дело №2а-1744/2024
УИД 61RS0012-01-2024-001721-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2024 года г. Волгодонск
ул. Морская, 108
Волгодонской районный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Дмитриенко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Выборновой М.Б.,
с участием представителя истца помощника прокурора ФИО3,
представителя административного ответчика Администрации <адрес> ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, заинтересованное лицо отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес>, министерство цифрового развития, информационных технологий и связи <адрес> о признании недействующим п.2.6.2 административного регламента отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> «Выдача разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в той части, в которой он возлагает на получателей муниципальной услуги (физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) обязанность предоставить самостоятельно при проведении работ на территории многоквартирного дома, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев и кустарников, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев и кустарников (подписи более 51% собственников),
установил:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился с изложенным административным иском указав, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> «Выдача разрешений на производство работ на объектах зеленых насаждений в границах <адрес>» (далее - административный регламент). Данным постановлением (от ДД.ММ.ГГГГ №) соответствующий административный регламент изложен в новой редакции. Текст документа официально опубликован ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2.6.2 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) должен представить самостоятельно для предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Так, для получения разрешения при проведении работ на территории многоквартирного дома требуется, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев и кустарников, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев и кустарников (подписи более 51% собственников).
Согласно п. 2.8.2 административного регламента, отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном жилом доме на снос зеленых насаждений является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из п. 3.2.4 административного регламента следует, что проведение должностным лицом отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> обследования зеленых насаждений с целью подготовки акта оценки состояния зеленых насаждений возможно только при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в п. 2.8 административного регламента.
Вместе с тем обеспечение безопасности здоровья и жизни граждан, сохранности имущества не может находиться в зависимости от волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
В этой связи положение пункта 2.6.2 административного регламента противоречит п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
На территории <адрес> расположено 798 многоквартирных домов, из которых в отношении 99 МКД выбран непосредственный способ управления собственниками помещений в многоквартирном доме, в отношении 107 МКД - управление товариществом собственников жилья, в отношении 592 МКД - управление управляющей организацией.
Согласно п.п. 2.12, 5.7, 5.9, 5.10 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, проведение мероприятий по уничтожению сухостойных и аварийно опасных деревьев осуществляется на основании разрешения и акта оценки состояния зеленых насаждений. К разрешению прилагаются фото- и (или) видеоматериалы, подтверждающие состояние зеленых насаждений.
Таким образом, требование протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев (подписи более 51% собственников) для получения муниципальной услуги «Выдача разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений» свидетельствует о наличии в административном регламенте коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ - установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
С целью приведения административного регламента в соответствие с действующим законодательством путем исключения из предусмотренного оспариваемым пунктом нормативного правового акта перечня документов, которые заявитель должен представить самостоятельно для предоставления соответствующей муниципальной услуги, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ на оспариваемое положение принесен протест, который отклонен.
Из поступившего ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.6-08/9627 следует, что включение в административный регламент (в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1870) оспариваемой нормы обусловлено выполнением протоколов комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в <адрес> (приложение № к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № и приложение № к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №), которыми органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденным перечнем и актуализированным описанием порядков предоставления типовых муниципальных услуг в рамках организации работы по предоставлению муниципальных услуг.
Поскольку положение административного регламента в оспариваемой части в настоящее время является действующим, административный истец относится к субъектам, обладающим правом на обращение в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.
Административный регламент является нормативно-правовым актом, поскольку имеет нормативно-правовой характер, издан правомочным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования «<адрес>», соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.
В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил требования и просил признать недействующим пункт 2.6.2 административного регламента отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> «Выдача разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в той части, в которой он возлагает на получателей муниципальной услуги (физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) обязанность самостоятельно представить при проведении работ на территории многоквартирного дома протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев и кустарников, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев и кустарников (подписи более 51% собственников).
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление (т.1 л.д. 47-52).
Заинтересованное лицо отдел охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Министерство цифрового развития, информационных технологий и связи <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, предоставил отзыв на административное исковое заявление (т.1 л.д.103-106).
Учитывая положения ст. 150, ст. 226 КАС Российской Федерации, ст.165.1 ГК РФ, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в судебном заседании по существу в отсутствие заинтересованных лиц.
Исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита, в том числе охраняемых законом интересов общества или государства.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В силу положений ч. 6 ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Поскольку положение административного регламента в оспариваемой части в настоящее время является действующим, административный истец относится к субъектам, обладающим правом на обращение в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, следовательно, он является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым постановлением.
