РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 ноября 2024 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Щепеткова В.В.,
при секретаре С.,
с участием представителя истца С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С. к К., Б., С., Щ. о включении имущества в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л:
С. обратился в суд с иском к К., в котором просил: включить объект недвижимости (сарай № и №), расположенные по адресу: <адрес> наследственную массу, оставшуюся после смерти С., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Заявленные требования мотивированы следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которому по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в которой на момент смерти он был зарегистрирован. Наследниками первой очереди к имуществу умершего С. являются: истец С., К., которые в установленный шестимесячный срок обратились к нотариусу Савинского нотариального округа <адрес> Ч. С. у нотариуса отказался от своей доли наследства в пользу К. Истец получил свидетельство о праве на наследство по закону на 1/3 долю в квартире по адресу: <адрес>. Оставшиеся 2/3 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону получила К. Истец приобрел у К. 2/3 доли в квартире по адресу: <адрес> в настоящий момент является единственным собственником квартиры. С., умершим ДД.ММ.ГГГГ у жителей дома в Администрации Архиповского поселения было получено разрешение на строительство сараев – Постановление Главы администрации Архиповского поссовета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельного участка под постройку хозяйственных сараев» по коллективному обращению жителей». На основании указанного постановления С. построил сарай №, пользовался им долгое время. Кроме того, С. купил второй сарай №, которым так же пользовался до самой смерти. С. при жизни указанные сараи никому не передавал и не дарил. В период оформления наследственных дел выяснилось, что принадлежащие С. сараи были проданы С. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого С. продал, а Щ. купила индивидуальный гараж, расположенный по адресу: <адрес> за 15000 рублей. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ С. продал Б. гараж, расположенный по адресу: <адрес>, д.ДД.ММ.ГГГГ0 рублей. Истец считает, что Щ. и Б. не приобрели право распоряжения указанными гаражами, поскольку не являются их собственниками. С., умерший ДД.ММ.ГГГГ не оформил право собственности на сараи в установленном законом порядке, однако они должны входить в наследственную массу имущества. Истец принял наследство после смерти С. в виде 1/3 доли квартиры по адресу: <адрес>, а в настоящее время является единоличным собственником квартиры по указанному адресу. Сараи № и № относятся к вспомогательному помещению для хозяйственных нужд квартиры.
В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом уточнены, представитель истца просила признать право собственности С., умершего ДД.ММ.ГГГГ на объекты недвижимости – сарай № и сарай №, расположенные по адресу: <адрес> включить их в наследственную массу С., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца С. поддержала заявленные исковые требования с учетом их уточнений по всем изложенным доводам и основаниям изложенным в иске.
Протокольным определением суда, к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Б., С., Щ.
Ответчики К., Б. в судебное заседание извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчики С., Щ. в судебное заседание извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела не явились. Ранее в судебном заседании ответчик С. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил суду, что спорные сараи ему переданы отцом С., умершим ДД.ММ.ГГГГ, которыми он пользовался.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; самозащиты права; возмещения убытков, иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право на обращение в суд заинтересованного лица за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно положениям ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с.ч.2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из положений ч. 1 ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в силу которой ранее возникшие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умер С., что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением главы Администрации Архиповского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев коллективное заявление жителей <адрес> с просьбой о разрешении на строительство похозяйственных сараев около второго дома в количестве 41 и по согласованию с администрацией А.О. «Архиповская ткацкая фабрика», разрешен отвод земельного участка под строительство хозяйственных сараев в количестве 41 штука, согласовав с пожарной инспекцией, санопидемстанцией.
Из пояснений представителя истца С. следует, что на основании указанного постановления С. построил сарай №, пользовался им долгое время. Кроме того, С. купил второй сарай №, которым так же пользовался до самой смерти. С. при жизни указанные сараи никому не передавал и не дарил.
Согласно справки Администрации Архиповского сельского поселения Савинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по адресу: <адрес> проживал С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Он имел в собственности и пользовался двумя тесовыми сараями во дворе <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ план строительства гаражей согласован с главой администрации Архиповского поселкового Совета.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости сараи (гаражи) возле <адрес>.
