Дело № 2-1575/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кривошаповой М.В.,
при секретаре Поповой Ю.А.
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Ведякиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 ноября 2015 года в р.п. Иловля Волгоградской области гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шияревского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в котором просит признать бездействие администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области выразившееся в непринятии мер по организации искусственного освещения ул. Степная в х. Ширяевский Ширяевского сельского поселения и обязать администрацию Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области организовать искусственное освещение ул. Степная в х.Ширяевский Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование своих доводов прокурором указано, что на основании п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» №35-ФЗ от 06 марта 2006 года определено понятие противодействия терроризму – деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
В силу ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с положениями Закона Волгоградской области от 07.12.2006 №1379-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Иловлинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями», дороги местного значения переданы на баланс Ширяевского сельского поселения, в том числе дороги х. Ширяевский.
В силу п.п.4.6.1, 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст, на автомобильных дорогах предусматривается стационарное электрическое освещение, в том числе на пешеходных переходах. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
В ходе проверки установлено, что в состав Ширяевского сельского поселения входят два населенных пункта х. Ширяевский, х. Желтухино-Ширяйский.
На балансе администрации Ширяевского сельского поселения находится 39 фонарей уличного освещения
При этом, уличное освещение по ул. Степная на территории х. Ширяевский Ширяевского сельского поселения отсутствует.
Таким образом, администрация Ширяевского сельского поселения, являясь органом местного самоуправления, обязана принять необходимые меры для организации благоустройства территории поселения, безопасности дорожного движения, в том числе для обеспечения уличного освещения. В нарушение требований федерального законодательства, администрация Ширяевского сельского поселения до настоящего времени не организовала наружное освещение, чем допустила бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.
Отсутствие уличного освещения способствует совершению террористических актов, создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объёме и просил их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика - администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск признает в полном объеме.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает иск законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствие со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В пункте 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 года определено понятие противодействия терроризму – деятельность органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждении, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.
Как следует из ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч. 3 ст. 14 Закона).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Закона к вопросам местного значения относится организация благоустройства территории городского округа, включая освещение улиц.
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог.
Улицей в соответствии с п. 2 приложения к Приказу от 08 июня 1999 года № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ» является обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, находящаяся в пределах населенных пунктов, в том числе магистральная дорога скоростного и регулируемого движения, пешеходная и парковая дорога, дорога в научно-производственных, промышленных и коммунально-складских зонах (районах).
Пунктом 8.8.1 приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 613 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в тёмное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Таким образом, организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
В судебном заседании установлено, что в состав Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области входит два населенных пункта: х. Ширяевский и х. Желтухино-Ширяйский.
В соответствии с ответом главы администрации Ширяевского сельского поселения Иловинского муниципального района Волгоградской области на запрос прокурора Иловлинского района Волгоградской области установлено, что уличное освещение отсутствует на улице Степная в х. Ширяевский (л.д.8).
Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспорены.
В соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» в городских и сельских поселения должно быть организовано искусственное освещение улиц, дорог, проездов и площадей в вечернее и ночное время, на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
Согласно п.п. 4.6.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утверждённого Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года № 270-ст, на автомобильных дорогах предусматривается стационарное электрическое освещение, в том числе на пешеходных переходах. Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населённым пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.
В нарушение указанных норм уличное освещение в х. Ширяевский на ул. Степная Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области отсутствует.
Отсутствие уличного освещения в х. Ширяевский на ул. Степная способствует совершению террористических актов, создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, следовательно, обязанность по организации уличного освещения в данном случае должна быть возложена на администрацию Ширяевского сельского поселения, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области выразившееся в непринятии мер по организации искусственного освещения в х. Ширяевский на ул. Степная Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области незаконным.
Обязать администрацию Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области организовать искусственное освещение улицы Степная в х. Ширяевский Ширяевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Апелляционная жалоба, представление могут быть поданы в Волгоградский областной суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Иловлинский районный суд Волгоградской области.
Судья М.В. Кривошапова