24RS0056-01-2024-002896-96
Административное дело № 2а-2955/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 18 июля 2024г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
Председательствующего судьи Черновой Н.Е.
При секретаре Шмидте О.Д.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романова Андрея Леонидовича к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о признании незаконным действий, выразившихся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Романов А.Л. обратился в Центральный районный суд г. Красноярска с административным иском к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным действий, выразившихся в отказе утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанностей. Требования мотивировал тем, что ФИО2 приобрел нежилое помещение (подземный гараж), расположенное по адресу: <адрес>А, бокс №ГСК «Север98», кадастровый №. В настоящее время необходимо получить в собственность земельный участок под гаражным боксом. ФИО2 обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы КПТ, но ему было отказано. Отказ письмом от ДД.ММ.ГГГГ. мотивирован тем, что согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. площадь гаража с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пом. 2, составляет 19,4 кв.м. Образуется земельный участок, занимаемый нежилым помещением (гаражом) площадью 41 кв.м. Документ, подтверждающий необходимость образования земельного участка площадью 41 кв.м. не представлен, следовательно, образование земельного участка больше, чем границы застройки гаража, противоречит основным принципам земельного законодательства.
Истец не согласен с указанным отказом, гараж является наземным засыпным гаражом, который образует из себя искусственную возвышенность – холм. И спорный земельный участок без каких-либо препятствий может быть размежеван и образован. Оснований для отказа в утверждении схемы КПТ отсутствовали.
Земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> был предоставлен гаражному обществу для строительства гаражей, и один из собственников уже выделил себе земельный участок с кадастровым номером №.
Просит с учетом уточнений, принятых к производству суда, признать незаконными действия Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, выразившиеся в отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, отраженные в письме от 30.06.2023г., от 09.08.2023г.,обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах:
Условный номер земельного участка - | ||
Площадь земельного участка 29 кв.м. | ||
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
1 |
2 |
3 |
1 |
637981,40 |
102039,76 |
2 |
637984,08 |
102042,71 |
3 |
637978,72 |
102047,68 |
4 |
637975,94 |
102044,81 |
Представитель административного истца Гоффман В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Иванова Н.С. заявленные требования не признала, представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником нежилого здания: подземного гаража с кадастровым номером №, площадью 19,4 кв.в., расположенного по адресу: <адрес>А, бокс №ГСК «Север98».
ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 41 кв.м. по адресу: <адрес>, пом. 2, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №:№.
ДД.ММ.ГГГГ. административным ответчиком заявителю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей лощадью 41 кв.м., занимаемого нежилым помещением, поскольку по данным Выписки из ЕГРН от 10.07.2023г. земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования: для строительства 21 гаража подземного типа со смотровыми ямами. Нежилое помещение является подземным, вследствие чего, основания для предоставления земельного участка в собственность или аренду в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ отсутствуют. Площадь гаража составляет 19,4 кв.м., из представленной выписки следует, что образуется земельный участок площадью 41 кв.м. Документ, подтверждающий необходимость образования земельного участка больше, чем границы застройки гаража, не представлены.
Аналогичные доводы административным ответчиком приведены в ответах от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям из государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности следует, что на испрашиваемом земельном участке расположены подземные гаражи.
Подземный гараж расположен в ряду подземных гаражей. На испрашиваемом участке объекты недвижимости, принадлежащие истцу, не расположены.Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
В соответствии с подп. 2 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предварительное согласование предоставления земельного участка без проведения торгов, расположенного над подземным объектом недвижимости.
Подземный гараж расположен под поверхностью земли, не связан прочно с земельным участком над ним, главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрена обязанность оформления прав на земельный участок собственниками подземных объектов, поэтому в силу указанных выше норм, административный истец как собственник подземного гаража не обладает исключительным правом на приобретение земельного участка в порядке главы V.1.
Над всеми подземными гаражами, в том числе гаражом заявителя, располагается детская площадка, дворовая территория многоквартирного дома, зеленые насаждения, пешеходная зона.
Оспаривая законность принятого ответчиком решения, истец указывает, что собственник объекта капитального строительства, в том числе подземного сооружения вправе требовать предоставление в собственность земельного участка, в пределах которого расположен данный объект, при этом его расположение относительного поверхности земельного участка не влечет отказ в предоставлении.
Данные доводы подлежит отклонению, поскольку как установлено судом, гаражный бокс, принадлежащий заявителю расположен в комплексе подземных гаражей в пределах земельного участка, следовательно, разрешение вопроса о предоставлении при указанных обстоятельствах земельного участка для эксплуатации данного объекта недвижимости не соответствует положениям земельного законодательства.
Следует также отметить, что статьей 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не регулируются правоотношения, связанные с созданием и использованием гражданами полуподземных гаражей, согласно указанным нормам предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
До 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям, в том числе предусмотренным настоящей статьей, и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
По смыслу данной нормы признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства, одновременно с наличием факта нарушения прав и законных интересов гражданина.
Вместе с тем, указанная совокупность условий по настоящему делу не установлена, в связи с чем, суд принимает решение об отказе удовлетворении административного иска в полном объеме.
В соответствии с положениями статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд (часть 6). Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным Кодексом (часть 7). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Из приведенных законоположений следует обязанность суда при установлении факта пропуска срока обращения в суд в порядке главы 22 Кодекса выяснить причины такого пропуска.
Оспариваемые решения вынесены ДД.ММ.ГГГГ № С-13594, 03.10.2023 № Р-16117, в суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ., с значительным пропуском срока на обращение в суд,
Суд считает срок на обращение в суд пропущенным, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 15.08.2023 № ░-13594, ░░ 03.10.2023 № ░-16117, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░