Дело (УИД) № 37RS0002-01-2021-000609-37.
Производство № 2а-359/2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации.Город Вичуга, Ивановской области. 23.06.2021 год.
Вичугский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беззубова В.Н.,
с участием помощника Вичугского межрайонного прокурора Зиминой А.А.,
при секретаре судебного заседания Петуховой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, возбужденное по административному иску главы Вичугского муниципального района Ивановской области об уменьшении или освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
02.12.2020 года Вичугским городским судом принято решение по гражданскому делу №, возбужденному по иску Вичугского межрайонного прокурора, которым администрация Вичугского муниципального района Ивановской области обязана предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения, по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Вичугского муниципального района Ивановской области.
06.04.2021 года на основании указанного решения, а также выданного судом исполнительного листа № от 31.03.2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП Ивановской области Клыковой О.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП (л.д. 17).
06.05.2021 года судебный пристав-исполнитель Клыкова О.А. вынесла постановление о взыскании с администрации Вичугского муниципального района исполнительского сбора. Постановление мотивировано тем, что в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок для добровольного исполнения решения суда требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены (л.д. 18).
Администрация Вичугского муниципального района Ивановской области обратилась в суд с административным иском об освобождении от исполнительского сбора или об уменьшении его размера. Административный иск мотивирован тем, что администрацией приняты все возможные меры для исполнения решения суда, однако исполнить решение не представилось возможным по причине неоднократной неявки самого ФИО5 для заключения договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Административный истец просил освободить администрацию Вичугского муниципального района Ивановской области от обязанности уплачивать названный исполнительский сбор либо уменьшить его на одну четверть.
Представитель административного истца, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Клыкова О.А., представитель административного ответчика – УФССП по Ивановской области просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие, их явка обязательной судом не признавалась. Судебный пристав-исполнитель и представитель УФССП по Ивановской области в своих отзывах сообщили, что против удовлетворения административного иска не возражают.
Заинтересованное лицо ФИО5 при надлежащем извещении в судебное заседание не прибыл, действующая в его интересах помощник Вичугского межрайонного прокурора Зимина А.А. против удовлетворения административного иска не возражала.
Представитель заинтересованного лица – Департамента социальной защиты населения Ивановской области, просивший о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на иск сообщил, что поддерживает доводы административного истца, изложенные в административном иске.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) неявка представителей административного истца, представителя УФССП по Ивановской области, представителя Департамента социальной защиты населения Ивановской области, а также ФИО5 не являлась препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Заслушав представителя взыскателя - помощника Вичугского межрайонного прокурора Зимину А.А., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Материалами административного дела подтверждается, что на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП по Ивановской области Клыковой О.А. находится исполнительное производство №-ИП. Это исполнительное производство возбуждено 06.04.2021 года на основании выданного Вичугским городским судом исполнительного листа № от 31.03.2021 года.
Предметом исполнения исполнительного производства является обязанность администрации Вичугского муниципального района предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, по нормам предоставления площади жилого помещения, по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории Вичугского муниципального района Ивановской области.
Судебные приставы-исполнители в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП было направлено должнику и получено им 09.04.2020 года, что подтверждается сведениями об отслеживании почтового отправления ШПИ 15533157000965. В пунктах 2 и 3 постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и разъяснена ответственность в виде возможности взыскания исполнительского сбора.
Пятидневный срок для добровольно исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, установлен частью 12 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), датой окончания этого срока следует считать 16.04.2021 года.
13.04.2021 года представитель администрации Вичугского муниципального района Ивановской области обратился в ОСП по Вичугскому и Лухскому районам УФССП по Ивановской области с заявлением об отложении исполнительных действий на 10 дней. Это заявление судебным приставом-исполнителем было удовлетворено, вынесено постановление об удовлетворении заявления и постановление об отложении исполнительных действий на срок по 28.04.2021 года включительно. Возможность отложения исполнительных действий на срок не более 10 дней прямо предусмотрена частью 1 статьи 38 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов. Статьей 12 того же Федерального закона установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно статье 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Законность действий судебного пристава-исполнителя Клыковой О.А. при вынесении постановления о взыскании с администрации Вичугского муниципального района исполнительного сбора сомнений не вызывает, подтверждена решением Вичугского городского суда от 01.06.2021 года, принятым по административному делу № 2а-319/2021, возбужденному по административному иску администрации Вичугского муниципального района Ивановской области об оспаривании постановления от 06.05.2021 года № о взыскании исполнительского сбора. Однако сам факт законности взыскания исполнительского сбора не исключает возможности уменьшения этого сбора или освобождения должника от его уплаты.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного размера.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (пункты 74-75), даны разъяснения по вопросам возможности уменьшения исполнительского сбора или освобождении должника от его уплаты.
Из этих разъяснений следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что освобождение иного лица, не субъекта предпринимательской деятельности от взыскания исполнительского сбора, возможно если это лицо приняло все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
С учетом характера установленного должнику обязательства, представленных суду документов, следует читать, что администрация Вичугского муниципального района приняла все необходимые, достаточные и зависящие от неё меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
14.04.2021 года администрация Вичугского муниципального района направила ФИО5 письмо с уведомлением о том, что он является первым в очереди на получение указанного жилого помещения и ему необходимо прибыть для решения этого вопроса. Письмо получено адресатом 26.04.2021 года, однако ФИО5 в администрацию не прибыл, о каком-либо своем решении в связи с указанным уведомлением не сообщил.
12.04.2021 года администрация Вичугского муниципального района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, 18.05.2021 года определением суда в удовлетворении этого заявления отказано.
19.05.2021 года администрация Вичугского муниципального района письмом вновь сообщила ФИО5 о готовности предоставить ему благоустроенное жилое помещение – квартиру <адрес>, однако и это письмо осталось без ответа.
10.06.2021 года представитель администрации Вичугского муниципального района провела телефонные переговоры с ФИО5, подробно разъяснив ему, какая квартира ему может быть предоставлена. Из данных ФИО5 ответов не следует, что его права не исполнением немедленно решения суда существенно нарушены.
Следует учитывать, что приобретение жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа проводится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что предусматривает для этого определенные этапы и сроки. Предоставление ФИО5 квартиры связано с необходимостью его непосредственного участия на последнем этапе исполнения решения.
Учитывая указанные обстоятельства конкретного дела, суд считает возможным освободить администрацию Вичугского муниципального района от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Клыковой О.А. от 06.05.2021 года, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП.В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела может быть принято решение об удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 50000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06.05.2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 06.04.2021 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (25.06.2021 ░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.