Решение по делу № 2а-2468/2018 ~ М-1754/2018 от 10.04.2018

Дело № 2а-2468/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

4 мая 2018 года                                                                                                  г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи                         Лоншаковой Т.В.

при секретаре судебного заседания                 Савченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по административному иску Правительства Забайкальского края к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Правительство Забайкальского края в лице представителя по доверенности Лоншакова Д.А. обратилось в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующее.

Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю на основании исполнительного документа, выданного на решение Центрального районного суда г. Читы, в отношении Правительства Забайкальского края возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является обязанность по оборудованию в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории Тунгокоченского района Забайкальского края. 14.03.2018 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с Правительства Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Ссылаясь на уважительность причин невозможности своевременного исполнения решения суда и отсутствие вины, административный истец просил суд освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП.

В судебное заседание стороны не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от представителей поступили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Прокурор Дутова Е.С., действуя по поручению, возражала против заявленных требований.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 1 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Согласно ст. 16 КАС РФ ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2.4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении в Межрайонном отделе по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю находится исполнительное производство -ИП, возбужденное в отношении Правительства Забайкальского края на основании исполнительного листа, выданного на решение Центрального районного суда г. Читы по административному делу № 2а-3621/2017.

Предметом исполнения названного исполнительного производства является обязанность Правительства Забайкальского края в срок до 31 декабря 2017 г. устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, находящихся на территории Тунгокоченского района Забайкальского края, а именно: 1) в 1,5 км в северо-восточном направлении от восточной окраины с. Нижний Стан; 2) в 1 км в северо-восточном направлении от восточной окраины с. Тунгокочен; 3) в 800 м в западном направлении от северной окраины с. Усугли; 4) в 6 км в юго-западном направлении от западной окраины с. Кыкер и в 400 м к северо-западу от автодороги «Верх-Усугли - Кыкер»; 5) в 67 м в северо-восточном направлении от автодороги «Вершино-Дарасунский – Шилка» (расположен внутри полигона свалки).

Материалами дела также подтверждается, что 14.03.2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю в рамках указанного исполнительного производства было вынесено постановление о взыскании с Правительства Забайкальского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Частью 6 ст. 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом ч. 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Как усматривается из содержания названного выше постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, его принятие было вызвано тем, что административным истцом в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда.

При этом факт неисполнения требований исполнительного документа представителем административного истца не оспаривался.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Как установлено в ходе судебного заседания, должником предпринимаются все возможные меры, направленные на исполнение решения суда в установленный срок.

Так, с целью исполнения судебных решений по обустройству и строительству скотомогильников (биотермических ям) на территории Забайкальского края Министерством сельского хозяйства Забайкальского края в Министерство финансов Забайкальского края представлено обоснование бюджетных ассигнований для включения в проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг. по государственной программе Забайкальского края «Охрана окружающей среды», подпрограмме «Совершенствование охраны компонентов окружающей среды», основному мероприятию «Строительство и ремонт объектов для захоронения и утилизации биологических отходов, оснащение государственных ветеринарных учреждений, подведомственных Министерству сельского хозяйства Забайкальского края, установками для утилизации биологических отходов – крематорами».

Потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий по обустройству и строительству скотомогильников, в том числе на территории Тунгокоченского района Забайкальского края определена, предложения о необходимости запланировать финансовые расходы на реализацию данных мероприятий с включением в План мероприятий по реализации государственной программы Забайкальского края «Охрана окружающей среды», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 № 188, направлены в Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

Заслушивают внимание доводы административного истца о том, что исполнение решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию должника (соблюдение установленных процедур и сроков), в связи с чем оборудовать скотомогильник в течение установленного срока невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Вышеизложенное указывает на отсутствие бездействия со стороны должника по исполнительному производству.

Каких-либо доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требования исполнительного документа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не установлено, административными ответчиками не представлено.

При наличии вышеуказанных объективно непреодолимых обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, что дает основание для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить.

Освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 14.03.2018 года в рамках исполнительного производства -ИП, в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.

Решение суда в окончательной форме принято 4 мая 2018 года.

Судья                                                           Т.В. Лоншакова

2а-2468/2018 ~ М-1754/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Заб.края
Ответчики
МРО по ИОВИП УФССП по ЗК
МРО по ИОВИП УФССП по ЗК спи Феофанова С.С.
УФССП по ЗК
Другие
Прокуратура Тунгокоченского района Заб.края
Суд
Центральный районный суд г. Читы
Судья
Лоншакова Татьяна Владимировна
10.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
11.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2018[Адм.] Судебное заседание
04.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.06.2018[Адм.] Дело оформлено
05.06.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее