Дело № 2а-713/2015
Решение
Именем Российской Федерации
23 декабря 2015 года р.п. Мокшан
Судья Мокшанского районного суда Пензенской области Сергеева О.В., рассмотрев в здании Мокшанского районного суда административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению прокурора Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившегося в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки, расположенной в 20 м на юг от строения № по <адрес>,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в Мокшанский районный суд Пензенской области с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка соблюдения на территории администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области требований законодательства об охране окружающей природной среды. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 1.2 указанных правил в юго-восточном направлении в 20 м на юг от строения № по <адрес> размещена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора (пластик, полиэтилен, пластиковые бутылки, битое стекло, консервные банки) размером 10 м х 10 м. Таким образом, на территории администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не организована система рационального сбора, удаления, надежного обезвреживания бытовых отходов, что является нарушением п. 1.2 СанПиН № 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» и п. 2 ст. 21 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. Органами местного самоуправления – администрацией Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области нарушается конституционное право граждан, предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, а именно право на благоприятную окружающую среду. Администрация Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области не принимает действенных мер к ликвидации мест несанкционированного складирования бытовых отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в неприятии действенных мер по содержанию территории Широкоисского сельсовета Мокшанского района, а именно непринятии мер по устранению несанкционированной свалки мусора, расположенной в 20 м на юг от строения № по <адрес>; обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района организовать выполнение работ по устранению выявленных нарушений.
При подаче административного искового заявления прокурор Мокшанского района в силу п. 2 ст. 291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства не возражает.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и со ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.1.2 санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий, населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в 20 м на юг от строения № по <адрес> расположена несанкционированная свалка отходов производства и потребления.
Наличие указанной свалки и непринятие мер по ее ликвидации свидетельствует о бездействии со стороны администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, что создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью проживающих на территории Широкоисского сельсовета Мокшанского района граждан.
При таких обстоятельствах, заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 13 ст. 226 КАС РФ суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Поскольку прокурор в соответствии с подп.9 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины, следовательно государственная пошлина при вынесении решения взысканию с администрации не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 292 КАС РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по устранению несанкционированной свалки бытовых отходов.
Обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать выполнение работ по устранению несанкционированной свалки, расположенной в 20 м на юг от строения № по <адрес>.
Обязать администрацию Широкоисского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать информацию о данном решении суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Мокшанский районный суд Пензенской области в пятнадцати десяти дней со дня получения его копии лицами, участвующими в деле.