Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2а-597/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Некрасовское Ярославской области «14» августа 2023 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е.
с участием ФИО 1., при секретаре Воробьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО 1 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО 2 об обязании организовать проведение оценки технического состояния, технического учета и паспортизации автомобильной дороги, организации ремонта автомобильной дороги,
у с т а н о в и л:
ФИО 1 обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО 2 об обязании организовать проведение оценки технического состояния, технического учета и паспортизации автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также в до ДД.ММ.ГГГГ организовать ремонт автомобильной дороги проходящей по населенному пункту д. <адрес> на всем её протяжении в составе и по видам работ, определенным по результатам оценки технического состояния, технического учета и паспортизации, указывая, что ФИО 1 проведена проверка по обращению жителей <адрес> о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту <адрес>, в ходе которой установлено, что данная автодорога состоит в реестре автодорог <адрес> имеет 5 категорию, протяженностью <данные изъяты>. При обследовании вышеуказанной автомобильной дороги установлено, что она является самонакатанной. Проезжая часть имеет низкий тип дорожной одежды, неукрепленное (переувлажненное талыми водами) грунтовое покрытие с низкой прочностью. На покрытии проезжей части образованы дефекты в виде колейности, выступов, провалов, застой воды. При таких обстоятельствах, непринятие возможных мер для реализации, возложенных на ФИО 2 полномочий по решению вопросов местного значения, является нарушением действующего законодательства и создает условия для нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Административный ответчик – ФИО 2 в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
В ходе судебного заседания ФИО 1. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что ФИО 1 проведена проверка по обращению жителей <адрес> о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту <адрес>. При обследовании автомобильной дороги установлено, что она является самонакатанной, состоит в реестре дорог ФИО 2, имеет 5 категорию, протяжённостью <данные изъяты>. Данная дорога включена в перечень дорог <адрес>, на кадастровом учете не стоит.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав позицию прокурора, оценив все в совокупности, суд считает административные исковые требования законными и обоснованными.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Закон о безопасности дорожного движения ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В судебном заседании установлено, что ФИО 1 проведена проверка по обращению жителей <адрес> о ненадлежащем состоянии автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту <адрес>, в ходе которой установлено, что данная автодорога является самонакатанной, имеет низкий тип дорожной одежды, неукрепленное (переувлажненное талыми водами) грунтовое покрытие с низкой прочностью. На покрытии проезжей части образованы дефекты в виде колейности, выступов, провалов, застой воды.
Указанная автодорога состоит в реестре автодорог ФИО 2 категория не определена, протяженностью 0,2 км, фактическая протяженность <данные изъяты> метров, что установлено в ходе осмотра дороги с участием заместителя главы администрации ФИО3
Согласно ст. 210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в числе прочих, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В силу ч.5 ст.51 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Пунктом 4 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п.п. 4.2.1 и 4.2.2 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.08.2016 № 1004-ст, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
Пунктом 9.1 ГОСТ 33388-2015 установлено, что результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Раздел «Техническая характеристика дороги» является основным разделом паспорта, в котором приводятся данные о наличии и техническом состоянии отдельных конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, при этом отражается соответствие фактических транспортно-эксплуатационных характеристик требованиям нормативных документов. В данном разделе указывают: сведения о параметрах геометрических элементов автомобильной дороги; данные о конструкции дорожной одежды и типах покрытия; сведения о пересечениях, примыканиях и съездах; характеристику продольного профиля и плана трассы; объекты дорожного и придорожного сервиса и др. (п. 9.7 ГОСТ 33388-2015).
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту <адрес> геометрические параметры, к которым относится ширина проезжей части автодороги, ширину обочин, в том числе границы населенного пункта <адрес> определить невозможно, в связи с отсутствием проектной документации и элементов обустройства дороги в нарушение ст. 21 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности дорожного движения», ст. 18 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При данных обстоятельствах, без проведения учета и паспортизации автомобильной дороги определить объем ремонтных работ не представляется возможным.
Необходимо определить спектр работ, которые нужно выполнить на данной дороге с целью проведения ее с нормативными требованиями провести технический учет, оценку дороги, так как паспортизация без проведения в последующем работ, которые будут перечислены в паспорте дороги, не будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, но это будет этапом к последующему приведению дороги в нормативное состояние.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает обоснованными доводы ФИО 1, что в настоящее время состояние автомобильной дороги, проходящей по населенному пункту <адрес> находится в опасном для дорожного движения состоянии, что может повлечь причинение вреда имуществу, угрозу жизни и здоровья владельцев транспортных средств, пассажиров и пешеходов.
Заявленный ФИО 1 срок, суд полагает разумным и достаточным для выполнения всех необходимых процедур и выполнения работ.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ 2 (№) ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░ 2 (№) ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░