Из представленных в материалы дела письменных пояснений жителей дома по адресу: <адрес> следует, что С., умерший ДД.ММ.ГГГГ жил в доме по указанному адресу, имел во дворе <адрес> сарая до ДД.ММ.ГГГГ, один сарай строил сам, а второй купил.
Истец С. является сыном умершего ДД.ММ.ГГГГ С., что подтверждается свидетельством об установлении отцовства серии I-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из наследственного дела № следует, что С., умерший ДД.ММ.ГГГГ завещал все свое имущество С..
С. отказалась от причитающегося ей наследства.
Таким образом, наследниками по закону к имуществу С., умершего ДД.ММ.ГГГГ являются: сын С., К., С..
С. отказался от причитающегося наследства в пользу К.
Наследственное имущество состоит из: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; прав на денежные средства, находящиеся на любых счетах в любых подразделениях Публичного акционерного общества «Сбербанк России» с причитающимися процентами и комиссиями.
Спорные сараи № и №, расположенные по адресу: <адрес> не вошли в наследственную массу, оставшуюся после смерти С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Истец С. вступил в права наследства после умершего ДД.ММ.ГГГГ С. на 1/3 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о чем имеется свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №. Оставшиеся 2/3 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону получила К. и по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ продала С.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии со ст. 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В ст. 1153 ГК РФ закреплено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (статья 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 34 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования. В случае, если требование о признании права собственности в порядке наследования заявлено наследником в течение срока принятия наследства, суд приостанавливает производство по делу до истечения указанного срока.
В судебном заседании установлено, что С. и К. являются наследниками по закону, вступившими в права наследства после смерти наследодателя, поскольку вступили в права наследственным имуществом.
Доказательств обратного суду не предоставлено.
В п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», указано на совершение наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства.
Из материалов дела следует, что истец С. и К. вступили в права наследственным имуществом.
Из пояснений представителя истца С. следует, что принадлежащие С. сараи были проданы С. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого С. продал, а Щ. купила индивидуальный гараж, расположенный по адресу: <адрес> за 15000 рублей. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ С. продал Б. гараж, расположенный по адресу: <адрес> за 50000 рублей.
Решением Шуйского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № исковые требования С. к Б., Щ., С. о признании сделок купли-продажи недействительными, истребованными из чужого незаконного владения двух хозяйственных сараев, оставлено без удовлетворения.
Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом по делу № установлено, что в материалах дела отсутствует информация об оформлении сараев в собственность С. Поскольку истец не является стороной оспариваемых сделок, он, в силу требования ст.186 ГК РФ обязан доказать, что оспариваемыми сделками нарушаются его права или охраняемые законом интересы.
Пунктом 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» установлено, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Тот факт, что С. при жизни не оформила права собственности на спорные сараи, не может явиться основанием к отказу во включении их в состав наследственной массы после смерти С., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что наследодатель при жизни не зарегистрировал право собственности на спорные сараи, С. и К., как наследники после смерти С., умершего ДД.ММ.ГГГГ, вступившие в права наследства, считаются принявшими все наследство, причитающееся им по всем основаниям.
Других наследников, претендующих на спорное имущество, при рассмотрении дела не установлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными письменными документами и иными доказательствами, не доверять которым у суда оснований не имеется, и которые также не оспорены сторонами по делу.
Таким образом, в силу приведенных правовых норм, поскольку С. умер, право собственности на указанные сараи за ним в настоящее время признано быть не может, вместе с тем, указанные права переходят в порядке универсального правопреемства его наследникам, в связи с чем, отсутствие факта регистрации права собственности не является препятствием для включения имущества в наследственную массу. Причины, по которым регистрация права не была произведена, при этом правового значения не имеют.
На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В связи с этим, поскольку исковые требований удовлетворены частично с К., Б., С., Щ. в солидарном порядке подлежат взысканию в пользу С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░., ░., ░., ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░ № ░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░., ░., ░., ░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.