Дело № 2а-327/2023
24RS0004-01-2022-001443-98
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2023 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора Березовского района Красноярского края Павловой А.В.,
при секретаре Орловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Березовского района Красноярского края в интересах Крюкова В.В. к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Березовского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах Крюковой В.В. к администрации п. Березовка Березовского района Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, ссылаясь на то, что прокуратурой Березовского района Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией п. Березовка жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к обеспечению жилищных прав граждан, жилье которых уничтожено в результате пожара. Установлено, что 30.11.2019 года произошло возгорание многоквартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, Березовский район, п. Березовка, ул. Пролетарская, 4. В результате пожара полностью выгорело 3 жилых помещения, и еще 9 жилых помещений повреждены в результате закопчения и тушения пожара. Согласно техническому плану указанный МКД введен в эксплуатацию в 1970 году, имеет железобетонный ленточный фундамент, каркасно-засыпные стены, облицовано кирпичом, перегородки деревянные, крыша асбестоцементная, полы дощатые. Отопление электрическое, водопровод, канализация, горячее водоснабжения отсутствуют. Площадь жилых помещений составляет 12-13 кв.м. Согласно заключению межведомственной комиссии о соответствии помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции администрации п. Березовка от <дата> жилые помещения № указанного МКД признаны непригодными для проживания. Установлено, что в жилом помещении № указанного МКД по договору социального найма от <дата> №, заключенному с администрацией <адрес>, проживали Крюкова В.В. и ее супруг ФИО5, с которым в настоящее время брачные отношения прекращены. Распоряжением администрации п. Березовка от <дата> Крюкова В.В. признана малоимущей с целью постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма. В нарушении требований ст. 57 ЖК РФ администрацией п. Березовка отказано Крюкова В.В. в предоставлении жилого помещения в связи с его отсутствием. <адрес> в связи с выявленными нарушениями <дата> главе п. Березовка вынесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к предоставлению жилья по договору социального найма Крюкова В.В. принято не было. Просит признать незаконным бездействие администрации п. Березовка <адрес> по непринятию мер к предоставлению Крюкова В.В. благоустроенного жилого помещения, соответствующего санитарно-техническим требованиям по договору социального найма, возложить на администрацию п. Березовка <адрес> Красноярского края обязанность предоставить Крюкова В.В. благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям по договору социального найма незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель процессуального истца – старший помощник прокурора <адрес> ФИО6 исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
В судебное заседание истец Крюкова В.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, ранее в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что после пожара вынуждена снимать жилье в аренду, поскольку иного жилья у нее нет. Ответчик предлагал ей комнату в квартире, но в ней проживает мужчина, а комната проходная, а также еще одну квартиру, но она является неблагоустроенной.
Представитель административного ответчика - администрации п. Березовка Березовского Красноярского края в судебное заседание не явилась, извещалась своевременно и должным образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель третьего лица - администрации <адрес> Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В силу ст.ст. 167, 233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства, а также в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителя процессуального истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отнощений в силу п.п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу пунктов 3 и 4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом «в» ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», статьей 14 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, жилого дома аварийным относится к полномочиям городских и сельских поселений.
В силу ч. 4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ перечислены категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, в том числе и гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, предусмотрены исключения из общего правила предоставления жилых помещений гражданам в них нуждающихся.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Красноярского края проведена проверка соблюдения администрацией п. Березовка жилищного законодательства, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к обеспечению жилищных прав граждан, жилье которых уничтожено в результате пожара, а именно: <дата> произошло возгорание многоквартирного одноэтажного жилого дома, расположенного по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>.
<дата> между Управлением по архитектуре, градостроительству, земельным и имущественным отношениям администрации <адрес> Красноярского края (наймодатель) и ФИО5 (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности <адрес> Красноярского края, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>. Членом семьи указана: Крюкова В.В. (жена).
<дата> брак между ФИО5 и Крюкова В.В. расторгнут.
Протоколом № заседания межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (не пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от <дата>, жилые помещения № в жилом доме по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>, следует признать непригодным.
Из заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от <дата> следует, что в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от <дата> № выявлены основания для признания помещений № непригодными для проживания вследствие пожара.
Согласно справки администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края от <дата> Крюкова В.В. в соответствии с Законом Красноярского края от <дата> № «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признании граждан малоимущими на территории края», Порядком о признании граждан малоимущими на территории п. Березовка, признана малоимущей с <дата>.
Согласно справки АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», уведомления Управления Росреестра по Красноярскому краю, права собственности на недвижимое имущество за Крюкова В.В. не зарегистрированы.
<адрес> Красноярского края в адрес главы администрации п. Березовка <адрес> направлено представление о предоставлении Крюкова В.В. жилого помещения, которое до настоящего времени органом местного самоуправления не исполнено.
Таким образом, судом установлено, что Крюкова В.В. относится к категории малоимущих и состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма администрацией п. Березовка <адрес>.
Вместе с тем, до настоящего времени Крюкова В.В. жилое помещение не предоставлено, в результате чего Крюкова В.В. обратилась в прокуратуру по поводу нарушения ее прав.
Крюкова В.В. является нуждающейся в жилом помещении, поскольку квартира, в которой она проживала на условиях социального найма, была уничтожена пожаром, иного жилья она не имеет, признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем, у администрации п. Березовка <адрес> Красноярского края возникла обязанность по предоставлению Крюкова В.В. другого равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, которая не предполагает какой-либо очередности.
Срок исполнения возложенной судом обязанности по предоставлению жилья суд устанавливает незамедлительно по просьбе истца, поскольку от ответчика обоснованных возражений в этой части не поступило.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░