Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-666/2023 ~ М-1-438/2023 от 24.04.2023

       Дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-000575-05

производство № 2а-1-666/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2023 года                                               город Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Н.А.,

с участием представителя административного истца администрации города Мценска Орловской области по доверенности Золотухиной Н.Л.,

старшего помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Хуцишвили Л.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Волобуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации города Мценска Орловской области к судебным приставам-исполнителям специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов Цукановой В.Р., Котяковой С.И., Гладковой А.А., начальнику отделения старшему судебному приставу специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированное) управления Федеральной службы судебных приставов Сальниковой Л.А., Главному межрегиональному (специализированное) управлению Федеральной службы судебных приставов об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

                                                     установил:

       администрация города Мценска Орловской области обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование административного иска администрация города Мценска Орловской области указала, что решением Мценского районного суда Орловской области от Дата на администрацию города Мценска Орловской области возложена обязанность предоставить ФИО13 на территории города Мценска <...> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

30 декабря 2022 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - МОСП по ОИП УФССП по Орловской области) Котяковой С.И. в отношении администрации Мценского района Орловской области на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №-ИП об обязании администрации города Мценска предоставить указанному лицу жилое помещение, копию которого административный истец не получал.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Цукановой В.Р. от 10 марта 2023 года в рамках исполнительного производства №-ИП с администрации Мценского района Орловской области за неисполнение требований исполнительного документа взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения требования до 27 марта 2023 года.

18 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Гладковой А.А. внесены изменения в ранее вынесенное постановление № от 30 декабря 2022 года о возбуждении исполнительного производства по исполнительному производству №-ИП: Должником вместо администрации Мценского района указан должник администрация города Мценска.

Постановление о возбуждении исполнительного производства поступило в администрацию города Мценска 20 апреля 2023 года, соответственно административный истец считает, что срок на добровольное исполнение решения необходимо считать с указанной даты. При этом административным истцом до 12 апреля 2023 года были проведены все процедуры по исполнению решения суда.

Говорит о том, что исполнить судебный акт, связанный с приобретением жилого помещения возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительного времени.

По указанным основаниям, с учётом уточнения административных исковых требований просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 10 марта 2023 года в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП от 25 апреля 2023 года.

Определениями суда от 25 апреля, 10 и 30 мая 2023 года к участию в настоящем деле в качестве административных ответчиков привлечены судебные приставы-исполнители МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Цуканова В.Р., Котякова С.И., Гладкова А.А., начальник отделения старший судебный пристав МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Сальникова Л.А.

Протокольным определением суда от 7 июня 2023 года произведена замена ненадлежащих административных ответчиков судебных приставов-исполнителей МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Цукановой В.Р., Котяковой С.И., Гладковой А.А., начальника отделения старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Орловской области Сальниковой Л.А., УФССП по Орловской области на надлежащих административных ответчиков - судебных приставов-исполнителей специализированного отделения судебных приставов по Орловской области Главного межрегионального (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (далее СО СП ГМУ ФССП России) Цуканову В.Р., Котякову С.И., Гладкову А.А., начальника отделения старшему судебному приставу СО СП ГМУ ФССП России Сальникову Л.А., ГМУ ФССП России.

В судебном заседании представитель административного истца администрации города Мценска - Золотухина Н.Л. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.

Старший помощник Мценского межрайонного прокурора Хуцишвили Л.Н. полагала необходимым удовлетворить административный иск.

Административные ответчики судебные приставы-исполнители СО СП ГМУ ФССП России Цуканова В.Р., Котякова С.И., Гладкова А.А., начальник отделения старший судебный пристав СО СП ГМУ ФССП России Сальникова Л.А., ГМУ ФССП России в судебное заседание не явились, о судебном разбирательстве извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

В силу статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника - организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с часть 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

По своей правовой природе исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, в связи с чем, должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом при рассмотрении административного дела, решением Мценского районного суда Орловской области от Дата, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда на администрацию города Мценска Орловской области возложена обязанность по предоставлению ФИО13 благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям <...>, расположенное на территории города Мценска Орловской области.

Решение вступило в законную силу Дата.

На основании исполнительного листа № №, выданного Мценским районным судом Орловской области от Дата по гражданскому делу по иску заместителя Мценского межрайонного прокурора в интересах ФИО13 к администрации города Мценска о предоставлении жилого помещения, постановлением судебного пристава-исполнителя Котяковой С.И. от 30 декабря 2022 года возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника администрации Мценского района Орловской области, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Копия постановления была направлена в адрес администрации Мценского района Орловской области и получена ею 09 января 2023 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Цукановой В.Р. от 10 марта 2023 года с администрации Мценского района, не исполнившей требования исполнительного документа в установленный срок, взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, которое было получено администрацией Мценского района 14 марта 2023 года. Указанным постановлением установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа администрацией Мценского района до 27 марта 2023 года.

Между тем, 18 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем Гладковой А.А. внесены изменения в ранее вынесенное постановление № от 30 декабря 2022 года о возбуждении исполнительного производства по исполнительному производству №-ИП указав, что должником является администрация города Мценска Орловской области.

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 30 декабря 2022 года, постановление о внесении изменений в указанное постановление от 18 апреля 2023 года получено администрацией города Мценска 20 апреля 2023 года.

При этом административным истцом до 12 апреля 2023 года были проведены все процедуры по исполнению решения суда.

По исполнительному производству не усматривается, что постановление об исполнительном производстве от 30 декабря 2022 года было направлено надлежащему должнику - администрации города Мценска в установленный законом срок.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Судебный пристав-исполнитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законом об исполнительном производстве.

Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных приказом ФССП РФ 08 июля 2014 года № 0001/16 (далее - Методические рекомендации), постановление о взыскании исполнительского сбора выносится в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, а также неисполнения должником требований исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

При этом обязательным условием является уведомление должника в установленном порядке о возбуждении в отношении него исполнительного производства, а документы, подтверждающие факт его уведомления, приобщаются к материалам исполнительного производства.

В силу требований Закона об исполнительном производстве для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора. При этом оценка извещения должника об исполнительных действиях не должна носить формальный характер, иное может привести к злоупотреблениям, как со стороны недобросовестного должника, так и со стороны государственного органа, осуществляющего исполнительные действия.

Как следует из материалов исполнительного производства №-ИП, судебный пристав-исполнитель приведенные законоположения не исполнил.

Согласно пункту 2.3.3 Методических рекомендаций для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (при наличии иных условий для его вынесения) возникает строго в день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного судебным приставом-исполнителем либо исполнительным документом, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленном исполнению.

Поскольку юридически значимым обстоятельством для взыскания исполнительского сбора является факт неисполнения требований исполнительного производства в срок для их добровольного исполнения, при таком положении отсутствуют основания полагать, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора соответствует закону, так как штрафная санкция в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение решения суда, применена к должнику в отсутствие его вины.

Объективными данными, подтверждающими направление постановления о возбуждении исполнительного производства в адрес администрации города Мценска, материалы административного дела не располагают.

Кроме этого, ввиду отсутствия у администрации города Мценска свободного жилого помещения, которое могло быть предоставлено лицу по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Мценска, очевидно, что в соответствии с необходимостью соблюдения порядка, установленного Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования исполнительного документа объективно не могли быть исполнены должником в срок сразу после вступления решения суда в законную силу.

Так, согласно уведомлению № от 02 января 2023 года Департаментом финансов Орловской области в бюджет города Мценска представлен межбюджетный трансферт в размере <...> рублей для приобретения жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона года № 4-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

Так, 16 января 2023 года был утверждён план-график закупок.

Извещение о проведении аукциона размещено 27 февраля 2023 года. По результатам проведения аукциона 17 марта 2023 года заключен контракт № на приобретение жилого помещения в городе Мценске Орловской области, площадью не менее <...> кв.м. (не более <...> кв.м.) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению администрации города Мценска № от Дата общественной комиссией по жилищным вопросам было принято решение о предоставлении ФИО13 квартиры.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено ФИО13, с которой Дата был заключен договор найма жилого помещения № и подписан акт приема-передачи жилого помещения. В настоящем случае длительность незаключения договора найма жилого помещения обусловлена временем проведения процедур закупки жилого помещения, оформления его статуса как специализированного жилого фонда.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Гладковой А.А. от 24 апреля 2023 года в связи с исполнением в полном объеме требований исполнительного документа исполнительное производство №-ИП окончено.

А поскольку исполнительский сбор, взысканный с должника ранее постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 марта 2023 года в размере 50 000 рублей не был погашен за неисполнение требований исполнительного документа, 25 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем Гладковой А.А. требование о взыскании исполнительского сбора выделено в отдельное производство, по которому в отношении администрации города Мценска возбуждено исполнительное производство №-ИП.

Таким образом, на момент вынесения постановления от 18 апреля 2023 года о внесении изменений в постановление № о возбуждении исполнительного производства от 30 декабря 2022 года по исполнительному производству №-ИП, решение Мценского районного суда Орловской области от Дата было исполнено администрацией города Мценска.

А вышеуказанные обстоятельства не позволяли администрации города Мценска исполнить решение сразу после его вступления в законную силу по независящим от нее объективным обстоятельствам при отсутствии вины.

Администрация города Мценска не была надлежащим образом извещена о возбуждении исполнительного производства, ей не была предоставлена возможность для добровольного исполнения в установленный срок требований исполнительного документа, материалы дела не содержат сведений об информировании администрации города Мценска иным способом о возбуждении в отношении нее названного исполнительного производства, с достоверностью подтверждающих осведомленность должника об этом обстоятельстве.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд считает админ истративные исковые требования администрации города Мценска правомерными и подлежащими удовлетворению.

         Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░░ 2023 ░░░░.

       ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1-666/2023 ~ М-1-438/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Мценска Орловской области
Ответчики
пристав-исполнитель СО СП по Орловской области ГМУ ФССП России по Орловской области УФССП Цуканова В.Р.
Сальникова Лариса Алексеевна - начальник отдела старший судебный пристав СО СП по Орловской области ГМУ ФССП России по Орловской области УФССП
судбеный пристав-исполнитель СО СП по Орловской области ГМУ ФССП России по Орловской области УФССП Гладкова Анастасия Андреевна
ГМУ ФССП России
судбеный пристав-исполнитель СО СП по Орловской области ГМУ ФССП России по Орловской области УФССП Котякова Светлана Игоревна
Другие
Мценский межрайонный прокурор
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Волкова Н.А.
Дело на сайте суда
mcensky--orl.sudrf.ru
24.04.2023Регистрация административного искового заявления
24.04.2023Передача материалов судье
25.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2023Подготовка дела (собеседование)
10.05.2023Рассмотрение дела начато с начала
30.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее