<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июня 2023 года город Ярославль
Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - Онищенко Ю.А., при секретаре судебного заседания Гладковой А.А., с участием представителя административного истца Мочалиной К.С., представителя военного комиссара <адрес>, Министерства обороны Российсковй Федерации Становских В.В., военного комиссара <адрес> Большакова А.Н., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело №2а-108/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты> Уткина Александра Николаевича об оспаривании решения призывной комиссии по мобилизации <адрес> о призыве его на военную службу по мобилизации,
установил:
решением призывной комиссии по мобилизации <адрес> от 10 октября 2022 года Уткин А.Н., находившийся в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, был признан годным к военной службе и призван на военную службу в соответствии с Указом Президента России от 21 сентября 2022 года №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», и в тот же день в составе команды был отправлен на пункт предварительного отбора граждан для формирования воинской части, дислоцированной в федеральном государственном казённом военном образовательном учреждении высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации.
Несогласный с данным решением призывной комиссии по мобилизации, Уткин А.Н. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение и отменить его, поскольку он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу как работник предприятия, выполняющего задание государственного оборонного заказа. При этом он ссылался на то, что приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 года №4070 (в редакции приказа Минпромторга России от 12 октября 2022 года №4296) предприятие, в котором он работал до призыва на военную службу, <данные изъяты> было включено в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. 21 октября 2022 года генеральный директор данного ООО направил председателю призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации и военному комиссару субъекта Российской Федерации сообщение о включении <данные изъяты>» в указанный реестр, а также список работников для оформления отсрочки от призыва на военную службу, в который был включен и административный истец. Кроме того, Уткин А.Н. просил обязать призывную комиссию предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу по вышеуказанным обстоятельствам, обязать военный комиссариат <адрес> принять меры по отзыву его из <данные изъяты> и обязать командира данной воинской части расторгнуть заключенный им контракт о прохождении военной службы.
В судебное заседание Уткин А.Н. не прибыл и просил рассмотреть административное дело в его отсутствие с участием его представителя Мочалиной К.С.
Представитель административного истца Мочалина К.С. в судебном заседании, настаивая на удовлетворении требований Уткина А.Н., поддержала позицию, изложенную в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Становских В.В. и военный комиссар <адрес> Большаков А.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований Уткина А.Н. и пояснили, что на момент принятия оспариваемого решения призывной комиссии и отправления административного истца к месту прохождения военной службы в призывную комиссию не поступали какие-либо документы, подтверждающие право последнего на отсрочку от призыва на военную службу. Более того, предприятие, в котором работал Уткин А.Н. до призыва на военную службу по мобилизации, было отнесено к предприятиям оборонно-промышленного комплекса в соответствии с приказом Минпромторга от 12 октября 2022 года №4296, то есть после принятия оспариваемого решения. Поэтому требования Уткина А.Н. о признании этого решения незаконным является необоснованным, вследствие этого и другие заявленные требования, как производные от данного требования, не подлежат удовлетворению.
Командир <данные изъяты> и глава администрации <данные изъяты> – председатель призывной комиссии по призыву на военную службу по мобилизации граждан <адрес>, надлежаще и заблаговременно извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли и ходатайствовали о рассмотрении административного искового заявления Уткина А.Н. без их участия.
В соответствии со ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военный суд счёл возможным рассмотреть данное административное дело без участия командира <данные изъяты> и главы призывной комиссии по мобилизации граждан <адрес>.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя Министерства обороны Российской Федерации, военного комиссара <адрес>, исследовав представленные в судебное заседание письменные доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно Указу Президента России от 21 сентября 2022 года №647 «Об объявлении в Российской Федерации частичной мобилизации» было предписано осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации.
То обстоятельство, что Уткин А.Н., находившийся в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, 10 октября 2022 года был призван по мобилизации для прохождения военной службы, которую в настоящее время проходит в войсковой части <данные изъяты>, подтверждается копией протокола №2 заседания призывной комиссии по мобилизации граждан <адрес> от 10 октября 2022 года, именным списком граждан, призванных по мобилизации военным комиссариатом <адрес>, копией учетной карточки военнослужащего запаса Уткина А.Н., повестками военного комиссара <адрес> от 23 и 29 сентября 2022 года, а также данное обстоятельство следует из текста поданного административного искового заявления.
