Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-186/2024 ~ М-22/2024 от 15.01.2024

УИД 85 RS0006-01-2024-000040-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

5 февраля 2024 г.                                                                                          п.Усть-Ордынский

Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Желтухиной Е.Ю., при секретаре Филипповой О.П., с участием представителя административного истца – помощника прокурора Эхирит-Булагатского района Рудых Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-186/2024 по административному исковому заявлению прокурора Эхирит-Булагатского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить угольные котельные пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием,

установил:

прокурор Эхирит-Булагатского района обратился с административным исковым заявлением к администрации МО «Усть-Ордынское», в котором просит суд признать бездействие администрации МО «Усть-Ордынское» по обеспечению угольных котельных «Школа №4» и «Микрорайон» пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием незаконным, обязать администрацию МО «Усть-Ордынское» обеспечить угольные котельные Школа №4» и «Микрорайон» пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием в срок до 15.09.2024 г.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией МО «Усть-Ордынское» требований законодательства об охране атмосферного воздуха. Установлено, что в собственности муниципального образования «Усть-Ордынское» находится 2 котельные: котельная «Школа №4», расположенная по адресу: Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, 4Б, и котельная «Микрорайон», расположенная по адресу: Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Юннатов, д.1А. Указанные объекты теплоснабжения на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ переданы ООО «Окружные коммунальные системы» для осуществления деятельности по постановке тепловой энергии потребителям Усть-Ордынского муниципального образования. Пылеулавливающее (газоочистное) оборудование на указанных котельных отсутствует. Ввиду отсутствия пылеулавливающего (газоочистного) оборудования на угольных котельных «Школа №4» и «Микрорайон», 23.03.2022 прокуратурой района в адрес главы МО «Усть-Ордынское» внесено представление об устранении нарушений. До настоящего времени нарушения не устранены, пылеулавливающее (газоочистное) оборудование на указанных котельных не установлено, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде и нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную среду.

В судебном заседании прокурор Рудых Д.Д. административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика администрации МО «Усть-Ордынское», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, своих возражений по существу административного иска не представил.

Суд, заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, находит административные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям.

Положениями части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом"О теплоснабжении".

В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В силу пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее –Закон о теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 1.1 части статьи 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В части 1 статьи 23 Закона о теплоснабжении указано, что развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

Из положений Конституции Российской Федерации следует, что праву каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Закона об охране окружающей среды, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Закон об охране окружающей среды).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон об охране атмосферного воздуха) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений; охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Пунктом 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498 (далее - Правила).

Пункт 8 Правил запрещает размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В пункте 9 Правил указано, что газоочистная установка должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования.

В силу п.2 ст. 16.1 Закона № 96-ФЗ, п. 10 Правил в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена.

Кроме того, в силу п. 4.1.1.2. "ГОСТ Р 50831-95. Установки котельные. Тепломеханическое оборудование. Общие технические требования", утвержденные постановлением Госстандарта России от 25 октября 1995 г. N 553, комплектность тепломеханических установок, тепломеханическое оборудование установки котельной, включает полностью или частично, в том числе, оборудование для очистки дымовых газов, которое включает полностью или частично: комплектные золовые электрофильтры, золоуловители механические (циклоны, батарейные циклоны, аппараты мокрой очистки), оборудование для удаления золы из-под золоуловителей в пределах установки, установка сероочистки (блок абсорбера, насосы подачи суспензии, воздуходувки, теплообменники жидкостные и газовые для охлаждения и подогрева газов до и после сероочистки, дозаторы известняка, дозаторы гипса, аппараты для приготовления и хранения реагентов), установка азотоочистки (каталитические реактор с системой ввода и распределения аммиачновоздушной смеси, дозаторы аммиака, теплообменники для подогрева газов), дымососы газоочистки, зологазовоздухопроводы в пределах газоочистки, газопроводы от котла до сборных боровов к дымовой трубе, системы автоматизации, управления и технологических защит газоочистки, система технической диагностики газоочистки.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения администрацией МО «Усть-Ордынское» законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что в котельной «Школа №4», расположенной по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Буденного, 4Б, и в котельной «Микрорайон», расположенной по адресу: Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Юннатов, д.1А, отсутствует пылеулавливающее и газоочистное оборудование.

Указанные котельные на праве собственности принадлежат муниципальному образованию «Усть-Ордынское».

По результатам проверки 23.03.2022 в адрес главы МО «Усть-Ордынское» прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении, об охране атмосферного воздуха, при эксплуатации угольных котельных образовательных учреждений района.

Данное представление рассмотрено главой МО «Усть-Ордынское» 22.04.2022, факты нарушения законодательства о теплоснабжении, об охране атмосферного воздуха им подтверждены с указанием о невозможности приобретения данного оборудования, в связи с его высокой стоимостью, утверждением бюджета на 2022 г. и отсутствием финансовых средств для проведения закупок, а также возможностью приобретения после заключения концессионного соглашения в рамках инвестиционной программы концессионером.

На основании концессионного соглашения №05-52-11/23 от 15.09.2023 приведенные объекты теплоснабжения переданы ООО «Окружные коммунальные системы» для осуществления деятельности по поставке тепловой энергии потребителям Усть-Ордынского муниципального образования. По условиям соглашения концессионер принял на себя обязанность по владению и пользованию в течение 15 лет со дня его подписания объектами соглашения, в том числе котельными «Школа №4» и «Микрорайон», а также за свой счет осуществить реконструкцию данного имущества.

Заданием на реконструкцию объекта соглашения, являющимся приложением к концессионному соглашению, не предусмотрено проведение ресурсоснабжающей организацией работ по оборудованию котельных пылеулавливающим и газоочистным оборудованием, что также следует и из информации ООО «Окружные коммунальные системы», согласно которой инвестиционная программа не содержит мероприятия по установке такого оборудования.

Согласно части 2 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Закона о теплоснабжении арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу пункта 1 статьи 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

Согласно пункту 1 статьи 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

На основании пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из вышеприведенных положений закона, следует, что администрация МО «Усть-Ордынское» как орган местного самоуправления обязана организовать в границах поселения теплоснабжение с соблюдением требований к охране окружающей среды и атмосферного воздуха, в том числе обеспечить бесперебойное и надежное теплоснабжения на территории поселения при минимальном вредном воздействии на окружающую среду. С этой целью как собственник имущества обязан обеспечить оборудование котельных пылеулавливающим (газоочистным) оборудованием.

Передача в аренду котельных эксплуатирующей организации не освобождает орган местного самоуправления как собственника имущества от обязанностей по их содержанию, а также от исполнения возложенных действующим законодательством обязанностей по исполнению полномочий в сфере теплоснабжения.

В нарушение указанных требований законодательства административным ответчиком данная обязанность не исполнена, не смотря на внесенное прокурором представление об устранении нарушений. До настоящего времени нарушения требований законодательства о теплоснабжении, охране атмосферного воздуха не устранены, на угольных котельных «Школа №4» и «Микрорайон» пылеулавливающее и газоочистное оборудование не установлено, что свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Доводы административного ответчика об отсутствии средств на устранение выявленных прокурором нарушений закона, не могут служить основанием для признания бездействия законным, и как изложено выше не освобождают от обязанности по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества.

В соответствии с правовой позицием Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.06.2004 N 12-П действие законов и иных норм права, а также обязанности органов публичной власти не могут быть обусловлены недостаточностью финансовых ресурсов у субъекта права.

С учетом изложенного, суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Обсуждая срок исполнения судебного решения, учитывая существо выявленных нарушений, принимая во внимание, что представление об устранении нарушений было внесено в марте 2022 г., суд находит заявленный прокурором срок до 15.09.2024, отвечающим требованиям разумности.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

    ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ №4» ░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░ №4» ░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 15.09.2024.

░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░                                                  ░.░.░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.02.2024.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-186/2024 ~ М-22/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Эхирит-Булагатского района Иркутской области
Ответчики
Администрация МО "Усть-Ордынское"
Другие
ООО "Окружные коммунальные системы"
Суд
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области
Судья
Желтухина Е.Ю.
Дело на сайте суда
ehirit--uso.sudrf.ru
15.01.2024Регистрация административного искового заявления
15.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее