УИД 10RS0011-01-2022-015650-39
(Дело №2а-7833/2022)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2022 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сааринен И.А.,
при секретаре Мельниченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ярового Д. В. к Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа, Призывной комиссии по мобилизации Республики Карелия, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Военному комиссариату г.Петрозаводска, Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании действий о призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации по мобилизации,
у с т а н о в и л :
Яровой Д.В. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа, Военному комиссариату г.Петрозаводска об оспаривании действий о призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации по мобилизации. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения частичной мобилизации административный истец прибыл в Военный комиссариат г.Петрозаводска в связи с получением повестки, прошел опрос, беседу с сотрудником военкомата, медицинское освидетельствование не проводилось, анализов не сдавал. В тот же день административный истец получил повестку о явке в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 00 минут. Данная повестка не соответствует типовой форме и предъявляемым требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ №663 от 11.11.2006: отсутствует подпись военного комиссара, в качестве лица подписавшего повестку указан военком г.Петрозаводска К (подписи его нет), печать стоит военного комиссариата Республики Карелия, в повестке не указана цель визита, а также адрес для явки. Административный истец, полагая выдачу ему повестки незаконной и необоснованной, просит признать решение Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа о вызове повесткой, незаконной и отменить его; признать действия административного ответчика по выдаче истцу повестки незаконными; признать повестку незаконной, недействительной.
Определением Петрозаводского городского суда от 31.10.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Призывная комиссия по мобилизации Республики Карелия, ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Администрация Петрозаводского городского округа.
Яровой Д.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела.
Представитель административного истца С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Яровой Д.В. явился по ранее выданной ему повестке в Военный комиссариат г.Петрозаводска, где с ним была проведена ознакомительная беседа, после чего должностным лицом военкомата ему была выдана оспариваемая повестка о необходимости его явки ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 00 минут на <адрес>, после чего он убыл домой, полагая, что данной повесткой нарушены его права, в указанное в повестке время и по указанному адресу не явился.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия» Кур., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск не признала по тем основаниям, что Яровой Д.В. вызывался повесткой в военный комиссариат ДД.ММ.ГГГГ во исполнение Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», при его явке проведено уточнение данных воинского учета, заполнен лист беседы и выдана повестка на ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 00 минут на сборный пункт, на сборный пункт Яровой Д.В. не явился, решение о мобилизации в отношении него не принималось, форма повестки в рамках проведения мобилизации каким либо нормативно-правовым актом не утверждена.
Представитель административного ответчика Администрации Петрозаводского городского округа С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку в ее полномочия как исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входит исключительно создание призывной комиссии по мобилизации граждан и утверждение ее персонального состава.
Представители административных ответчиков Призывной комиссии по мобилизации Петрозаводского городского округа, Призывной комиссии по мобилизации Республики Карелия, Военного комиссариата г.Петрозаводска в судебное заседание не явились, извещены о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав административного истца, представителей административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Республики Карелия», Администрации Петрозаводского городского округа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу статьи 16 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» организация работ и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.
Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизации) устанавливает, что призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона о мобилизации призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов (пункт 1 статьи 21 Закона о мобилизации).
Согласно Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006г. №852 (далее – Положение), призыв граждан по мобилизации включает комплекс мероприятий, проводимых военными комиссариатами, призывными комиссиями по мобилизации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению своевременного и гарантированного укомплектования личным составом воинских частей до штатов военного времени. Призыв граждан по мобилизации включает оповещение граждан и организаций о проведении мобилизации; явку (доставку) граждан в места сбора и (или) на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); документальное оформление призыва граждан по мобилизации (пункт 2).
Призыв граждан по мобилизации осуществляется на основании решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 3).
Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (п. 4).
Порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (п. 5).
Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).
На призывную комиссию по мобилизации муниципального образования в период мобилизации возлагаются следующие функции: уточнение объема и сроков поставки ресурсов военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований); утверждение списков граждан, переданных в комплектуемые воинские части; осуществление контроля за развертыванием объектов базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований) в плановые сроки; осуществление оповещения и явки (доставки) граждан на пункты сбора военных комиссариатов, а также доставки на пункты (места) приема мобилизационных ресурсов воинских частей (специальных формирований); предоставление гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации; организация охраны и поддержания общественного порядка на объектах базы мобилизационного развертывания военного комиссариата муниципального образования (муниципальных образований), а также на маршрутах движения ресурсов; обеспечение организации розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (п.п. «б» пункта 22).
Призывная комиссия по мобилизации в период мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям (п.п. «б» пункт 24).
Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) (п. 25).
Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» с 21.09.22 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
В судебном заседании установлено, что Яровой Д.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате г.Петрозаводска, решением призывной комиссии Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования ему была присвоена категория годности к военной службе Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями), проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имеет воинское звание - <данные изъяты> военно-учетную специальность - <данные изъяты>, в настоящее время пребывает в запасе.
На основании Указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» Яровому Д.В. была вручена повестка Военного комиссара г.Петрозаводска о необходимости его явки в военный комиссариат г.Петрозаводска ДД.ММ.ГГГГ к 14 часам.
При явке Ярового Д.В. ДД.ММ.ГГГГ по указанной повестке в военкомат проведено уточнение данных воинского учета, и ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 10 мин. должностным лицом военкомата ему вручена повестка о необходимости его явки в тот же день ДД.ММ.ГГГГ в 20 час. 00 мин. на сборный пункт по адресу: <адрес>, в указанное в повестке время Яровой Д.В. на сборный пункт не явился, решение о его призыве на военную службу в Вооруженные силы Российской Федерации по мобилизации не принималось.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Учитывая, что Яровой Д.В. в настоящее время пребывает в запасе, годен к военной службе с незначительными ограничениями, ранее проходил военную службу, имеет воинское звание - рядовой, военно-учетную специальность - электрик силовых осветительных агрегатов, то есть соответствует критериям для призыва на военную службу по мобилизации, действия административного ответчика по выдаче ему повестки в рамках осуществления комплекса мероприятий по призыву граждан на военную службу по мобилизации, являются законными, произведены в соответствии с вышеуказанными нормами права.
Требование административного истца о признании повестки незаконной, недействительной не подлежит рассмотрению в рамках административного судопроизводства, поскольку повестка не является документом, который подлежит оспариванию в судебном порядке, а является средством оповещения о необходимости явки граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Административным истцом не было представлено доказательств нарушения его прав, напротив, административным ответчиком доказана законность оспариваемых действий, принятие их в соответствии с установленным порядком и при наличии к тому оснований, при таких обстоятельствах, требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь положениями ст.ст. 177,178 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.11.2022.