УИД 68RS0004-01-2020-002850-80
дело № 2а-291/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«17» июня 2021 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
при секретаре Чеботарёвой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, выразившегося в неорганизации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию канализационной насосной станции, расположенной по адресу: <адрес> о возложении обязанности на администрацию Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области обеспечить бесперебойную работу канализационной насосной станции по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что при рассмотрении 05.06.2020 г. обращения жителей <адрес> установлено загрязнение территории, прилегающей к жилым домам №, 18,3 хозяйственно-фекальными сточными водами, канализационные смотровые колодцы по <адрес> переполнены хозяйственно-фекальными сточными водами, канализационная насосная станция (КНС) и центральный колодец, расположенный с торцевой стороны жилого <адрес> полностью залит хозяйственно-фекальными сточными водами, КНС в настоящее время не работает, на территории домовладений по <адрес> ощущается запах хозяйственно-фекальных сточных вод. Администрацией Бокинского сельсовета не организовано и не обеспечивается надлежащее водоотведение от жилых домов, эксплуатация зданий, сооружений, оборудования, а также муниципальный контроль, что создает угрозу состоянию здоровья населения и среды обитания человека.
Указанные обстоятельства являются нарушением ст. 22, ст. 24 Федерального Закона от 30.03.1999г. №52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 4 ст.14, ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.6 ч.1, п.п.1,3 Федерального закона от 07.12.11г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», СП 2.1.5.1059-01.
В судебном заседании представитель административного истца Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области по доверенности Подопросветова О.О. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным к административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, представители заинтересованного лица МУП «Цнинский хозяйственный центр», администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представителем административного ответчика администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Хараман Н.П. представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся на основании ст. 150 КАС РФ.
Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности Хараман Н.П. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку КНС, хотя и находится на территории Бокинского сельсовета, не стоит на балансе Бокинского сельсовета, при таких обстоятельствах обслуживание станции приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Собственник у КНС не определен, администрация Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области является собственником водопроводной сети, проходящей по указанной улице, плату с жителей за водоотведение взимал МУП «Цнинский хозяйственный центр».
Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области по доверенности Калиниченко М.В. административные исковые требования Управления Роспотребнадзора поддержала. Пояснила, что указанная КНС не возведена самовольно без разрешительной документации, и именно администрация сельсовета, на территории которого находится система, несет ответственность за нее. На баланс Цнинского сельсовета указанная система поставлена быть не может в силу того, что не относится к сети водоотведения Цнинского сельсовета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1).
Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Далее Закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в ст. 8 Закона № 52-ФЗ.
В соответствии со ст. 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно ст. 24 Закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 июля 2001 г. N 19 «О введении в действие санитарных правил - СП 2.1.5.1059-01», предусмотрены, мероприятия по защите подземных вод от загрязнения при различных видах хозяйственной деятельности (3.2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3 утверждены санитарные правила и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которыми регламентируются, в частности, требования к обращению с отходами, и к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная организация работы в границах поселения по водоснабжению, водоотведению.
В соответствии с п. 1,3, 1.1. ч.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения; водоотведения, возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов.
Судом установлено, что в ходе проведения проверки Управлением Роспотребнадзора по Тамбовской области по обращению ряда граждан, установлено залитие фекальными сточными водами территории <адрес>. Указанное представляет собой эпидемиологическую опасность и может стать причиной распространения инфекционных заболеваний водного происхождения.
Как следует из представленных Управлением Росреестра по Тамбовской области материалов реестрового дела, в перечне объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области в перечне объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области числятся канализационные сети протяженностью 52,76 км по адресу: <адрес>
При этом согласно пояснениям специалиста техника-инвентаризатора ГУПТИ Тамбовской области Аносовой Е.В. в судебном заседании на кадастровом учете числится только канализационная сеть, заказчиком учета которой являлась администрация Цнинского сельсовета, объекты, о которых идет речь в административном исковом заявлении, не входят в указанную схему КНС.
Само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения и отсутствие финансовой помощи не могут являться основаниями для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Как установлено в судебном заседании, административным ответчиком до настоящего времени каких-либо действенных мер по устранению нарушений санитарного законодательства не предпринималось.
Доводы письменных возражений административного ответчика, изложенных в ходатайстве о рассмотрении дела в свое отсутствие, согласно которым не определено, какие именно действия должна произвести администрация сельского совета, а выходом на место было установлено, что спорная канализация является самовольной постройкой, при ее возведении не были соблюдены строительные нормы, не являются основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований.
Суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом и относится к исключительной его компетенции, поскольку являлось бы вмешательством суда в деятельность органов местного самоуправления, что недопустимо и является нарушением принципа самостоятельности органов местного самоуправления, а также порядка и процедуры рассмотрения данного вопроса.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу 26 мая 2021 г. заочным решением Тамбовского районного суда Тамбовской области по гражданскому делу по иску Э.С.Г. к администрации Бокинского сельсовета Тамбовского района о возложении обязанности по устранению нарушенных прав исковые требования Э.С.Г. удовлетворены, указанным решением установлен факт нарушения администрацией Бокинского сельсовета Тамбовского района положений Федерального закона «Об охране окружающей среды» в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей по обеспечению водоотведения по <адрес>, возложена обязанность по устранению указанного нарушения.
Сроки обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, установленные ст. 219 КАС РФ, административным истцом соблюдены, учитывая, что о нарушении прав неопределенного круга лиц административному истцу стало известно 04 сентября 2020 г., после составления акта обследования ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области».
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░