Изготовлено в окончательной форме 8 ноября 2021 года
Судья Сибиренкова Н.А. Дело № 33-6794/2021
УИД 76RS0016-01-2020-005911-52
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Семиколенных Т.В.,
судей Абрамовой Н.Н., Пискуновой В.А.
при секретаре Жерновниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
1 ноября 2021 года
апелляционную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля на решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 14 июля 2021 года, которым постановлено:
Исковые требования Смирнова Николая Алексеевича, Смирнова Сергея Алексеевича, Зубовой Тамары Алексеевны удовлетворить.
Признать в порядке наследования после ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, за Смирновым Николаем Алексеевичем, Смирновым Сергеем Алексеевичем, Зубовой Тамарой Алексеевной за каждым право собственности на 1/3 доли гаража, общей площадью 23, 3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с техническим планом здания от 30 июня 2020 года, составленным кадастровым инженером ООО «Регион-гео» ФИО2
Признать в порядке наследования после ФИО1, умершего 9 ДД.ММ.ГГГГ, за Смирновым Николаем Алексеевичем, Смирновым Сергеем Алексеевичем, Зубовой Тамарой Алексеевной за каждым право собственности на 1/3 доли на земельный участок, общей площадью 47 кв.м из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> в границах, указанных в межевом плане земельного участка от 13 апреля 2021 года, составленном кадастровым инженером ООО «Регион-гео» ФИО2 целевое назначение: размещение кирпичного гаража.
Указанные объекты недвижимости подлежат постановке на кадастровый учет, право собственности - государственной регистрации.
Заслушав доклад судьи Абрамовой Н.Н., судебная коллегия
установила:
Смирнов Н.А., Смирнов С.А., Зубова Т.А. обратились в суд с исками к ИФНС по Дзержинскому району г. Ярославля, комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, департаменту градостроительства мэрии г. Ярославля, с учетом уточнения требований просили признать за ними в порядке наследования право собственности в равных долях на гаражный бокс общей площадью 23, 3 кв.м и земельный участок общей площадью 47 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указали, что в 1980 году ФИО1 - отцу истцов как инвалиду Великой Отечественной войны было разрешено строительство кирпичного гаража для автомобиля рядом с местом постоянного жительства. ФИО1 за счет собственных средств построил кирпичный гараж на отведенном для этого месте и стал им постоянно пользоваться. Право собственности на гараж в установленном порядке не зарегистрировал. В ... году ФИО1 умер. После его смерти наследство в равных долях приняли истцы, которые считают, что в порядке наследования имеют право на получение в собственность гаража и расположенного под ним земельного участка.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля в письменном отзыве возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие совокупности условий, необходимых для признания права собственности на самовольную постройку.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к незаконности и необоснованности решения суда, неправильному применению судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что решением исполнительного комитета Ярославского городского Совета народных депутатов № 313 от 28 апреля 1980 года ФИО1 разрешено установить кирпичный гараж вблизи места жительства – в микрорайоне № (около дома № по улице).
В 1980 году ФИО1 построил кирпичный гараж на отведенном для этого месте, что подтверждается техническим планом от 30 июня 2020 года, согласно которому по адресу: <адрес> расположен кирпичный гараж, 1980 года постройки площадью 23, 3 кв.м.
17 июля 1984 года, 11 октября 2001 года Ярославской городской электросетью согласовано подключение данного гаража к электрической сети.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что спорный гараж не является самовольной постройкой, принадлежал ФИО1 на праве собственности, является наследственным имуществом ФИО1
Указанные выводы суда являются правильными, основанными на материалах дела и законе.
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Понятие «самовольная постройка» распространено на другие строения, сооружения или иное недвижимое имущество, не являющееся жилыми домами, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1995 года и применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
Таким образом, построенный ФИО1 в 1980 году на основании решения исполнительного комитета Ярославского городского Совета народных депутатов № 313 от 28 апреля 1980 года гараж не может быть признан самовольной постройкой.
Вопреки доводам апелляционной жалобы положения ст. 105 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, предусматривающие, что в личной собственности граждан могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, не свидетельствуют о запрете нахождения в личной собственности гаража.
Напротив, ст. 10 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала, что граждане могут в соответствии с законом иметь имущество в личной собственности, право пользования жилыми помещениями и иным имуществом, наследовать и завещать имущество, избирать род занятий и место жительства, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Поскольку из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 в 1980 году на основании решения исполнительного комитета Ярославского городского Совета народных депутатов построил спорный гараж, указанный гараж являлся его личной собственностью.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, не зарегистрировав право собственности на спорный гараж, однако, в силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оно признается юридически действительным.
Истцы Смирнов Н.А., Смирнов С.А., Зубова Т.А., являясь детьми ФИО1 в силу ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются его наследниками первой очереди, в установленный срок приняли наследство после отца, обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу, истцам выданы свидетельства о праве на наследство на денежные вклады ФИО1
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Таким образом, суд обоснованно признал права истцов на наследственное имущество в виде спорного гаража.
В силу ст. 3 Земельного кодекса РСФСР 1970 года земля являлась государственной собственностью.
Земля состояла в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование.
На основании ст. 87 Земельного кодекса РСФСР 1970 года на землях городов при переходе права собственности на строение переходит также и право пользования земельным участком или его частью.
Учитывая изложенное, ФИО1 имел право пользования земельным участком, необходимым для обслуживания гаража.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Учитывая, что земельный участок, необходимый для размещения гаража, находился в пользовании ФИО1 истцы, к которым перешло в порядке наследования право собственности на гараж, вправе зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок.
Доводы апелляционной жалобы о том, что площадь испрашиваемого земельного участка несоразмерна площади гаража, также не могут быть приняты во внимание.
Из материалов дела следует, что площадь земельного участка, необходимого для размещения гаража, определена межевым планом кадастрового инженера ФИО1 от 13 апреля 2021 года, составляет 47 кв.м. При площади гаража 23, 3 кв.м площадь земельного участка для размещения гаража в размере 47 кв.м является соразмерной, поскольку предусматривает отступы от стен гаража в каждую сторону около 1 м для его обслуживания, что не свидетельствует о необоснованном увеличении площади земельного участка для размещения гаража.
По изложенным основаниям апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░