Из сообщения генерального директора <данные изъяты>» от 21 октября 2022 года №50-02/38 председателю призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации и военному комиссару субъекта Российской Федерации следует, что данное предприятие вместе с обособленными подразделениями в соответствии с приказом Минпромторга России от 27 сентября 2022 года №4070 (в редакции приказа Минпромторга России от 12 октября 2022 года №4296) включено в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, сотрудникам которого предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.
Во исполнение данного сообщения начальник структурного подразделения №8 названного ООО направил в военный комиссариат <адрес> список граждан, работающих в Рельсосварочном предприятии №, структурном подразделении <данные изъяты>» и участвующих в выполнении заданий государственного оборонного заказа, и в данном списке указан Уткин А.Н. как сотрудник, участвующий в выполнении указанного заказа.
Как видно из копии трудового договора от 3 сентября 2012 года №0271 и дополнительного соглашения к нему от 2 апреля 2019 года, Уткин А.Н. работает на указанном предприятии сварщиком на машинах контактной (прессовой) сварки.
В силу ст.18 Федерального закона от 26 февраля 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется, помимо прочего, гражданам, забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
При разрешении вопроса о наличии у административного истца права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на момент принятия оспариваемого решения, военный суд исходит из того, что порядок проведения призыва граждан по мобилизации определен Положением о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2006 года №852.
В соответствии с п.п.3,4,8 и 22 указанного Положения призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объёмах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов. На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагается в период мобилизации функция по предоставлению гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации.
Согласно п.п.7 и 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ 11 июля 2017 года (далее - Методические рекомендации), воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Воинский учет граждан по месту их работы осуществляется организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением о воинском учете и настоящими Методическими рекомендациями. За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.
В силу пп.«б» п.12 Методических рекомендаций воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане мужского пола, пребывающие в запасе.
Согласно п.14 Методических рекомендаций воинский учет военнообязанных подразделяется на общий и специальный. На специальном воинском учете состоят, в том числе, военнообязанные, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и на военное время.
В силу Методических рекомендаций по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, и работающих в органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденных постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 5 июля 2017 года №16, работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии. За состояние работы по бронированию в организациях отвечают руководители соответствующих организаций. На граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, в организациях заполняются, а в военных комиссариатах муниципальных образований оформляются удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время и извещения о зачислении на специальный воинский учет. Забронированные граждане, пребывающие в запасе, зачисляются на специальный воинский учет и освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки.
В соответствии с разделом III приведенных Методических рекомендаций при проведении работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, уполномоченные должностные лица организаций обязаны: изучить документы и обеспечить их исполнение; определить на основании данных личных карточек граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию (форма №Т-2); получить от граждан, пребывающих в запасе, под расписку о приеме документов воинского учета граждан военные билеты; заполнить удостоверения, извещения и по окончании прохождения испытательного срока приема граждан на работу оформить им отсрочки в течение десяти рабочих дней; подписать и заверить печатью организации бланки извещений; сдать под расписку в книге учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек (далее - Книга учёта) (приложение 5, форма 11) в военный комиссариат заполненные удостоверения и извещения, личные карточки, военные билеты. При оформлении персональной отсрочки сдать выписку из постановления Межведомственной комиссии; получить оформленные удостоверения и извещения, а также сданные документы; выслать в десятидневный срок извещения в военные комиссариаты, где граждане, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете; сделать записи в книге по учету бланков специального воинского учета (приложение 6, форма 13) об израсходовании извещений; заполнить Раздел II личной карточки; возвратить гражданам, пребывающим в запасе в пятидневный срок после получения из военных комиссариатов документы, известить их о бронировании, изъять расписки о приеме документов воинского учета. Граждане, пребывающие в запасе, получив военный билет, возвращают расписки.
Согласно разделу IV указанных Методических рекомендаций с объявлением мобилизации руководители организаций обязаны вручить забронированным сотрудникам удостоверения об отсрочке; в десятидневный срок сдать: в военные комиссариаты - чистые бланки учета, неврученные удостоверения и оформленные ведомости (приложение 12, форма 9). На весь период мобилизации прекращается бронирование граждан, пребывающих в запасе, призываемых на военную службу по мобилизации, если они в мирное время не были забронированы. На граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, а также на граждан, пребывающих в запасе, которым переоформляется отсрочка вследствие перевода на другие должности или в другой орган управления или организацию, составляются списки (приложение 4, форма 8). Вместе с личными карточками, военными билетами и удостоверениями списки сдаются в военный комиссариат для оформления отсрочек. При оформлении персональной отсрочки сдается выписка из постановления о ее предоставлении. Военный комиссариат проверяет правильность составления списков, предоставления отсрочек, сверяет учетные данные из личной карточки с данными в военном билете состоящих на учете с учетными данными военного комиссариата. После проверки списков граждан, пребывающих в запасе, в военном комиссариате оформляются удостоверения и извещения гражданам, пребывающим в запасе. Исключение из списков граждан, которым отказано в оформлении отсрочек, производится с указанием причин отказа. Удостоверения передаются в органы управления и организации. Организации, получив удостоверения и извещения, обязаны: выдать удостоверения; отправить извещения в военные комиссариаты, где граждане, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете; подшить в дела ведомости на выдачу удостоверений и копии сопроводительных писем на отправку извещений; внести в личную карточку сведения о постановке на учет. При аннулировании отсрочек уполномоченные должностные лица организаций обязаны: а) изъять у граждан, пребывающих в запасе, удостоверения и в десятидневный срок направить их в военные комиссариаты, ранее оформившие отсрочки. При этом сообщаются причины и даты аннулирования отсрочек, наименования военных комиссариатов, где они состояли на учете; б) сообщить в военные комиссариаты, где граждане, пребывающие в запасе, состояли на учете, о прекращении действия отсрочек с указанием причины и даты их аннулирования.
Принимая во внимание предписание приведенных правовых норм, учитывая установленные при рассмотрении данного административного дела обстоятельства того, что занимаемая административным истцом должность в организации, в которой он работает, предоставляет ему право быть забронированным в определяемом Правительством Российской Федерации порядке, а в суд не представлено доказательств, что работодатель – <данные изъяты>» провёл вышеприведённые мероприятия по бронированию Уткина А.Н., пребывающего в запасе и подлежащего бронированию, в результате чего не представил в военный комиссариат <адрес> документы для постановки его на специальный воинский учёт, либо информацию о наличии права на отсрочку от призыва на военную службу, к тому же военный суд учитывает, что решение о включении <данные изъяты>» в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, сотрудники которого имеют право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, было принято 12 октября 2022 года, то есть после принятия оспариваемого решения от 10 октября 2022 года, а потому приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемого решения призывной комиссии по мобилизации граждан <адрес>, поскольку на момент его принятия у Уткина А.Н. отсутствовало право на названную отсрочку.
При таких данных военный суд считает, что требование Уткина А.Н. о признании незаконным решения призывной комиссии по мобилизации граждан <адрес> от 10 октября 2022 года о его призыве на военную службу по мобилизации и возложении на данную комиссию обязанности по его отмене, является необоснованным и потому не подлежащим удовлетворению.
Поскольку военный суд пришел к выводу о законности и обоснованности решения о призыве административного истца на военную службу по мобилизации, при этом иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его отзыва из воинской части, а также о наличии оснований для расторжения контракта о прохождении им военной службы в судебном заседании не установлено, то требования Уткина А.Н. о возложении на военного комиссара <адрес> обязанности по его отзыву из воинской части, а на командира <данные изъяты> - расторгнуть с ним контракт о прохождении военной службы удовлетворению не подлежат в виду их необоснованности.
Анализ приведённых обстоятельств позволяет военному суд прийти к выводу о необоснованности и несостоятельности требований административного искового заявления Уткина А.Н., вследствие чего в их удовлетворении следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 и 228 КАС РФ, военный суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2-░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░
░.░. ░░░░░░░░