Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1948/2023 ~ М-1662/2023 от 03.05.2023

70RS0003-01-2023-003099-63

2а-1948/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 июня 2023 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего судьи Шишкиной С.С.,

при секретаре Ветровой А.А.,

помощник судьи Опенкина Т.Е.,

с участием административного ответчика Пономаренко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы России по Томской области к Пономаренко Дмитрию Владимировичу о взыскании налогов, пени,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы России по Томской области (далее по тексту – УФНС России по Томской области) обратилось в суд с административным иском к Пономаренко Д.В. о взыскании задолженности в размере 12959,07 руб., в том числе: земельный налог за 2019, 2020 гг. в размере 1204,00 руб., пени по земельному налогу за 2014, 2015, 2018, 2019, 2020 гг. в размере 601,66 руб. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021, с 02.12.2021 по 19.12.2021, с 01.12.2015 по 31.03.2022, с 02.12.2016 по 31.03.2022, с 02.12.2021 по 31.03.2022, с 02.12.2020 по 31.03.2022, с 02.12.2021 по 31.03.2022; налог на имущество физических лиц за 2019, 2020 гг. в размере 5344,00 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2018, 2019, 2020 гг. в размере 1830,48 руб. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021, с 02.12.2021 по 19.12.2021, с 02.12.2017 по 31.03.2022, с 02.12.2017 по 31.03.2022, с 02.12.2020 по 31.03.2022, с 02.12.2021 по 31.03.2022, с 02.12.2021 по 31.03.2022; транспортный налог за 2019, 2020 гг. в размере 2933,00 руб., пени по транспортному налогу за 2014, 2015, 2018, 2019, 2020 гг. в размере 1045,93 руб. в период с 02.12.2020 по 08.02.2021, с 02.12.2021 по 19.12.2021, с 02.12.2021 по 31.03.2022, с 01.12.2015 по 31.03.2022, с 03.12.2019 по 31.03.2022, с 01.12.2015 по 31.03.2022, с 02.12.2016 по 31.03.2022, с 02.12.2020 по 31.03.2022, с 02.12.2021 по 31.03.2022.

В обоснование требований указано, что согласно сведениям налогового органа Пономаренко Д.В. является собственником движимого и недвижимого имущества, в связи с чем у него возникла обязанность по уплате соответствующих видов налога, в связи с неисполнением которой в срок, ему направлено требование. Поскольку требования налогового органа в установленный срок исполнены не было, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, однако по заявлению ответчика судебный приказ отменен.

В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте его проведения, своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в связи с чем, на основании ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Административный ответчик Пономаренко Д.В. возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, указав на пропуск срока предъявления требований. Также, налоговый орган указывает на наличие у налогоплательщика в собственности имущества, в том числе транспортных средств, не представляя каких-либо надлежащих доказательств. В настоящее время в собственности ответчика находится автомобиль Дэу Нексия, два автомобиля – ГАЗ 3110 и ВАЗ 2108 не принадлежат ответчику. Автомобиль ВАЗ 2108 продан ответчиком более 10 лет назад, автомобиль ГАЗ 3110 был продан ответчиком более трех лет назад – 23.02.2020. На основании изложенного, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.

Изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

В силу п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.1 ст.388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).

Из п.1 ст.390 НК РФ следует, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 391 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).

Согласно п.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1 ст.392 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Томской области транспортный налог введен в действие законом Томской области от 4 октября 2002 года № 77-ОЗ «О транспортном налоге».

Объектом налогообложения признаются в частности автомобили, зарегистрированные в установленном порядке и соответствии с законодательством Российской Федерации (п.1 ст.358 НК РФ).

В силу пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 3 ст.362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Глава 32 Налогового кодекса «Налог на имущество физических лиц» (статьи 399-409) введена Федеральным законом от 4 октября 2014г. №284-ФЗ.

В соответствии со статьями 399 и 400 Налогового кодекса налог на имущество физических лиц устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований; налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.

Как установлено ст.ст.400, 401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, а именно: на жилое помещение (квартиру, комнату), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.1 ст.363, п.1 ст.409 НК РФ), которым признается календарный год (ст.ст.360, 405 НК РФ).