Административный регламент является нормативно-правовым актом, поскольку имеет нормативно-правовой характер, издан правомочным органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения, подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования «<адрес>», соответственно, содержит правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Положениями части 9 статьи 213 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из материалов дела и установлено судом Администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об утверждении административного регламента отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> «Выдача разрешений на производство работ на объектах зеленых насаждений в границах <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято постановление №, которым внесены изменения в постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> «Выдача разрешений на производство работ на объектах зеленых насаждений в границах <адрес>». Данным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № соответствующий административный регламент изложен в новой редакции. Текст документа опубликован ДД.ММ.ГГГГ на сайте Администрации <адрес>.
Пунктом 2.6.2 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) должен представить самостоятельно для предоставления соответствующей муниципальной услуги.
Так, для получения разрешения при проведении работ на территории многоквартирного дома требуется, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев и кустарников, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев и кустарников (подписи более 51% собственников).
Согласно п. 2.8.2 административного регламента, отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном жилом доме на снос зеленых насаждений является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Из п.3.2.4 административного регламента следует, что проведение должностным лицом отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> обследования зеленых насаждений с целью подготовки акта оценки состояния зеленых насаждений возможно только при отсутствии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, указанных в п. 2.8 административного регламента.
На территории <адрес> расположено 798 многоквартирных домов, из которых в отношении 99 МКД выбран непосредственный способ управления собственниками помещений в многоквартирном доме, в отношении 107 МКД - управление товариществом собственников жилья, в отношении 592 МКД - управление управляющей организацией.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика ссылался на протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в <адрес>, утвержденный Министром цифрового развития, информационных технологий и связи <адрес>. В приложении № к данному Протоколу указан порядок предоставления типовых муниципальных услуг <адрес> (т.1 л.д. 77-86).
Однако судом установлено, что приложение № к Протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ утратило силу в связи принятием Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в <адрес>. Данный протокол размещен на официальном портале <адрес>.
Пунктом 32 Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Приложение № признано утратившим силу.
Согласно п.21 Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены в новой редакции описания порядков предоставления 60 типовых муниципальных услуг (приложение №), в том числе в части выдачи разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений.
Пунктами 24-26 Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовано органам местного самоуправления <адрес> руководствоваться утвержденным перечнем и актуализированным описанием порядков предоставления типовых муниципальных услуг в рамках организации работы по предоставлению муниципальных услуг.
На основании вышеизложенного с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу, о том, что данные Протоколы носят рекомендательный характер, более того согласно отзыву представителя Министерства цифрового развития, информационных технологий и связи <адрес>, в случае несогласия органа местного самоуправления с содержанием типового порядка предоставления услуги, администрация муниципального образования не использует его в своей деятельности и не корректирует муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление муниципальной услуги (т.1 л.д.106).
Согласно п.п. 2.12, 5.7, 5.9, 5.10 Порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, проведение мероприятий по уничтожению сухостойных и аварийно опасных деревьев осуществляется на основании разрешения и акта оценки состояния зеленых насаждений. К разрешению прилагаются фото- и (или) видеоматериалы, подтверждающие состояние зеленых насаждений.
Оперативная оценка состояния зеленых насаждений проводится по инициативе собственников, землепользователей земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения, в том числе для отнесения деревьев и кустарников к аварийно опасным и сухостойным. Результаты оперативной оценки состояния зеленых насаждений оформляются должностным лицом органа местного самоуправления в виде акта оценки состояния зеленых насаждений.
Проведение оперативной оценки состояния зеленых насаждений проводится исключительно с привлечением граждан и (или) общественных объединений, о чем делается соответствующая запись в паспорте объекта зеленых насаждений и в акте оценки состояния зеленых насаждений.
Определение аварийного дерева содержится в абз. 7 п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №: аварийными признаются деревья с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан.
Из совокупности приведенных требований законодательства следует, что целью сноса аварийно опасных деревьев является предупреждение несчастных случаев, своевременное обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан и сохранности имущества.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 44 Жилищного кодекса РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с п.2.1 ч.2 ст.44 Жилищного кодекса РФ относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
С учетом особенностей порядка проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 45 ЖК РФ (набор необходимого кворума, обязанность уведомления собственников о проведении собрания не позднее чем за 10 дней до даты его проведения), мероприятия по уничтожению сухостойных и аварийно опасных деревьев не могут быть поставлены в зависимость от волеизъявления большинства собственников помещений в многоквартирном доме, полученного по результатам общего собрания.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ – управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 2.1) соблюдение требований к безопасному использованию и содержанию внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме (если такое оборудование установлено); 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными Правительством Российской Федерации. 1.2. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право выбора одного из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Частью 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ предусмотрено право по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами, действовать одному из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в этом решении либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Пунктом 2.6.2 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) должен представить самостоятельно для предоставления соответствующей муниципальной услуги, а именно при проведении работ на территории многоквартирного дома: договор управления многоквартирным домом; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев (подписи более 51% собственников).
Таким образом, для получения разрешения при проведении работ на территории многоквартирного дома требуется, в том числе протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев и кустарников, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев и кустарников (подписи более 51% собственников).
Предоставление протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев (подписи более 51% собственников) для получения муниципальной услуги «Выдача разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений» свидетельствует о наличии в административном регламенте коррупциогенного фактора, предусмотренного подп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ - установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
С целью приведения административного регламента в соответствие с действующим законодательством путем исключения из предусмотренного оспариваемым пунктом нормативного правового акта перечня документов, которые заявитель должен представить самостоятельно для предоставления соответствующей муниципальной услуги, протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ на оспариваемое положение принесен протест, который отклонен.
Из поступившего ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.6-08/9627 следует, что включение в административный регламент (в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) оспариваемой нормы обусловлено выполнением протоколов комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в <адрес> (приложение № к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № и приложение № к протоколу от ДД.ММ.ГГГГ №), которыми органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться утвержденным перечнем и актуализированным описанием порядков предоставления типовых муниципальных услуг в рамках организации работы по предоставлению муниципальных услуг.
Согласно содержанию части 3 статьи 164 Жилищного кодекса РФ, одному из собственников или иному лицу, имеющему полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме, ему всеми или большинством собственником помещений, предоставлено право действовать от имени собственников помещений в таком доме.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что статьей 164 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений предоставлено право действовать от имени собственников помещений на основании решения общего собрания либо такое право предоставляется одному из собственников или иному лицу на основании доверенности, выданной в письменной форме, всеми или большинством собственников помещений.
В связи с чем, исчерпывающий перечень, указанный в пункте 2.6.2 административного регламента, противоречит требованиям федерального закона, а именно, положениям статьи 164 Жилищного кодекса РФ, поскольку ставит в зависимость обеспечение безопасности здоровья и жизни граждан, сохранности имущества.
Кроме этого положение пункта 2.6.2 административного регламента противоречит п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которому органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
В ходе судебного разбирательства административным истцом предоставлен ответ ООО «Волгодонские тепловые сети» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому зеленые насаждения на территориях многоквартирных домов, в охранной зоне тепловых сетей находятся в отсутствие законных оснований (без согласования с Обществом) на тепловых магистралях (т.1 л.д.44).
Согласно ответу ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» от ДД.ММ.ГГГГ, сообщает о том, что в период времени с 2019 по 2024 новые зеленые насаждения в охранной зоне тепловых сетей без согласования с ООО «Волгодонская ТЭЦ-1» не высаживались (т.1 л.д.46).
Доводы административного ответчика о том, что ранее в 2023 году постановление Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ направлялось в прокуратуру <адрес> для проверки в порядке надзора на соответствие законам, действующим на территории Российской Федерации и проведения антикоррупционной экспертизы, суд отклоняет как несостоятельные, основанные на неверном толковании положений действующего законодательства.
Материалами дела подтверждается, что оспариваемым в части нормативно-правовым актом существенно нарушены права неопределенного круга лиц, в чьих интересах обратился административный истец, касающихся обеспечения безопасности здоровья и жизни граждан.
Доводы административного истца, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что содержание пункта 2.6.2 административного регламента отдела охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации <адрес> «Выдача разрешений на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в той части, в которой он возлагает на получателей муниципальной услуги (физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) обязанность предоставить самостоятельно при проведении работ на территории многоквартирного дома, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии на санитарную и другие виды обрезки деревьев и кустарников, вырубку аварийно опасных, сухостойных деревьев и кустарников (подписи более 51% собственников), противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно ст. 164 Жилищного кодекса РФ, п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и соответственно нарушает права и законные интересы административного истца.
Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно норме статьи 216 КАС РФ устанавливающей последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части, в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты (пункт 1).
В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают (пункт 2).
Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта (п. 3).
С учетом вышеизложенного суд находит административные исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. ст. 178 - 180 КАС Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 2.6.2 ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░ 51% ░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 31.05.2024.