Судья ФИО3 Дело №

(2-4289/2021)

64RS0045-01-2021-008974-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31.03.2022 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гладченко А.Н.,

судей Негласона А.А., Бартенева Ю.И.,

при ведении протокола помощником судьи Лисовой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница» о возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие как члену семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Саратова от 24.11.2021 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Негласона А.А., объяснения истца ФИО2, представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты Саратовской области – ФИО7, представителя ответчика ГУЗ «Областная клиническая больница» - ФИО8, возражавших по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

ФИО2 обратилась в суд с исковыми требованиями к Министерству труда и социальной защиты Саратовской области, Государственному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница» (далее – ГУЗ «Областная клиническая больница») о возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие как члену семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19).

Требования мотивировала тем, что она является дочерью ФИО9, умершего <дата> Истец <дата> обратилась в Министерство труда и социальной защиты Саратовской области с заявлением о назначении единовременного пособия, однако 28.05.2021 г. в назначении и выплате пособия было отказано на основании п. 13 Положения, поскольку статус умершего не соответствовал требованиям (медицинское свидетельство не содержит заключение о причине смерти в результате инфицирования коронавирусной инфекцией).

Полагая отказ Министерства труда и социальной защиты Саратовской области является незаконным, ФИО2 обратилась в суд, который просила признать отказ Министерства труда и социальной защиты Саратовской области незаконным и выплатить единовременное пособие как члену семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекции (COVID-19).

Решением Кировского районного суда г. Саратова от 24.11.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Автор жалобы указывает на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права, приводя доводы аналогичные, изложенным в исковом заявлении.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчики Министерство труда и социальной защиты Саратовской области и ГУЗ «Областная клиническая больница» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Саратовской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщил. С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Распоряжением Губернатора Саратовской области от 17.03.2020 г. № 200-р на территории Саратовской области введен режим повышенной готовности в целях предупреждения завоза и распространения, своевременного выявления и изоляции лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Постановлением Правительства Саратовской области от 01.06.2020 г. № 450-П утверждено Положение о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей лиц, умерших в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19) (далее по тексту - Положение).

Пунктом 2 Положения определено, что право на единовременное пособие имеет один из членов семьи лица, проживавшего на территории области и умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19) в период с 01.03.2020 г. по 31.12.2020 г.

Согласно пункту 3 Положения к членам семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19) относятся:

- супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день смерти в зарегистрированном браке с умершим;

- родители (усыновители) умершего;

- дети, в том числе усыновленные, умершего.

Из пункта 6 Положения следует, что для назначения и выплаты единовременного пособия членам семей лиц, умерших в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), необходимы следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) свидетельство о смерти лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19);

3) копия заключения учреждения судебно-медицинской экспертизы о причине смерти, заверенная должностным лицом или органом (в случае назначения судебно-медицинской экспертизы), или копия медицинского свидетельства о смерти, заверенная выдавшей его медицинской организацией, в котором отражено заключение о причине смерти в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.12.2008 г. № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти»;

4) свидетельство о рождении лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19),–для родителей, усыновителей;

5) свидетельство о заключении брака лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19),–для супруги (супруга);

6) свидетельства о рождении детей (в том числе усыновленных) лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19),–для детей;

7) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (по месту пребывания) заявителя,–при наличии у заявителя регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на территории области;

8) документ, подтверждающий регистрацию на дату смерти по месту жительства (по месту пребывания) на территории области лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), либо копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства на территории области лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), – в случае отсутствия у него регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на территории области;

9) копия вступившего в законную силу решения суда об установлении места жительства на территории области заявителя – в случае отсутствия у заявителя регистрации по месту жительства (по месту пребывания) на территории области. Лицо, обратившееся за назначением единовременного пособия, вправе представить иные документы, содержащие сведения, подтверждающие факты, наличие которых влияет на право назначения пособия.

Согласно пункту 13 Положения в назначении единовременного пособия орган исполнительной власти области в сфере социальной защиты населения отказывает в следующих случаях:

1) статус заявителя не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 настоящего Положения;

2) статус умершего не соответствует требованиям пункта 2 настоящего Положения;

3) срок обращения за назначением единовременного пособия, установленный частью первой пункта 4 настоящего Положения, не соблюден;

4) повторное обращение за назначением единовременного пособия члена семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), которому единовременное пособие ранее уже было назначено в соответствии с настоящим Положением;

5) обращение за назначением единовременного пособия члена семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), после регистрации заявления о назначении единовременного пособия другого члена семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), имеющего право на единовременное пособие;6) документы, необходимые для назначения единовременного пособия, представлены не в полном объеме и (или) не соответствуют требованиям, установленным Правительством области.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО2 является дочерью умершего <дата> ФИО9

В справке о смерти отца ФИО2 – ФИО9 № № от <дата> причиной смерти значится отек мозга, терминальная стадия поражения почек, поликистоз почки неуточненный. Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом (COVID-19), приведена в графе II пункта 19, в котором перечислены прочие важные состояния, способствовавшие смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней (л.д. 13).

В медицинском свидетельстве о смерти ФИО9 серии № № от <дата> причиной смерти значится: отек мозга, терминальная стадия поражения почек, поликистоз почек. Коронавирусная инфекция, вызванная вирусом (COVID-19), приведена в графе II пункта 19, в котором перечислены прочие важные состояния, способствовавшие смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней (л.д. 11).

В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 01.06.2020 г. № 450-П «Об утверждении Положения о порядке назначения единовременного пособия членам семей лиц, умерших в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19)» истец ФИО2 30.04.2021 г. обратилась с соответствующими заявлениями с приложением документов к ответчику.

Ответом от 28.05.2021 г. №-О ФИО2 отказано в назначении и выплате единовременного пособия, поскольку статус умершего не соответствует
п. 2 Положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия членам семей лиц, умерших в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), так как медицинское свидетельство о смерти не содержит заключение о причине смерти в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19) (л.д. 8-9).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 г. № 782н «Об утверждении и порядке ведения медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти» утверждена учетная форма №106/у-08 «Медицинское свидетельство о смерти».

Согласно пункту «а» части I пункта 19 данной учетной формы в медицинском свидетельстве о смерти, в соответствующей её части I, в строке «Причина смерти» указываются «болезнь или состояние, непосредственно приведшее к смерти», а согласно пункту «б» части I пункта 19 данной учетной формы - «патологическое состояние, которое привело к возникновению вышеуказанной причины». Согласно части II данной учетной формы в медицинском свидетельстве, в соответствующей её части II, указываются «Прочие важные состояния, способствовавшие смерти, но не связанные с болезнью или патологическим состоянием, приведшим к ней, включая употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, содержание их в крови, а также операции (название, дата)».

Согласно письма Минздрава России от 28.05.2020 г. № 13-2/И/1-3544 «О направлении Методических рекомендаций по кодированию и выбору основного состояния в статистике заболеваемости и первоначальной причины в статистике смертности, связанных с COVID-19» все случаи смерти, связанные с COVID-19, подразделяются на две группы:

- случаи, когда COVID-19 выбирают в качестве первоначальной причины смерти;

- случаи, когда COVID-19 выбирают в качестве прочей причины смерти, в том числе, когда COVID-19 имеет существенное значение в развитии основного заболевания и его смертельных осложнений.

При проведении судебно-медицинского исследования трупа и даче заключения эксперта (специалиста) в случаях, связанных с COVID-19, следует руководствоваться такими же требованиями.

В случаях, когда летальный исход у лица с COVID-19 наступил от несчастных случаев и некоторых других острых заболеваний, такие случаи не считаются смертями от COVID-19.

Во всех ситуациях выбор первоначальной причины смерти делается на основе анализа всей первичной медицинской документации, протоколов патологоанатомических вскрытий и заключений эксперта (специалиста) по результатам судебно-медицинского исследования трупа и построения логической последовательности состояний, приведших к смерти, а также в соответствии с правилами МКБ-10.

Определением Кировского районного суда г. Саратова от 01.10.2021 г. для определения причины смерти ФИО9 по делу была назначена судебная медицинская экспертиза.

Согласно заключению эксперта ГУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Саратовской области» № от 28.10.2021 г., при проведении экспертизы установлено, что у ФИО9 имелись коморбидные заболевания (состояния). В соответствии с Методическими рекомендациями по сопоставлению заключительного клинического и патологоанатомического/судебно- медицинского диагнозов Министерства здравоохранения Российской Федерации, год утверждения 2019 коморбидные заболевания (состояния) - это прочие, помимо основного заболевания, важные заболевания (травмы, патологические состояния), у одного пациента, потребовавшие оказания медицинской помощи, а при летальном исходе - несомненно способствовавшие смерти. Тяжелые коморбидные заболевания (состояния) имелись у ФИО9 до заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19, требовали оказания медицинской помощи, могли самостоятельно привести к смерти, а в период заболевания коронавирусной инфекцией COVID-19 отягощали ее течение и способствовали смерти. Таким образом, принимая во внимание данные медицинских документов (медицинская карта стационарного больного № из ГУЗ «Областная клиническая больница», медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях №(4тома), протокол патологоанатомического вскрытия № от <дата>) на имя ФИО9, учитывая данные гистологического исследования, эксперт пришел к выводам, что у больного ФИО9 57 лет, с сочетанными заболеваниями: 1. Поликистоз почек. ХБП С5д. По поводу чего были проведены неоднократные попытки формирования АВФ правого предплечья в 2003 г. Формирование АВФ в правой локтевой ямке в декабре 2003 г. с последующим программным гемодиализом в 2003 г. С проведением билатеральной нефроэктомии в 2017 году. 2. Спаечная тонкокишечная непроходимость, по поводу чего была проведена операция от <дата>: лапароскопия, лапаротомия, энтеролиз. НИИТК, развился отек головного мозга, который явился непосредственной причиной смерти. 3. Новая коронавирусная инфекция, вирус идентифицирован, двусторонняя полисегментарная вирусная пневмония, в экссудативной фазе диффузного альвеолярного повреждения, что усугубило течение первого заболевания.

Оснований не доверять заключению эксперта у суда первой инстанции не имелось, поскольку экспертиза проведена уполномоченной организацией с соблюдением установленного процессуального порядка, лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, ответы на поставленные перед экспертом вопросы получены. При этом суд первой инстанции учитывал, что при проведении экспертизы экспертом были изучены все представленные сторонами материалы дела. При проведении экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, в связи с изложенным суд первой инстанции положил указанное выше заключение в основу принимаемого решения.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном отказе ответчика в выплате истцу единовременного пособия как члену семьи лица, умершего в результате инфицирования коронавирусной инфекцией (COVID-19), исходя из того, что коронавирусная инфекция (COVID-19) не являлась причиной смерти ФИО9

При этом, судом не приняты доводы истца о том, что ФИО9 длительное время страдал хроническими заболеваниями, и именно коронавирусная инфекция (COVID-19) осложнила их течение и привела к его смерти.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными, поскольку они основаны на верно установленных имеющих значение для дела обстоятельствах и соответствуют этим обстоятельствам. Оценка доказательствам дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 24.11.2021 ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░2 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05.04.2022 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-1994/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Логинова Наталия Александровна
Ответчики
ГУЗ Областная клиническая больница
Министерство труда и социальной защиты Саратовской области
Другие
Министерство здравоохранения Саратовской области
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Негласон А.А.
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
24.02.2022Передача дела судье
31.03.2022Судебное заседание
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2022Передано в экспедицию
31.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее