57RS0006-01-2023-000345-52
2а-284/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 декабря 2023 года пгт Залегощь Орловской области
Залегощенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Кузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Залегощенского района Орловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ломовский сельский дом культуры Залегощенского района Орловской области» о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
прокурор Залегощенского района Орловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области, муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ломовский сельский дом культуры Залегощенского района Орловской области» (далее- МБУК «Ломовский сельский дом культуры», учреждение культуры) о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных административных исковых требований прокурор указал, что в ходе проведенной им проверки выявлены нарушения в деятельности административных ответчиков.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»), Федерального закона от 06 октября 2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее- Федеральный закон «О противодействии терроризму»), Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее- Требования к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры), прокурор заявляет о несоблюдении учреждением культуры, требований законодательства при обеспечении антитеррористической защищенности.
Так, в МБУК «Ломовский сельский дом культуры» мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не реализованы, система оповещения отсутствует.
Ранее прокурором района в целях устранения выявленного нарушения директору учреждения культуры внесено представление, по результатам рассмотрения которого главе администрации сельского поселения направлена заявка на выделение денежных средств в целях оборудования здания учреждения системой экстренного оповещения работников и посетителей. При этом, до обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным иском, мер по оборудованию здания МБУК «Ломовский сельский дом культуры» системой экстренного оповещения находящихся в нем лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не принято.
Приведенные нарушения, по мнению административного истца, являются недопустимыми, отрицательно сказываются на комплексной безопасности граждан, не позволяют обеспечить на должном уровне предупреждение террористических актов и экстремистских проявлений, нарушают права и законные интересы граждан, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемым иском.
Поскольку учредителем указанного учреждения культуры является муниципальное образование «Ломовское сельское поселение Залегощенского района Орловской области», функции и полномочия которого осуществляет администрация сельского поселения района, прокурор Залегощенского района Орловской области просит суд обязать администрацию Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет стоимости и финансирование мероприятий по оборудованию здания МБУК «Ломовский сельский дом культуры», расположенного по адресу: Залегощенский район Орловской области, с. Ломовое, пер. Почтовый, д. 1, системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обязать МБУК «Ломовский сельский дом культуры» в двухмесячный срок с момента выделения администрацией Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области денежных средств произвести мероприятия по оборудованию здания учреждения культуры системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора Залегощенского района Орловской области Чигирев П.М. поддержал административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административном иске.
Исполняющая обязанности главы администрации Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области Серегина Е.Г., исполняющая обязанности директора МБУК «Ломовский сельский дом культуры» Каинкова Л.М. в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в которых также указали, что не возражают против удовлетворения административных исковых требований прокурора.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Залегощенского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), каждый имеет право на жизнь (статья 20, часть 1) и охрану здоровья (статья 41, часть 1).
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пункту 3 статьи 5 указанного федерального закона органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Как следует из части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Ломовским сельским Советом народных депутатов 21 июня 2005 г. принят Устав Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Устава на территории Ломовского сельского поселения осуществляется местное самоуправление в полном объеме, предусмотренном Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством Орловской области в сфере местного самоуправления, исходя из интересов жителей Ломовского сельского поселения, исторических и местных традиций.
Органы местного самоуправления сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (часть 2 статьи 4.1 Устава).
Из материалов административного дела следует, что в соответствии с Уставом МБУК «Ломовский сельский дом культуры», утвержденным главой Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области 22 декабря 2011 г., учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации органом местного самоуправления Орловской области полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Учредителем и собственником имущества учреждения культуры является муниципальное образование «Ломовское сельское поселение Залегощенский район Орловской области». Функции и полномочия учредителя учреждения культуры осуществляет муниципальное образование Ломовское сельское поселение Залегощенского района Орловской области. Финансовое обеспечение деятельности МБУК «Ломовский сельский дом культуры» осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Орловской области, нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. № 176.
Как установлено подпунктом «з» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 19 Требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Из материалов дела следует, что в период с 12 марта 2019 г. по 20 марта 2019 г. осуществлено обследование и категорирование объектов территорий здания МБУК «Ломовский сельский дом культуры» и составлен соответствующий, в соответствии с которым, здание учреждения двухэтажное, занимаемая площадь 1745.9 кв.м., численность работников составляет 15 человек, расчетное количество возможного одновременного пребывания людей- 46 человек. Система оповещения и управления эвакуацией имеется; в рабочее время оповещение об эвакуации проводится заведующим домом культуры или лицом его замещающим голосом подачей команды, по мобильным телефонам, а также с помощью системы оповещения пожарной сигнализации.
В ходе проведенной 27 ноября 2023 г. прокуратурой Залегощенского района Орловской области проверки исполнения требований законодательства установлено, что здание МБУК «Ломовский сельский дом культуры» до момента проверки не оборудовано системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что следует из акта проверки здания учреждений культуры от 27 ноября 2023 г.
27 ноября 2023 г. прокурором района в адрес директоров МБУК «Ломовский сельский дом культуры» направлено представления об устранении нарушения требований законодательства с указанием выявленных в ходе проверки фактов и требованием незамедлительно принять конкретные меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
На поступившее представление прокурора директором учреждения культуры дан ответ от 06 декабря 2023 г., в том числе, о направлении заявки администрации Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области на выделение денежных средств на оборудование здания учреждения системой экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Иных мер, направленных на выполнение указанных выше Требований к антитеррористической защищенности объектов, административные ответчики не предпринимали.
Принимая во внимание указанные обстоятельства в совокупности с приведенными правовыми нормами, из системного толкования которых следует, что орган местного самоуправления сельского поселения, являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем учреждения культуры и собственником имущества учреждения культуры, обязан обеспечивать финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, а непосредственно само учреждение обязано обеспечить выполнение установленных требований, направленных на антитеррористическую защищенность объекта культуры, выполнение которых, безусловно, направлено на обеспечение безопасности посетителей, в том числе и несовершеннолетних, работников учреждения во время во время проводимых мероприятий, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
С учетом указанной нормы и установленных обстоятельств, суд считает возможным обязать административного ответчика обязать администрацию Ломовского сельского поселения Залегощенского района Орловской области произвести финансирование мероприятий по оборудованию здания МБУК «Ломовский сельский дом культуры» системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также обязать само учреждение культуры произвести мероприятия по оборудованию здания системой экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в требуемый прокурором срок, который суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░░. ░░░░░░░░, ░. 1, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░