Дело № 2-770/2019
27RS0020-01-2019-002187-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Николаевск-на-Амуре
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Е.Н. Головиной
с участием:
- истца Брушницкой Н.Н.,
при секретаре Исаченковой Н.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брушницкой Натальи Николаевны к администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края о признании права собственности на <данные изъяты> недвижимого имущества – квартиры в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным требованием к ответчику, мотивируя это тем, что она является законным владельцем квартиры по адресу: <адрес>, на протяжении более 18-ти лет открыто, добросовестно и непрерывно владеет всей квартирой как своей собственной, в связи чем просит признать за ней право собственности на <данные изъяты> доли квартиры в силу приобретательной давности.
В судебном заседании истец полностью поддержала ранее заявленные исковые требования, по существу иска показала, что изначально данная квартира была предоставлена ее покойной матери и отцу по месту работы отца как работнику предприятия, отец истца умер в 1972 году, в 1984 году истец в данной квартире прописалась, когда приехала с учебы, в 1990-х годах мать истца приватизировала данную квартиру на себя, на истца и на своего гражданского супруга ФИО1., с которым проживала тогда совместно, но в браке не состояла, по <данные изъяты> каждому, ФИО1. умер в 1999 г., после его смерти кто-либо в права наследования не вступал и не обращался к нотариусу, в 2009 году умерла мать истца ФИО2, и после смерти матери, истец оформила право собственности на <данные изъяты> квартиры за собой, и за ней в настоящее время зарегистрировано <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, но <данные изъяты> в праве собственности до сих пор зарегистрирована за ФИО1., хотя последний умер в 1999 г., наследников после его смерти не имеется, но на протяжении всего этого длительного времени, т.е. более 20-ти лет, она за данной квартирой следит, оплачивает все коммунальные платежи полностью за всю квартиру, полностью отремонтировала квартиру, правопритязаний со стороны иных третьих лиц на квартиру не имеется.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 по существу иска показала, что работает с истцом совместно, иных отношений с ней не имеет, истца знает давно на протяжении 25-ти лет, ей известно, что квартира по <адрес> была ранее предоставлена матери истца, сейчас в ней проживает дочь истца, на протяжении всего времени, истец полностью следит за всей квартирой, не выделяя свою долю и долю иного лица, сделала там хороший ремонт – окна, потолки, следит за ней, оплачивает полностью все платежи за всю квартиру, опосредованно содержит квартиру, так как в квартире проживает дочь истца, о каких-либо правопритязаниях на квартиру, свидетелю ничего не известно и истец об этом ей не поясняла.
В судебное заседание представитель ответчика в лице администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края не явились, извещены в надлежащем порядке о месте и времени рассмотрения дела, до начала рассмотрения дела по существу представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, материально-правового интереса не имеют, квартира муниципальной собственностью не является.
В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и высылки им копий решения суда.
При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся в деле материалам, по правилам ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав истца, допросив свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права № от 12.05.2010 г., на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 17.03.2010 г., выданного нотариусом нотариального округа Хабаровского края Толстиковой О.Б., за истцом зарегистрировано право собственности в общей долевой собственности, доля в праве - <данные изъяты> отношении объекта недвижимого имущества: жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: <адрес> (л.д.8).
На л.д.7 истцом представлено свидетельство о праве на наследство по закону № от 17.03.2010 г., которым подтверждено, что наследником <данные изъяты> вышеуказанной квартиры по закону является истец как дочь покойного наследодателя – ФИО2, умершей 16.09.2009 г. (л.д.7).
Согласно договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан № от 26.11.1992 г., ФИО2 (мать истца), ФИО1 и Брусницкой Наталье Николаевне (истец) администрацией Николаевского муниципального района передана в собственность в порядке приватизации квартира, состоящая из 2-х комнат, общей площадью 47,5 кв.м., в том числе жилой – 28,7 кв.м. по адресу: №, на количество членов семьи – 4 человека, договор зарегистрирован в администрации Николаевского района 26.11.1992 г. (л.д.12-13).
Согласно регистрационного удостоверения от 28.12.1992 г., выданного Бюро технической инвентаризации г. Николаевска-на-Амуре, подтверждено, что домовладение по адресу: <адрес> зарегистрировано на праве личной собственности на основании договора № от 26.11.1992 г. за ФИО2, ФИО1 и Брусницкой Натальей Николаевной (л.д.16).
Таким образом вышеуказанным договором, зарегистрированным в бюро технической инвентаризации, в общую долевую собственность по <данные изъяты> на каждого: мать истца – ФИО2., сама истец – Брушницкая Н.Н. и ФИО1 передано жилое помещение по адресу: <адрес>
Согласно свидетельства о смерти № от 06.06.2018 г., ФИО1, 07.01.1926 г.р., умер 16.05.1999 г., о чем внесена запись акта гражданского состояния № от 18.05.1999 г. отделом ЗАГС администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.10).
Согласно свидетельства о смерти № от 16.09.2009 г., ФИО2, 14.12.1926 г.р., умерла 16.09.2009 г., о чем внесена запись акта гражданского состояния № от 16.09.2009 г. отделом ЗАГС администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края (л.д.11).
Согласно решения Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края по делу № 2-929/2009 г. от 20.11.2009 г., вступившего в законную силу 30.11.2009 г., установлен юридический факт неправильности написания фамилии Брушницкой Натальи Николаевны в правоустанавливающих документах как Брусницкая: договор № на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 26.11.1992 г. и регистрационном удостоверении права собственности, выданным Бюро технической инвентаризации, на основании реестровой книги № 3 стр.71 порядок № 141 (л.д.15). В соответствии со ст.234 ГК РФ лицо - гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» п.15 установлено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Таким образом одним из важнейших признаков приобретательной давности является добросовестность владения имуществом, суд приходит к выводу, что добросовестность владения в соответствии с вышеуказанного Постановления означает, что лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
В судебном заседании установлено, что с 1992 г. истец открыто, непрерывно, добросовестно владеет недвижимым имуществом - квартирой по адресу: <адрес> т.е. более 27-ми лет.
Указанные обстоятельства о непрерывном, открытом и добросовестном владении указанным имуществом подтверждены как показаниями самого истца, так и опрошенного свидетеля, оснований не доверять которым у суда не имеется, их показания последовательны, подробны, мотивированы, логичны, согласованы как друг с другом, так и с исследованными материалами дела, не оспорены ответчиком в лице Администрации.
Как установлено в судебном заседании совокупностью проанализированных документов, <данные изъяты> вышеуказанной квартиры в настоящий период времени не имеет собственника, поскольку собственник доли – ФИО1. умер еще в 1999 г., и по существу данная доля – <данные изъяты> является безхозяйным имуществом, вместе с тем с момента смерти ФИО1. в 1999 г., истец на протяжении 20-ти лет открыто, непрерывно и добросовестно владеет указанной долей квартиры, не разделяя ее на свою и долю умершего собственника ФИО1 производя действия, направленные на сохранность данного жилого помещения целиком и его содержание в целом как всей квартиры, что также подтверждено и представленными квитанциями об оплате содержания данного жилого помещения за 2018 и 2019 гг. в полном объеме, приобщенных к материалам дела.
Как следует из анализа ст.234 ГК РФ, для приобретения права собственности на вещь по давности фактического владения в соответствии с правилами статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации недостаточно пользоваться имуществом, необходимо установить совокупность условий: длительного, непрерывного и открытого и добросовестного владения имуществом как своим собственным.
При этом добросовестность предполагается, когда приобретатель на момент начала владения не знал и не мог знать о незаконности своего владения.
Указанные обстоятельства судом не установлены.
Как следует из пояснений истца и опрошенного свидетеля, она на протяжении уже более 27-ми лет владеет указанным жилым помещением как своим собственным в целом, материальных правопритязаний на указанное имущество не имеется, владеет им открыто, непрерывно и добросовестно, поддерживает в надлежащем техническом состоянии, оплачивает все обязательные платежи на жилое помещение в целом, а не только согласно принадлежащей ей <данные изъяты>.
Из анализа материалов дела судом с достоверностью установлено, что истец с момента фактического владения данным жилым помещением с 1992 года самостоятельно, добросовестно, открыто и непрерывно владеет и пользуется указанным жилым помещением как своим собственным имуществом в течение более 18 лет (с учетом срока исковой давности от давностного владения в течение 15-ти лет).
В соответствии со ст.6 № 122-ФЗ от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями и дополнениями) установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения требования Брушникой Н.Н. о признании за ней права на недвижимое имущество в силу приобретательной давности на 1/3 доли квартиры.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░