Мотивированное решение составлено 07.03.2024г.
№а-2981/2024
50RS0№-75
Р Е Ш Е Н И Е
№
7 марта 2024 года <адрес>
Подольский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Горелой А.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Заместителю главы Администрации г.о. Подольск ФИО3, Администрации г.о. Подольск о признании действий и ответа №-исх от 29.02.2024г. незаконными, обязании согласовать проведение публичного мероприятия,
Установил:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Заместителю главы Администрации г.о. Подольск ФИО3, Администрации г.о. Подольск, просила:
- признать действия и ответ Заместителя главы администрации г.о. Подольск ФИО3 №-исх от 29.02.2024г. незаконными, немотивированными и необоснованными, обязать согласовать проведение публичного мероприятия.
В обоснование административный истец указывала, что ДД.ММ.ГГГГ она подала в Администрацию г.о. Подольск уведомление о проведении публичного мероприятия, зарегистрированное за № Е-2174. ДД.ММ.ГГГГ поступил ответ заместителя главы Администрации г.о. Подольск ФИО3 №-исх, в котором сообщается, что у Администрации г.о. Подольск отсутствуют основания для согласования проведения публичного мероприятия со ссылкой на пункт 1.5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ) «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>». Административной истец считает действия и ответ Заместителя главы Администрации г.о. Подольск ФИО3 №-исх от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным, направленным на воспрепятствование в реализации ее конституционных прав, закрепленных ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от ДД.ММ.ГГГГ №54-ФЗ и законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории <адрес>».
Административный истец – ФИО2, в судебное заседание не явилась, извещена.
Административный ответчик – Заместитель главы Администрации г.о. Подольск ФИО3 – в судебное заседание не явился, извещен.
Административный ответчик – представитель Администрации г.о. Подольск в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав представленные доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, в целях проведения публичного мероприятия в форме митинга административный истец ФИО2 для получения согласования публичного мероприятия обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию г.о. Подольск с соответствующим уведомлением (л.д. 8).
Место проведения митинга в уведомлении указано: г.о. Подольск, <адрес>, площадь Славы; дата и время проведения: ДД.ММ.ГГГГ с 15-00ч. до 17-00ч.; предполагаемое количество участников до 500 человек, с целью – «Праздничный митинг посвященный Международному женскому дню 8 марта, а также в целях сбора подписей за возвращение на пост главы городского округа Подольск ФИО4 и сбора подписей за отставку главы городского округа Подольск ФИО7».
В ответ на указанное уведомление заместителем главы Администрации г.о. Подольск ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за №-исх, в котором сообщено о том, что пунктом 1.5 Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ) «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>» введен запрет на проведение публичных мероприятий, за исключением проведения пикетирования одним участником, проведения официальных публичных мероприятий, организуемых органами государственной власти <адрес> или с участием органов государственной власти <адрес>, в связи с чем, у Администрации городского округа Подольск отсутствуют основания для согласования проведения публичного мероприятия (л.д. 9).
Оценивая доводы административного истца, суд принимает во внимание нижеследующее.
В Конституции Российской Федерации закреплены основные права граждан, в том числе, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31), право на охрану здоровья и медицинскую помощь, в целях реализации которого поощряется деятельность, способствующая санитарно-эпидемиологическому благополучию (статья 41).
В то же время в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, в частности со статьей 2 Протокола N 4 "Об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней", подписанного ДД.ММ.ГГГГ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 ч. 3 Конституции РФ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1 статьи 8 названного Закона).
В соответствии со статьями 1, 2, 4.1, 10, 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера о введении режима повышенной готовности, об установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Изложенное выше согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, в частности Всеобщей декларации прав человека (п. 1 ст. 20), а также Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 49-П, ФИО1 возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.
Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности.
ДД.ММ.ГГГГ Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Как следует из наименования и содержания постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ПГ «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>» (с последующими изменениями и дополнениями), он принят в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В силу статьи 4 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на органах государственной власти и органах местного самоуправления, должностных лицах организаций лежит ответственность за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, осуществления профилактики в сфере охраны здоровья.
В условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации организация защиты жизни и здоровья населения осуществляется в соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пункту 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями на введение (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ) «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>» установлен запрет проведения на территории <адрес> публичных мероприятий, за исключением официальных публичных мероприятий, организуемых органами государственной власти <адрес> или с участием органов государственной власти <адрес> (пункт 1.5).
На момент рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия особое распоряжение о снятии запрета на проведение публичных мероприятий не принято.
При таком положении административным ответчиком принято единственно возможное решение о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленное время.
Оспариваемое решение административного ответчика является мотивированным, содержит конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения мероприятия в заявленное время в связи с необходимостью защиты здоровья граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Доводы административного истца ФИО2 о том, что ее права, закрепленные ст. 31 Конституции РФ ограничены, подлежат отклонению, так как решение Администрации г.о. Подольск не противоречит действующему Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №-ПГ) «О введении в <адрес> режима повышенной готовности для органов управления и сил <адрес> системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории <адрес>».
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Учитывая изложенное, суд считает, что правовых и фактических оснований для признания незаконным решения административного ответчика не имеется, поскольку оно принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, с учетом сложившейся ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, в целях защиты здоровья граждан, и само по себе права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ №-░░░ ░░ 29.02.2024░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░