Дело № 2а-163/2023
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Октябрьский районный суд Волгоградской области
В составе председательствующего Ветохиной Т.В.,
с участием прокурора Кучерова Д.П.,
представителя заинтересованного лица администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области Яценко М.Н., действующего на основании доверенности,
при секретаре Коноваловой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании р.п. Октябрьский 25 мая 2023 года дело по административному иску прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Октябрьского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области о понуждении к соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области действующего законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища и законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой установлено, что на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в собственности администрации поселения имеется действующее кладбище, которое не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Полагает, что невыполнение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, содержания мест захоронения, природоохранного законодательства создает угрозу здоровью людей, способствует несанкционированному размещению отходов на территории населенного пункта, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также может привести к загрязнению почвы.
Просит суд обязать администрацию Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района в течении 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить оборудование территории кладбища расположенного на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района площадкой для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
В судебном заседании прокурор, участвующий по делу, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика - администрации Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образов, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области Яценко М.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав, что прокурор в административном иске ссылается на п. 65 СанПиН 2.1.3684-21, согласно которому на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
В силу п.3 Правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Территориальные схемы обращения с отходами разрабатываются поселениями и утверждаются Советом Депутатов поселения. В данном случае, в территориальной схеме обращения с отходами площадка для накопления ТКО на кладбище отсутствует, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
Выслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Частью 3 вышеуказанной статьи Федерального закона №131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Статьей 1 Закона Волгоградской области от 28.11.2014 №156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области» региональный законодатель закрепил за сельскими поселениями в Волгоградской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 24, 26, 31, 33.1, 33.2 и 38 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ.
Из вышеизложенного следует, что организациями ритуальных услуг и содержание мест захоронения напрямую не относится к вопросам местного значения сельских поселений. Следовательно, данный вопрос, предусмотренный ст. 22 Федерального закона №131-ФЗ является вопросом местного значения муниципального района.
Однако, ч.4 ст. 15 вышеуказанного закона установлено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Во исполнение указанного положения, закрепленного в ч.4 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ, между администрацией Октябрьского муниципального района и администрацией Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района 07.12.2022 заключено соглашение о передаче полномочий, предусмотренных п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона №131-ФЗ (организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения).
Следовательно, полномочия по организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской в настоящее время закреплены за администрацией поселения.
В силу ч. 1 ст. 17, ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Закон о погребении) деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии ч. 1 ст. 2, ст.3 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее – Правила), которыми, в числе прочего, утверждены санитарно-эпидемиологические требования к кладбищам.
Пунктом 53 Правил установлено, что при устройстве кладбища должны предусматриваться, в числе прочего, обваловка и благоустройство территории кладбища.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, прокуратурой Октябрьского района проведена проверка соблюдения на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области требований действующего законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища и законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области, в собственности администрации поселения имеется действующее кладбище, которое не отвечает требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Также проверкой установлено, что в настоящее время администрацией не обеспечено исполнение законодательства при оказании ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронения, а именно не проведены работы по благоустройству территории кладбища, обязанность по осуществлению которых предусмотрена п. 53 СанПиН 2.1.3684-21, ранее СанПиН 2.1.2882-11 от 28.06.2011 года и СанПиН 2.1.1279-03 от 08.04.2003.
Согласно п.65 Правил на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
В силу п.3 Правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В нарушение вышеназванной нормы действующего законодательства на территории кладбища отсутствуют обустроенные контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, закрепленные территориальной схемой обращения с отходами. Подъездные пути, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра не оборудованы, что является причиной несанкционированных свалок ТКО.
В этой связи прокуратурой района 27.01.2023 года в адрес главы администрации Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании кладбища и законодательства об охране окружающей среды.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, кладбище не оборудовано контейнерными площадками для накопления ТКО, что подтверждается ответом администрации Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской от 04 апреля 2023 года №203.
Таким образом, вышеуказанный ответ главы администрации Абганеровского сельского поселение свидетельствует о том, что нарушение, выявленное прокуратурой Октябрьского района Волгоградской области, до настоящего времени не устранено.
Вместе с тем, невыполнение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, содержания мест захоронения, природоохранного законодательства создает угрозу здоровью людей, способствует несанкционированному размещению отходов на территории населенного пункта, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, а также может привести к загрязнению почвы.
Суд считает несостоятельными довод представителя заинтересованного лица администрации Октябрьского муниципального района Волгоградской области о том, что в территориальной схеме обращения с отходами Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской площадка для накопления ТКО на кладбище отсутствует, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
По смыслу приведенных нормативных положений, в их взаимосвязи, орган местного самоуправления определяет схему размещения мест (площадок) накопления ТКО, с учетом территориальной схемы обращения с отходами, правил благоустройства и при соблюдении установленных СанПиН 2.1.3684-21 расстояний.
Так, суд считает, что не определение схем размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком своих публично-правовых обязанностей по созданию и обустройству на территории кладбища Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Учитывая указанные обстоятельства и требования закона, суд приходит к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по оборудованию территории кладбища расположенного на территории Абганеровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области площадкой для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 "░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ 28.01.2021 N 3.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░