В силу п.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Ст.52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть в том числе направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст.69 и 70 НК РФ, которое в соответствии с п.1 ст.70 НК РФ должно быть направлено налогоплательщику по общему правилу не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

В судебном заседании установлено, что по сведениям, имеющимся в налоговом органе, Пономаренко Д.В. является (являлся) собственником следующих объектов:

- земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый ..., дата регистрации права 25.09.2013;

- гараж, расположенный по адресу: ..., кадастровый ..., дата регистрации права 31.10.2013;

- квартира, расположенная по адресу: ..., кадастровый ..., дата регистрации права 28.09.2010, дата утраты права 24.07.2019;

- квартира, расположенная по адресу: ..., кадастровый ..., дата регистрации права 06.02.1998, дата утраты права 18.12.2015;

- автомобиль легковой ВАЗ21093, 2004 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 13.01.2018, дата утраты права 07.04.2018;

- автомобиль легковой ДЭУ NEXIA, 2007 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 20.08.2021;

- автомобиль легковой ГАЗ 3110, 1997 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 25.09.2019;

- автомобиль легковой НИССАН MARCH, 2000 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 10.09.2016, дата утраты права 09.04.2018;

- автомобиль легковой ВАЗ21043, 1997 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 12.07.2013, дата утраты права 16.07.2014;

- автомобиль легковой НИССАН, 2002 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 31.07.2014, дата утраты права 29.09.2015;

- автомобиль легковой ШЕВРОЛЕ ЛАНОС, 2007 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 18.04.2020, дата утраты права 10.10.2020;

- автомобиль легковой ДЭУ NEXIA, 2007 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 01.09.2017, дата утраты права 23.08.2018;

- автомобиль легковой ШЕВРОЛЕ НИВА, 2004 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 08.09.2018, дата утраты права 07.09.2019;

- автомобиль легковой ВАЗ 2108, 1988 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 16.06.2004;

- автомобиль легковой МАЗДА ТРИБЬЮТ, 2001 года выпуска, г/н ..., дата регистрации права 28.10.2020, дата утраты права 06.08.2021.

В отношении вышеуказанного имущества, принадлежащего административному ответчику, налоговым органом исчислен:

- земельный налог за 2014 г. в размере 403,00 руб., за 2015 г. в размере 578,00 руб., за 2018 г. в размере 48,00 руб., за 2019 г. в размере 578,00 руб., за 2020 г. в размере 578,00 руб.;

- налог на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 2539,00 руб., за 2016 г. в размере 3797,00 руб., за 2018 г. в размере 1955,00 руб., за 2019 г. в размере 2528,00 руб., за 2020 г. в размере 861,00 руб.,

- транспортный налог за 2014 г. в размере 319,00 руб. и 425,00 руб., за 2015 г. в размере 319,00 руб. и 326,00 руб., за 2018 г. в размере 1451,00 руб., за 2019 г. в размере 1115,00 руб., за 2020 г. в размере 1818,00 руб.

Оспаривая законность начисления транспортного налога на автомобили ГАЗ 3110, 1997 года выпуска, г/н ..., ВАЗ 2108, 1988 года выпуска, г/н ..., административный ответчик указал, что ВАЗ 2108 продан ответчиком более 10 лет назад, автомобиль ГАЗ 3110 был продан ответчиком более трех лет назад – 23.02.2020.

Согласно справке ГИБДД УМВД России по Томской области от 21.11.2020, автомобиль ВАЗ 2108, 1988 года выпуска, г/н ..., принадлежащий Пономаренко Д.В., снят с регистрационного учета для отчуждения 20.05.2011.

Таким образом, доводы административного ответчика о незаконном исчислении транспортного налога в отношении автомобиля ВАЗ 2108, 1988 года выпуска, г/н ..., 2014, 2015, 2018, 2019, 2020 гг. являются обоснованными, а требования налогового органа в указанной части не подлежащими удовлетворению.

Также, согласно договору купли-продажи от 23.02.2020 Пономаренко Д.В. продан автомобиль ГАЗ 3110, 1997 года выпуска, г/н ....

