Дело № 2а- 437/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2021 года пгт. Пограничный
Пограничный районный суд Приморского края в составе:
Председательствующего судьи Понкратова И.В.,
с участием административного истца – помощника прокурора Пограничного района Приморского края Масловой Е.В.,
при секретаре Бледновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Пограничного района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец и.о. прокурора Пограничного района Приморского края обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на сайтах с сетевыми адресами: https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что в ходе мониторинга сети «Интернет» прокуратурой Пограничного района Приморского края было установлено, что в открытом доступе находятся сайты https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com о продаже за определенную стоимость медицинских справок, а также других медицинских документов, в т.ч. справки об отсутствии коронавируса. На странице сайтов размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, по оказанию услуг по приобретению медицинских справок, в том числе справки об отсутствии коронавируса для предоставления их в различные государственные организации в обход действующего законодательства без посещения медицинской организации и без проведения соответствующих исследований, а также размещена информация о возможности приобретения справок в неограниченном количестве, указана стоимость оказания услуг, и размещена информация о возможности их доставки.
Информация, размещенная на интернет-сайтах: https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений, а также формируют у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как к приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы.
Распространение медицинских справок без медицинского освидетельствования лиц, их получающих, подрывает социальную стабильность общества и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, достоинству личности, личной неприкосновенности неопределенного круга лиц и подрывает основы конституционного строя государства.
С учетом изложенного, административный истец просит суд признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на сайтах с сетевыми адресами: https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Пограничного района Маслова Е.В. требования административного иска поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.2 указанного Закона, под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч.5 ст.15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.9 данного Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Часть 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 57 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи", услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с использованием средств коллективного доступа, точек доступа относятся к универсальным услугам связи.
В ходе мониторинга сети «Интернет», проведенного прокуратурой Пограничного района Приморского края, 15.11.2021 было установлено, что в открытом доступе на странице сайтов с сетевыми адресами: https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com размещены предложения, адресованные неопределенному кругу лиц по оказанию услуг по приобретению медицинских справок, в том числе справки об отсутствии коронавируса для предоставления их в различные государственные организации в обход действующего законодательства без посещения медицинской организации и без проведения соответствующих исследований, а также размещена информация о возможности приобретения справок в неограниченном количестве, указана стоимость оказания услуг, и размещена информация о возможности их доставки.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» который определяет: 1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; 2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; 3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; 4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; 5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
В соответствии с п.10 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н «Об утверждении «Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений».
Пунктом 3 Приказа Минздрава России от 14.09.2020 № 972н установлено, что справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с п. 10 Приказа Минздрава России от 14.09.2020 № 972н, справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственной участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ должностные лица медицинских организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицензирование медицинской деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, приказом Росздравнадзора от 05.05.2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности».
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии) статьей 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряженной с извлечением дохода в крупной размере частью 1 статьи 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Размещенные на интернет-сайтах с сетевыми адресами: https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com сведения побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений.
В силу ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно ч.3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с пп.«а» п.5 Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, является решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети "Интернет", решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Согласно сообщения врио начальника ОМВД России по Пограничному округу № 11868 от 16.11.2021 контент интернет-сайта https://vsem-medikspravku-srоchno.com, имеет IP address 92.119.113.187, контент интернет-сайта https://expressmedi14.ru имеет IP address 92.119.113.140, расположены в Нидерландах, что не входит в юрисдикцию правоохранительных органов Российской Федерации, в связи с чем установить лиц, разместивших информацию на сайтах не представляется возможным.
Согласно п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п.3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.
Из материалов дела следует, что такое решение до настоящего времени не вынесено, в связи с чем требования и.о. прокурора Пограничного района Приморского края о признании информации, размещенной на сайтах с сетевыми адресами: https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-srоchno.com, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ https://expressmedi14.ru, https://vsem-medikspravku-sr░chno.com, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░" ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ "░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.11.2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░