Дело № 2а-1871/2023 .
УИД 33RS0005-01-2023-002007-84
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 октября 2023 года г. Александров
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Кузнецовой А.В.,
при секретаре Куликовой Ю.С.,
с участием представителя административного истца
старшего помощника Александровского городского прокурора Фетисова А.А.,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Александровского городского прокурора в интересах муниципального образования г.Александров к администрации муниципального образования Александровский муниципальный район Владимирской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по регистрации права муниципальной собственности и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Александровский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования г.Александров, обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения в порядке ст.46 КАС РФ) о признании незаконным бездействия администрации Александровского района по непринятию мер по включению сведений о муниципальном имуществе - сетей водоснабжения (362 объекта, протяженностью 15418,5 м)и водоотведения (306 объектов, протяженностью 29 222 м), перечень которых определен постановлением администрации Александровского района «О передаче на содержание и облуживание бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории МО г. Александров» от 02.03.2020 №357, в реестр муниципального имущества МО г. Александров и обязании в срок до 01.07.2024 провести работы по определению параметров, характеризующих сети водоснабжения и водоотведения, перечень которых определен постановлением администрации Александровского района «О передаче на содержание и облуживание бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся на территории МО г. Александров» от 02.03.2020 №357 и учесть их в реестре муниципального имущества г. Александров. В обоснование требований указано, что в ходе проверки соблюдения административным ответчиком требований законодательства, регламентирующего порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, выявлены нарушения – не осуществлена постановка на учет объектов недвижимости (сети водоснабжения и водоотведения). Указанные обстоятельства влекут нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и препятствуют распоряжению и использованию имущества в установленном законом порядке.
В судебном заседании старший помощник Александровского городского прокурора Фетисов А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнения.
Административный ответчик – администрация МО Александровский муниципальный район, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направила. В поступившем в адрес суда ходатайстве представитель административного ответчика по доверенности просит о рассмотрении дела в отсутствие, оставляя принятие решения по заявленному административному иску с учетом уточнения на усмотрение суда /л.д.159/.
Заинтересованное лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Александровский муниципальный район, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направило. В представленном ходатайстве просило о рассмотрении административном дела в отсутствии, указывая о согласии с уточненными требованиями прокурора /л.д.138/.
Заинтересованные лица Александровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, МУП «Александровский Водоканал» надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявлено.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Заслушав представителя административного истца Фетисова А.А., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ установлено, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.5 ст.51 Федеральный закон №131-ФЗ).
Порядок (далее - Порядок) утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424.
Согласно п.2 Порядка, объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости). Внесение в реестр сведений об объектах учета и записей об изменении сведений о них осуществляется на основе письменного заявления правообладателя недвижимого и (или) движимого имущества, сведения о котором подлежат включению в разделы 1 и 2 реестра, или лица, сведения о котором подлежат включению в раздел 3 реестра (п.6 Порядка).
В соответствии с положениями ст.50 Федерального закона №131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31.05.2005 №6-П, следует, что право собственности в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
Согласно п.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 указанного Федерального закона государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, на администрацию муниципального образования возлагается обязанность по обеспечению населения водопроводной водой надлежащего качества.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, решением СНД от 23.10.2014 №96 «Об утверждении перечня бесхозяйного имущества: сети водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории г.Александрова» утвержден перечень бесхозяйного имущества /л.д.10-57/.
Постановлением Администрации Александровского района от 02.03.2020 №357 «О передаче на содержание и обслуживание бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения находящихся на территории муниципального образования город Александров». Из п.1 указанного Постановления следует, что в качестве гарантирующей организации, осуществляющей обслуживание бесхозяйных сетей определено – МУП «Александров Водоканал». Приложением к указанному постановлению является перечень сетей водоснабжения (общей численностью 362 объекта, протяженностью 15418,5 м) и сетей водоотведения (общей численностью 306 объектов, протяженностью 29 222 м.) /л.д.90-91, 92-123/. Указанное обстоятельство подтверждено помощником прокурора в судебном заседании, при этом обращено внимание, что сети водоснабжения переданы МУП «Александров Водоканал» временно.
30.09.2022 в адрес главы администрации Александровского района было внесено представление № об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о собственности /л.д.58-60/.
Из ответа администрации Александровского района от 09.11.2022 № следует, что представление рассмотрено и признано законным и обоснованным /л.д.61/. На основании акта приема передачи от 01.11.2022 бесхозяйные сети водоснабжения и водоотведения, находящиеся на территории МО г.Александров переданы на содержание им облуживание МУП «Александров Водоканал» МО г. Александров. В проекте бюджета МО Александровский муниципальный район на 2023 год запланированы денежные средства для проведения работ по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты /л.д.62, 63-89/.
Из ответа КУМИ администрации МО Александровский муниципальный район от 21.06.2023 № следует, что сети водоотведения и водоснабжения указанные в приложении к постановлению администрации Александровского района от 02.03.2020 №357 не включены в реестр муниципального имущества МО г. Александров, право собственности на объекты не зарегистрировано /л.д. 124-125/.
Кроме того, из дополнительных доказательств представленных административным истцом следует, что 13.11.1997 председателем Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области было вынесено распоряжение №1391 «О внесении изменений в План приватизации государственного предприятия «Хлопчатобумажная ткацкая фабрика имени рабочего ФИО3» /л.д.148/.
Приложением к указанному распоряжению является перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в уставной капитал АО «Ткачество» и подлежащих передаче в муниципальную собственность <адрес> /л.д.150-152/.
21.01.1998 главой местного самоуправления г. Александрова Владимирской области было принято постановление №40 «О принятии в муниципальную собственность г. Александрова объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения АООТ «Александровская ткацкая фабрика «Ткачество» /л.д.149/.
05.02.1998 главой местного самоуправления г. Александрова Владимирской области было принято постановление №100 «О принятии на баланс коммуникаций принадлежащих к объектам муниципальной собственности», которым постановлено принять на баланс сети водоснабжения и канализации, тепловые сети, электрические сети объектов муниципальной собственности по указанным адресам /л.д.153/.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы и установленные по настоящему делу конкретные обстоятельства дела, факт бездействия административного ответчика установлен.
Непринятие мер по включению сетей водоснабжения и водоотведения в реестр муниципального имущества, а также не установление характеристики имущества делает невозможным осуществление деятельности по надлежащей эксплуатации системы сетей водоснабжения и водоотведения, в том числе распоряжению и использованию.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований Александровского городского прокурора.
В силу ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Определяя в соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ срок исполнения обязанности, суд учитывает мнение участников процесса, финансовое положение административного ответчика, объем работ, необходимый для исполнения соответствующей обязанности, а также соблюдение баланса интересов ответчика и неопределенного круга лиц, в интересах которых заявлены указанные исковые требования, суд находит срок 01.07.2024 достаточным и разумным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 362 ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 15418,5 ░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 306 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 29 222 ░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░» ░░ 02.03.2020 №357, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 362 ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 15418,5 ░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 306 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 29 222 ░), ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░░░░░» ░░ 02.03.2020 №357, ░ ░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ . ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23.10.2023.
.
.
.