Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1181/2023 ~ М-941/2023 от 29.06.2023

Дело № 2а-1181/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2023 г. г. Вязьма Смоленской области

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Воронкова Р.Е.,

при секретаре Петровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области к начальнику отделения – старшему судебному приставу СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Лебедевой О. А., СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России, УФССП России по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее по тексту - Администрация) обратилась в суд с настоящим административным иском к УФССП России по Смоленской области, указав, что является стороной исполнительного производства № 22767/23/98067-ИП от 26.04.2023, в рамках которого судебным приставом-исполнителем 19.06.2023 вынесено постановление № 98067/23/20172 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Исполнение административным истцом исполнительного документа в пятидневный срок невозможно, так как свободным жилищных фондом Администрация не располагает, а для приобретения квартир на рынке жилья в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проведения процедур купли-продажи квартир, приема их в муниципальную собственность, отнесения к специализированному жилищному фонду требуется длительное количество времени.

По результатам электронного аукциона контракт заключается с его победителем или с иным участником, заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

После подписания и регистрации проекта муниципального контракта орган местного самоуправления регистрирует право муниципальной собственности на жилое помещение. Регистрация права собственности осуществляется органами государственной регистрации в сроки, установленные ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Только лишь после регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение может быть заключен договор найма специализированного жилого помещения с лицом, которому по решению суда предоставляется жилое помещение.

Администрация, не оспаривая приоритет в обеспечении К.Д. жилым помещением, должна руководствоваться действующим законодательством, в том числе бюджетным, и действовать согласно вышеописанному алгоритму. При этом должник не имеет возможности исполнить решение суда ранее указанных сроков по объективным, независящим от него обстоятельствам.

Кроме того, общий объем средств субвенции, выделенный бюджету Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, в 2023 году составил 16800000 рублей на приобретение 10 квартир для обеспечения жилыми помещениями категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г. Вязьма.

Также Администрация обращалась в Департамент Смоленской области по образованию и науке с просьбой о выделении дополнительных денежных средств для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, в том числе К.Д.

Решение суда на сегодняшний день не исполнено ввиду необходимости соблюдения вышеуказанных процедур по приобретению жилых помещений.

Также отмечает, что в настоящее время в Администрации имеется 12 неисполненных решений суда о предоставлении жилых помещений, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, сформированном на основании решений судо по состоянию на 01.06.2023, К.Д. значится под номером 10.

Для исполнения решения суда уже проведен 41 электронный аукцион и объявлено еще 5 электронных аукционов.

Таким образом, Администрацией предприняты все возможные меры по исполнению решения суда и не имеется признаков бездействия в отношении исполнения судебного акта.

Просит суд освободить от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением административного ответчика от 19.06.2023 № 98067/23/20172, в размере 50000 рублей.

В порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству определением суда от 03.07.2023 на основании п. 3 ч. 3 ст. 135, ч. 1 ст. 221 КАС РФ и с учетом положений ч. 5 ст. 41 КАС РФ привлечены для участия в деле в качестве административных ответчиков начальник отделения – старший судебный пристав СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Лебедева О.А. и СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России (л.д. 2).

В судебное заседание представители сторон, заинтересованного лица – Вяземской межрайонной прокуратуры и заинтересованное лицо К.Д., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. Административные ответчики и заинтересованные лица возражений относительно заявленных требований суду не представили.

Исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав – исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе, следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор (пункт 13); совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).

Исходя из частей 1, 2 и 3 ст. 112 вышеуказанного Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Частью 6 статьи 112 Закона предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст. 112 Закона).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся разъяснения, согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.

Судом установлено, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 30.11.2022, вступившим в законную силу 10.01.2023, удовлетворены исковые требования К.Д. к Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке о предоставлении жилого помещения. Возложена на Департамент Смоленской области по образованию и науке обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнение Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению К.Д. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления. Возложена на Администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность по перечислению денежных средств из областного бюджета приобрести благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его К.Д. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения.

10.04.2023 в отношении должника – Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области выписан исполнительный лист серии ФС № № 041034517 (взыскатель - К.Д. – обязать приобрести и предоставить благоустроенное жилое помещение) и направлен в УФССП России по Смоленской области.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.04.2023 в отношении должника – Администрации возбуждено исполнительное производство № 22767/23/98067-ИП.

Из постановления начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Лебедевой О.А. от 19.06.2023 следует, что поскольку исполнительный документ должником – Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, и доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено, с должника подлежит взысканию исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 8).

Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что у начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России имелись основания для взыскания с Администрации исполнительского сбора, поскольку она, являясь должником по исполнительному производству, в установленный для добровольного исполнения срок не исполнила требования исполнительного документа.

Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России от 19.06.2023 в установленный законом десятидневный срок должником не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено.

Вместе с тем, из решения Вяземского районного суда Смоленской области от 30.11.2022 следует, что Администрация обязана исполнить его по перечислению денежных средств из областного бюджета, выделяемых в качестве субвенций. Таким образом, возможность исполнения решения суда поставлена в зависимость от предоставления из бюджета Смоленской области денежных средств Администрации на эти цели.

Департаментом Смоленской области по образованию и науке, осуществляющим перечисление субвенций, денежные средства из областного бюджета на приобретение благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставление его по договору найма специализированного жилого помещения К.Д., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрации к моменту истечения 5-дневного срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, не выделялись. Следовательно, у Администрации отсутствовала реальная возможность исполнения решения суда к моменту истечения указанного срока. Исполнение судебного решения было невозможно вследствие обстоятельств, которые, с учетом специфики данного дела, могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

При этом Администрацией предпринимались необходимые меры для исполнения требований исполнительного документа, а именно 14.03.2023 в адрес Департамента Смоленской области по образованию и науке направлялась предварительная заявка на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями органов местного самоуправления муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (л.д. 9).

Кроме того, после выделения бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета, достаточных для приобретения 10 жилых помещений (в том числе и К.Д., находящейся в списке под номером 10), следует учитывать необходимость соблюдения должником предписанных действующим законодательством процедур по приобретению, оформлению и предоставлению жилого помещения, а также их длительность, свидетельствующие о невозможности в установленный срок исполнить решение суда.

Суд полагает необходимым отметить, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

В рассматриваемом случае в действиях Администрации отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Суд приходит к выводу, что административным истцом в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также принципов справедливости, соразмерности и адекватности, суд удовлетворяет заявленные Администрацией требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Также суд полагает необходимым отметить, что освобождение должника от исполнительского сбора не предусматривает собой неисполнение в дальнейшем вступившего в законную силу судебного акта.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6722006531, ░░░░ 1026700854950) ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 19 ░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 22767/23/98067-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

15.08.2023 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1181/2023 ~ М-941/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
Начальник отделения - старший судебный пристав СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России Лебедева Оксана Алексеевна
СОСП по Смоленской области ГМУ ФССП России
УФССП России по Смоленской области
Другие
Кириллова Кристина Денисовна
Вяземская межрайонная прокуратура
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Воронков Роман Евгеньевич
Дело на сайте суда
vyazma--sml.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация административного искового заявления
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Рассмотрение дела начато с начала
03.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023Дело оформлено
26.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее