Строка 2.066, г/п 0 руб.
Судья Чернова Т.Н. | 8 декабря 2023 года | |
Докладчик Попова Т.В. | Дело № 33-8856/2023 | город Архангельск |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Поповой Т.В., Сафонова Р.С.
при секретаре Когиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Смольниковой О.А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» о возложении обязанности по включению в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Котласского городского суда Архангельской области от 14 августа 2023 года по делу № 2-1621/2023.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
Смольниковой О.А. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Котласская центральная городская больница имени святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)» (далее - ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ») о возложении обязанности по включению в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
11 июля 2023 года Смольникова О.А. также обратилась в суд с иском к ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» о возложении обязанности по включению в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за период с 1 мая 2023 года по 30 июня 2023 года.
Определением Котласского городского суда от 12 июля 2023 года дела объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» в должности медицинской сестры по физиотерапии ОВЛ поликлиники. Полагает, что исполняя трудовые обязанности в соответствии должностной инструкцией, она с 1 января 2023 года имеет право на установленную подп. «е» п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» специальную социальную выплату, однако, в реестр работников, имеющих право на получение названной выплаты, за период с января по июнь 2023 года работодатель ее (истца) не включил, выплаты она не получала. Просит обязать ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» включить ее в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты за период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года, для направления в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В судебное заседание суда первой инстанции Смольникова О.А. не явилась, надлежащим образом извещена.
Представители ответчика ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ», третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Отделение) в судебное заседание не явились, представлены отзывы.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 14 августа 2023 года исковые требования Смольниковой О.А. к ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» о возложении обязанности по включению в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, удовлетворены.
На ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» возложена обязанность включить Смольникову О.А. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», за период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 для направления в Отделение.
С ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
С указанным решением не согласилось третье лицо Отделение, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что в судебном заседании не нашло подтверждение наличие необходимых условий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», для включения истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Сам по себе факт работы в должности медицинской сестры по физиотерапии не свидетельствует об оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществление диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию (состоянию). Выводы суда об обратном основаны на ошибочном толковании закона.
Стороны, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ответчик ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» с 4 июля 2003 года, принята на должность медицинской сестры по физиотерапии, с 1 мая 2023 года истец переведена на должность медицинской сестры по физиотерапии в кабинет медицинской реабилитации отделения медицинской реабилитации, ей установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, состав заработной платы: должностной оклад, районный коэффициент, процентная надбавка, надбавки за выслугу лет, выплаты стимулирующего характера и пр.
В период с января по июнь 2023 года истец не включена работодателем в реестр на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подп.«е» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец, являясь специалистом со средним медицинским образованием, оказывает первичную медико-санитарную помощь, включающую в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, в условиях дневного стационара кабинета медицинской реабилитации, а потому имеет право на специальную социальную выплату.
С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на нормах материального закона, регулирующих спорные правоотношения, установленных по делу обстоятельствах и исследованных в судебном заседании доказательствах.
Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантировано Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В соответствии с абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
С 1 января 2023 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Так, п. 2 Постановления от 31 декабря 2022 года № 2568 предусматривает установление специальной социальной выплаты медицинским работникам (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе специалистам со средним медицинским образованием, работающих с врачами, указанными в подп. б настоящего пункта, а также оказывающих первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющих диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подп. «е»).
В подп. «б» п. 2 Постановления указаны врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).
Специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в п.2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (подп. «а» п. 4 постановления от 31 декабря 2022 года № 2568).
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 (далее – Правила).
Пунктом 2 Правил установлено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, направляется в федеральную государственную информационную систему "Единая интегрированная информационная система "Соцстрах" Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации организацией с использованием информационных систем, применяемых организацией для автоматизации своей деятельности, либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого Фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (п. 6 Правил).
Фондом осуществляется идентификация работников, указанных в реестрах, и проверка факта их трудоустройства в медицинской организации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета работника в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования (п. 7 Правил).
Специальная социальная выплата осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации реестра (п. 8 Правил).
Из указанного следует, что право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации, имеют, в том числе специалисты со средним медицинским образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющих диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), т.е. средний медицинский персонал, трудящийся в медицинских организациях, оказывающий первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, а не только средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подп. «б» п. 2 вышеуказанного Постановления.
В силу ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н (далее - Положение №543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1 - 27 к названному Положению.
Согласно уставу ГБУЗ АО «КЦГБ», целью деятельности учреждения является реализация прав человека и гражданина в области здравоохранения, обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, максимальное обеспечение доступности и удовлетворения населения доступной квалифицированной медицинской помощью. Для достижения уставных целей учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности, финансируемые за счет средств областного бюджета, а также за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях; первичную медико-санитарную помощь в стационарных условиях; паллиативную медицинскую помощь; медицинскую помощь, оказываемую на койках сестринского ухода; скорую специализированную (санитарно-авиационную) медицинскую помощь; скорую медицинскую помощь.
Истец с 4 июля 2003 года работает в должности медицинской сестры по физиотерапии в кабинете медицинской реабилитации отделения медицинской реабилитации, указанная должность отнесена к должности специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал). Медицинская сестра по физиотерапии непосредственно подчиняется врачам кабинета медицинской реабилитации. В должностные обязанности медицинской сестры по физиотерапии кабинета медицинской реабилитации, в том числе входит проведение физиотерапевтических процедур, оказание доврачебной помощи при неотложных состояниях.
Таким образом, должность истца относится к среднему медицинскому персоналу, оказывающему первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, и имеет право на получение специальной социальной выплаты за период с 1 января 2023 года по 30 июня 2023 года.
Однако приказом главного врача ГБУЗ Архангельской области «КЦГБ» о порядке осуществления специальной социальной выплаты от 17 февраля 2023 года №-ОД утвержден перечень должностей медицинских работников и структурных подразделений, работа в которых дает право на установление специальной социальной выплаты. В указанном перечне должность медицинской сестры по физиотерапии в кабинете медицинской реабилитации отделения медицинской реабилитации отсутствует.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необоснованном не включении работодателем истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сам по себе факт работы истца в должности медицинской сестры по физиотерапии не свидетельствует об оказании первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществление диспансерного наблюдения граждан по основному заболеванию (состоянию), являются несостоятельными.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в иной части решение суда сторонами не оспаривается, а в силу ст. 327.1 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п.46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Таким образом, судебная коллегия считает, что поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены постановленного решения суда, то решение суда по доводам жалобы подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░░░░