Решение от 31.03.2021 по делу № 8а-3315/2021 [88а-6359/2021] от 15.02.2021

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-6359/2021

г. Москва 31 марта 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Репиной Е.В.,

судей Смирновой Е.Д., Шеломановой Л. В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19 августа 2020 г. (дело № 2а-1377/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 декабря 2020 г. (дело № 33а-3584/2020), вынесенные по административному делу по административному иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства,

заслушав доклад судьи Репиной Е.В., объяснения представителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области Смирновой М.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

у с т а н о в и л а:

постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 17 июля 2019 г. № 45 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (Приложение 1). Утверждена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области (Приложение к Реестру).

Прокурор Тамбовского района Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета № 45 от 17.07.2019 незаконным, возложении обязанности внести изменения в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

В обоснование требований указав, что по обращению ФИО5 по вопросу организации вывоза ТКО прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией Беломестнодвойневского сельсовета нарушаются требования действующего законодательства в данной сфере, ближайшие места для сбора ТКО расположены от домовладения заявителя по адресам: <адрес> (начало улицы) и <адрес>.. Вышеуказанные места располагаются на значительном удалении более 100 м от домовладения ФИО5 Прокуратурой района в адрес администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области 02.04.2020 № 275ж-2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в котором требовалось внести изменения в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории сельсовета. Из ответа администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района 03.06.2020 следует, что устранить выявленные нарушения требований законодательства об отходах не предоставляется возможным, ввиду тяжелого финансового    положения. Бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, установленные Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 19 августа 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 2 декабря 2020 г., признано незаконным бездействие администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, утвержденную постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета № 45 от 17.07.2019; возложена обязанность внести изменения в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета, утвержденную постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета № 45 от 17.07.2019, в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 8 февраля 2021 г., заинтересованное лицо АО «Тамбовская сетевая компания» ставит вопрос об отмене решение суда и апелляционного определения, с направлением дела на новое рассмотрение, указывая на неверное применение норм материального права.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства судами допущено не было.

Из материалов дела следует, что на территории Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области осуществляется бестарный способ вывоза мусора, согласно реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории, утвержденного Постановлением администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 17 июля 2019 г. № 45.

Прокуратурой района в ходе проведённой по обращению ФИО5 проверки по вопросу организации вывоза ТКО установлено, что ближайшие места для сбора ТКО расположены от домовладения заявителя по адресам: <адрес> (начало улицы) и <адрес>. Вышеуказанные места располагаются на значительном удалении более 100 м от домовладения ФИО5

Прокуратурой района в адрес администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области 02.04.2020 № 275ж-2020 внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в котором требовалось внести изменения в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории сельсовета.

Согласно ответу администрации Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района от 3.06.2020, устранить выявленные нарушения требований законодательства об отходах не предоставляется возможным, ввиду тяжелого финансового    положения.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, пришли к правильному выводу, что администрация Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, уклоняется от выполнения требований ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039, в связи с чем бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13).

Пунктами 3 и 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156) установлено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды. Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области    обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены на дату принятия решения по административному иску «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88.

Пунктами 1.1 и 1.2 названных правил, предусмотрено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.

Пунктом 2.2.3 установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

С учетом установленных обстоятельств, норм права, регулирующих спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу, что расстояние от жилого дома ФИО5 до ближайшего места для сбора ТКО менее нормируемого расстояния, что не соответствует требованиям санитарных правил, бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по внесению изменений в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета № 45 от 17.07.2019, нарушает права неопределённого круга лиц, в связи с чем требования прокурора были удовлетворены.

При этом обязанность по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по общему правилу лежит на органах местного самоуправления соответствующего уровня, за исключением, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.

Отсутствие финансовых средств на устранение допущенных нарушений закона, указанное в ответе на представление прокурора, не влияет на правильность выводов судов и законность постановленных судебных актов, поскольку исполнение возложенных на исполнительный орган местного самоуправления обязанностей не ставится законом в зависимость от финансовых возможностей публичного образования.

Вопреки доводам кассационной жалобы об отсутствии факта бездействия со стороны администрации, суды пришли к правомерным выводам, что доказательств того, что администрацией были приняты исчерпывающие меры для исполнения обязанности по приведению схемы размещения мест сбора твердых коммунальных отходов на территории Беломестнодвойневского сельсовета в соответствие с требованиями санитарного законодательства, а также, что административным ответчиком с учетом сложившейся застройки устанавливались места сбора твердых коммунальных отходов с целью соблюдения прав жителей с. Беломестная двойня, не представлено.

Ссылки в кассационной жалобе на организацию на территории Беломестнодвойневского сельсовета Тамбовского района на бестарного способа системы сбора ТКО, не влекут незаконности состоявшихся по делу судебных актов, поскольку такой способ прямо предусмотрен пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156; фактически применяется на территории Беломестнодвойневского сельсовета, и не освобождает администрацию Беломестнодвойневского сельсовета от исполнения требований закона в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно внесение изменений в схему размещения мест сбора твердых коммунальных отходов с учетом требований санитарных правил.

Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.

Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов также не установлено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,

о п р е д е л и л а:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2020 ░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2020 ░. - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 318 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 6 ░░░░░░ 2021 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8а-3315/2021 [88а-6359/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тамбовского района
Ответчики
администрация Беломестнодвойневского сельсовета
Другие
АО Тамбовская сетевая компания
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
31.03.2021Судебное заседание
31.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее