достижения им 23 лет в компетентные органы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, отнесенное законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью предоставления жилого помещения не обращался, то есть не воспользовался правом, предоставленным законом. При рассмотрении дела суды руководствовались положениями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, истец, являясь сиротой, не был обеспечен жилым помещением, жилого помещения не имел и не имеет.
Постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года утверждены новые «Правила о формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (далее Правила, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года).
В подпункте «г» пункта 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
12.04.2023 истец обратился в Администрацию Волгодонского района Ростовской области с заявлением, в котором, ссылаясь на Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года, в том числе на подпункт «г» пункта 4 Правил, просил включить его в список лиц - детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Заявление было направлено истцом по почте, и получено ответчиком 19.04.2023, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления с официального сайта Почта России.
На дату обращения истца с настоящим иском ответчик на заявление истца ответ не направил. Ранее истцу в устном порядке были даны разъяснения о нецелесообразности рассмотрения его обращений, так как судебным решением в 2015 году ему во включении в список детей-сирот было отказано, в связи с чем право на жилье он не имеет.
В то же время новым законодательством, действующим с апреля 2019 года (в том числе в период подачи истцом заявления предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Истец достиг 23-летнего возраста, не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями.
Вступившее в законную силу судебное решение суда, на которое в устном порядке сослался ответчик, в данном конкретном случае не имеет правового значения, поскольку оно было основано на ранее действующем законодательстве. При этом выводов об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением были основаны исключительно на факте обращения истца с заявлением по достижению 23-летнего возраста.
Таким образом, бездействие ответчика по не рассмотрению заявления истца о включении его в список лиц - детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, не может считаться законным, оно нарушает права истца на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке.
Целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление нарушенных прав.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Бездействие ответчика по не рассмотрению заявления истца, достигшего 23-летнего возраста, о включении в список лиц - детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, направленное истцом 12.04.2023 г. и полученное ответчиком 19.04.2023, не законно и нарушает права истца на обеспечение жилым помещением в установленном законом порядке.
В качестве способа восстановления нарушенного права истец полагает необходимым возложить на ответчика обязанность рассмотреть заявление от 12.04.2023 г. о включении его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации Волгодонского района Ростовской области по не рассмотрению заявления Желудева С.А. от 12.04.2023 о включении его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 летнего возраста; возложить на Администрацию Волгодонского района Ростовской области обязанность рассмотреть заявление Желудева С.А. от 12.04.2023 о включении его в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 23 летнего возраста.
Административный истец Желудев С.А. и его представитель адвокат Румянцева Н.Ю. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Глоба В.В. в судебном заседании просил в иске отказать, поддержал доводы возражений, указав, что 19.04.2023 в адрес главы аадминистрации Волгодонского района поступило обращение Желудева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обращение было рассмотрено, подготовлен письменный ответ, в котором заявителю были даны разъяснения с приложением бланка заявления и необходимым перечнем документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 и рекомендации обратиться с заявлением о включении в список и документами необходимыми для всестороннего рассмотрения и принятия решения по существу. Администрацией Волгодонского района Желудеву С.А. направлен письменный ответ от 15.05.2023 № 69/1066 на обращение почтовым отправлением (34735078009545) в установленный законом срок.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации предоставляют гражданину и юридическому лицу право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» к бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ, главы 24 АПК РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и статья 14 КАС РФ, статьи 8, 9 и часть 1 статьи 189, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. Если иное не предусмотрено законом, суд не связан правовой квалификацией спорных отношений и вправе признать оспоренное решение законным (незаконным) со ссылкой на нормы права, не указанные в данном решении.
Суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства:
-нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление;
-соблюдены ли сроки обращения в суд;
-соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 198, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с п.17 постановления Пленума ВС РФ № 21, осуществляя проверку решений, судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). Решения, затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение). При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм. Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности).
Отсутствие вины государственных органов в нарушении прав, свобод и законных интересов заявителя не является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В силу статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац 1 пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Пунктом 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года установлено, что формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года, в список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В подпункте «г» пункта 4 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года, к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года, к заявлению о включении в список заявителем прилагаются следующие документы: копия свидетельства о рождении; копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии); копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя; копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя); копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Пунктом 13 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года, определено, что в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:
о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;
об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона (пункт 14 Правил, утв. постановлением Правительства РФ № 397 от 4 апреля 2019 года).
Решение об отказе во включении в список может быть обжаловано в судебном порядке.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно п. 3, п. 4 ст. 5 Федерального закона №59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 9 Федерального закона «Федерального закона №59-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ определено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В судебном заседании установлено, что заявление административного истца Желудева С.А. о включении в список лиц - детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, получено администрацией Волгодонского района 19.04.2023.
15.05.2023 за исх. № 69/1066 исполняющим обязанности главы администрации Волгодонского района направлен письменный ответ Желудеву С.А., в котором ему разъяснено, что по существу поставленного вопроса о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, заявление не рассмотрено, т.к. при подаче заявления о включении в список, им не соблюдены требования, установленные постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 №397, к форме такого заявления и прилагаемому к заявлению пакету документов. В этой связи заявление Желудева С.А. рассмотрено как обращение в порядке Федерального закона №59-ФЗ. Желудеву С.А. рекомендовано обратиться с заявлением в установленном порядке с приложением необходимых документов для всестороннего рассмотрения и принятия решения о включении либо об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В данном случае, материалами дела подтверждается, что обращение Желудева С.А. от 19.04.2023 рассмотрено уполномоченным лицом администрации Волгодонского района в установленные законом сроки и по поставленным в обращении заявителя вопросам.
Как следует из материалов дела, при подготовке ответа административным ответчиком рассмотрено заявление истца и другие, поступившие в адрес администрации Волгодонского района документы.
Несогласие Желудева С.А. с результатами рассмотрения и разрешения его заявления, само по себе, не может быть признано в качестве основания для признания незаконным действий (бездействия) административного ответчика по не рассмотрению его заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Администрация Волгодонского района, будучи наделенной законом самостоятельными полномочиями по разрешению вопросов, относящихся к ее компетенции, вправе определять содержание своих ответов на заявления граждан. При этом суд не вправе обязать администрацию Волгодонского района дать ответ, с содержанием которого был бы согласен истец.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в части признания незаконным действий (бездействия) административного ответчика по не рассмотрению заявления Желудева С.А. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Также суд обращает внимание, что в соответствии с положениями ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС Российской Федерации» (пункт 62), оценка целесообразности принятых администрацией решений в компетенцию суда не входит, доводы административного истца в части несогласия с выводами, к которым пришли должностные лица административного ответчика, не могут быть предметом оценки в рамках административного судопроизводства.
Вместе с тем материалами дела установлено, что при отправке Желудеву С.А. ответа на обращение была допущена техническая ошибка, неправильно указан адрес получателя письма, а именно вместо номера <адрес> указана <адрес>, что и явилось причиной неполучения ответа истцом (ШПИ 34735078009545).
Суд считает несостоятельными доводы ответчика, что по результатам рассмотрения заявления, административному истцу в установленный срок направлен мотивированный ответ, поскольку вышеуказанные обстоятельства расцениваются судом как не направление заявителю ответа на его заявление.
Только после обращения административного истца в суд с настоящим иском, копия ответа администрации Волгодонского района от 15.05.2023 за исх. № 69/1066 с бланком заявления о внесении в список направлены Желудеву С.А. повторно 17.10.2023 (ШПИ 34736086030842).
Следует также отметить, что копия административного искового заявления по настоящему делу была направлена Желудевым С.А. ответчику 25.08.2023 и получена ответчиком 09.09.2023. У ответчика была возможность, выяснив обстоятельства неполучения ответа заявителем, направить ему ответ повторно. Также в заявлении Желудевым С.А. был указан номер телефона.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия администрации Волгодонского района Ростовской области, выразившегося в несвоевременном и длительном не направлении ответа на обращение Желудева С.А., поступившее в администрацию района 19.04.2023 (№69-05/40).
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 19.04.2023 (№69-05/40).
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.11.2023.