Вместе с тем, согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действовавшего в момент заключения договора купли-продажи от 23.02.2020) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Как следует из п. 127 Приказ МВД России от 21.12.2019 N 950 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств» (далее Приказ МВД России N 950) изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности, осуществляется на основании заявления нового собственника транспортного средства.

В силу п. 133 Приказа МВД России N 950 регистрация транспортного средства, в том числе прекращается на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.

Переход права собственности на автомобиль с момента передачи его иному лицу не повлек автоматического перехода к данному лицу ответственности по расходам, связанным с уплатой транспортного налога, поскольку в силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Таким образом, возникновение объекта налогообложения для исчисления транспортного налога непосредственно связано с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

В свою очередь, доказательств, подтверждающих, что транспортное средство зарегистрировано в установленном законом порядке в связи с переходом права собственности на иное лицо, а не на административного ответчика, в материалы дела не представлено, в связи с чем, налоговым органом законно и обоснованно производится начисление транспортного налога в отношении автомобиля ГАЗ 3110, 1997 года выпуска, г/н ....

В адрес налогоплательщика по почте заказными письмами направлены налоговые уведомления №63209201 от 27.08.2016 со сроком уплаты не позднее 01.12.2016 (ШПИ 66091803656293), № 4074763 от 12.10.2017 со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 (ШПИ 66093216909690), №31640618 от 04.07.2019 сроком уплаты не позднее 02.12.2019 (ШПИ 66092437175112), №451113 от 03.08.2020 сроком уплаты не позднее 01.12.2020 (ШПИ 66091256089808), №16153169 от 01.09.2021 сроком уплаты не позднее 01.12.2021 (ШПИ 66091166886528), что подтверждается списком заказных писем №1636 от 18.07.2019, актами об уничтожении документов, не подлежащих хранению №1 от 30.08.2022, отчетами об отслеживании почтового отправления.

В силу п.2 ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Положениями ст.75 НК РФ закреплено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с неуплатой задолженности по налогам налоговым органом начислены:

- пеня на недоимку по земельному налогу за 2014 г. в размере 238,12 руб. за период с 01.12.2015 по 31.03.2022; за 2015 г. в размере 269,72 руб. за период с 02.12.2016 по 31.03.2022; за 2018 г. в размере 1,99 руб. за период с 02.12.2021 по 31.03.2022; за 2019 г. в размере 59,30 руб. за период с 02.12.2020 по 31.03.2022; в размере 5,65 руб. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021; за 2020 г. в размере 24,06 руб. за период с 02.12.2021 по 31.03.2022; за 2018, 2020 гг. в размере 8,18 руб. за период с 02.12.2021 по 19.12.2021;

- пеня на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 638,52 руб. за период с 02.12.2017 по 31.03.2022; за 2016 г. в размере 777,94 руб. за период с 02.12.2017 по 31.03.2022; за 2018 г. в размере 8,80 руб. за период с 02.12.2021 по 19.12.2021, в размере 81,40 руб. за период с 02.12.2021 по 31.03.2022; за 2019 г. в размере 24,71 руб. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021, в размере 259,39 руб. за период с 02.12.2020 по 31.03.2022; за 2020 г. в размере 35,85 руб. за период с 02.12.2021 по 31.03.2022;

- пеня на недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в размере 254,11 руб. за период с 02.12.2021 по 31.03.2022, в размере 55,27 руб. за период с 01.12.2015 по 31.03.2022; за 2015 г. в размере 152,12 руб. за период с 01.12.2015 по 31.03.2022, в размере 137,09 руб. за период с 02.12.2016 по 31.03.2022; за 2018 г. в размере 238,16 руб. за период с 03.12.2019 по 31.03.2022; за 2019 г. в размере 10,90 руб. за период с 02.12.2020 по 08.02.2021, в размере 114,41 руб. за период с 02.12.2020 по 31.03.2022; за 2020 г. в размере 8,18 руб. за период с 02.12.2021 по 19.12.2021, в размере 75,69 руб. за период с 02.12.2021 по 31.03.2022.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной п.1 ст.45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст.69 и 70 НК РФ.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 рублей.

В рассматриваемом случае, земельный налог, транспортный налог, налог на имущество физических лиц подлежали уплате налогоплательщиком: за 2014 г. - не позднее 01.12.2015, 01.12.2017, за 2015 г. - не позднее 01.12.2016, за 2016 г. – не позднее 01.12.2017, за 2018 г. – не позднее 02.12.2019, за 2019 г. – не позднее 01.12.2020, за 2020 г. – не позднее 01.12.2021.

Следовательно, поскольку днем выявления недоимки по налогам за 2014-2020 гг. является 02.12.2015, 02.12.2016, 02.12.2017, 03.12.2019, 02.12.2020, 02.12.2021, требования об уплате вышеуказанных налогов и пени должны были быть направлены налогоплательщику не позднее 02.03.2016, 02.03.2017, 02.03.2018, 03.03.2020, 02.03.2021, 02.03.2022.

Однако, как следует из материалов дела, налоговым органом выставлено требование №60240, в котором указано на наличие задолженности по налогам и пени за 2014-2020 гг., только 01.08.2022, то есть с нарушением предусмотренного законом срока.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

На основании пункта 3 указанной нормы требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно установленной законом процедуре, требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа - не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных статьями 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

Проанализировав вышеприведенные законоположения и представленные в материалы дела доказательства, суд исходя из установленных обстоятельств приходит к выводу, что налоговым органом пропущен срок, установленный пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме этого, не представлены надлежащие и достаточные доказательства уважительности пропуска указанного срока.

Также, как следует из материалов дела, налоговым органом с соблюдением установленного п. 1 ст. 70 НК РФ срока, выставлены:

- требование №10302 от 09.02.2021, в котором указано на наличие задолженности за 2019 г.: по транспортному налогу в размере 1150,00 руб. и пени в размере 10,90 руб., по земельному налогу в размере 578,00 руб. и пени в размере 5,65 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 2528,00 руб. и пене в размере 24,71 руб., указано на необходимость погасить задолженность в срок до 30.03.2021;

- требование №137589 от 20.12.2021, в котором указано на наличие задолженности за 2020 г.: по транспортному налогу в размере 1818,00 руб. и пени в размере 8,18 руб., по земельному налогу в размере 626,00 руб. и пени в размере 2,82 руб., по налогу на имущество физических лиц в размере 2816,00 руб. и пене в размере 12,67 руб., указано на необходимость погасить задолженность в срок до 04.02.2022.

Данные требования были направлены налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, которые получены им 11.06.2022, 13.06.2022, что подтверждается скриншотом с личного кабинета налогоплательщика.

В связи с неуплатой налогов и пени Пономаренко Д.В., административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

В п.1 ст.48 НК РФ предусмотрено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что срок для добровольного исполнения самого раннего требования №10302 от 09.02.2021 был установлен до 30.03.2021, сумма налоговой задолженности исходя из общих сумм, предъявленных в требованиях налогового органа, превысила 10 000 рублей с момента предъявления требования №137589 от 20.12.2021 сроком уплаты до 04.02.2022, следовательно, шестимесячный срок для обращения к мировому судье о взыскании задолженности истекал 04.08.2022 (04.02.2022 + 6 месяцев), соответственно, был пропущен на дату обращения к мировому судье – 16.09.2022.

Таким образом, налоговый орган пропустил как срок направления требований об уплате задолженности, предусмотренный п. 1 ст.70 НК РФ, так и шестимесячный срок на обращение за принудительным взысканием задолженности, при этом, административный истец не просит восстановить пропущенный срок, и доказательств уважительности пропуска срока обращения с настоящим административным иском в суд не представил.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования административного истца о взыскании с административного ответчика налогов, пени в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 286, 290 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16.06.2023.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ 2░-1948/2023 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░

░░░ 70RS0003-01-2023-003099-63

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1948/2023 ~ М-1662/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УФНС России по Томской области
Ответчики
Пономаренко Дмитрий Владимирович
Другие
Попова Татьяна Алексеевна
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Судья
Шишкина С.С.
Дело на сайте суда
oktiabrsky--tms.sudrf.ru
03.05.2023Регистрация административного искового заявления
03.05.2023Передача материалов судье
03.05.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024Дело оформлено
22.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее