Судья Васина Л.И.
Судья-докладчик Николаева Т.В. № 33-4110/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2017 года |
г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Губаревич И.И.,
судей: Коваленко В.В., Николаевой Т.В.,
при секретаре Васильевой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова А.Е. к Открытому акционерному обществу «Иркутский завод сборного железобетона» о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Иркутский завод сборного железобетона» на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 1 февраля 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование исковых требований Попов А.Е. указал, что в соответствии с решением Свердловского районного суда г. Иркутска по гражданскому делу (номер изъят) и на основании исполнительного листа серии ФС (номер изъят) от (дата изъята) ОАО «Иркутский завод сборного железобетона» (далее - ОАО «ИЗСЖБ») должно выплатить ему заработную плату и компенсацию за неиспользованный отпуск. Однако до настоящего времени указанное решение суда не исполнено. Общая сумма задолженности по заработной плате и компенсации за неиспользованный отпуск составляет (данные изъяты). Апелляционным определением Иркутского областного суда от (дата изъята) с ОАО «ИЗСЖБ» взысканы дополнительно денежные средства в размере (данные изъяты). С учетом произведенных ответчиком выплат сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы составляет (данные изъяты).
На основании изложенного просил суд взыскать с ОАО «ИЗСЖБ» в свою пользу проценты за пользование чужими денежными средствами в размере составляет (данные изъяты), компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты).
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 1 февраля 2017 года с Открытого акционерного общества «Иркутский завод сборного железобетона» в пользу Попова А.Е. взыскано: компенсация за задержку выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск в размере (данные изъяты), компенсация морального вреда в размере (данные изъяты).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «ИЗСЖБ» Попков В.В. просит решение суда в части взыскания в пользу истца компенсации морального вреда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований истца в указанной части отказать. Указывает, что в решении не указано, какие именно нравственные страдания испытал Попов А.Е., не приведены доказательства, подтверждающие перенесенные истцом нравственные страдания и в чем они выразились, а также не установлена связь между нарушениями, связанными с невыплатой заработной платы и наступившими в отношении истца последствиями – нравственными страданиями.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу, поступивших от Попова А.Е., содержится просьба об оставлении оспариваемого ответчиком судебного решения без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения представителя ответчика Попкова В.В., истца Попова А.Е., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Попов А.Е. (период изъят) работал в ОАО «Иркутский завод сборного железобетона» в должности (данные изъяты).
При увольнении с ним не был произведен окончательный расчет, не выплачена заработная плата.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 17 Свердловского района г.Иркутска от 26.08.2015 в пользу Попова А.Е. с ОАО «ИЗСЖБ» взыскана задолженность по заработной плате в размере 4822403 рублей 71 копеек.
Апелляционным определением Иркутского областного суда от (дата изъята) решение Свердловского районного суда г.Иркутска от (дата изъята) по гражданскому делу (номер изъят) по иску Попова А.Е. к ОАО «ИЗСЖБ» о взыскании задолженности по заработной плате отменено, принято новое решение, которым с ОАО «ИЗСЖБ» в пользу Попова А.Е. взыскана задолженность по заработной плате в размере (данные изъяты).
Учитывая, что в нарушение требований ч. 1 ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при увольнении Попову А.Е. не выплачена заработная плата, суд обоснованно взыскал с ответчика в его пользу денежную компенсацию за её невыплату в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.
Выводы суда в указанной части сторонами не обжалуются.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда в части компенсации морального вреда, однако судебная коллегия основания для отмены решения суда в указанной части не усматривает.
В соответствии с ч.1 ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме, определяемой соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ч.2 ст.237 ТК РФ).
Установив нарушение прав Попова А.Е. на оплату труда, суд обоснованно взыскал с работодателя в его пользу компенсацию морального вреда. Размер компенсации морального вреда в сумме (данные изъяты) определен судом с учетом всех обстоятельств дела, характера причиненных истцу нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости.
Оснований к иной правовой оценке фактических обстоятельств, характера страданий истца, и, соответственно, оснований к установлению иного размера такой компенсации, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств нравственных страданий истца, а также связи между нарушениями, связанными с невыплатой заработной платы и нравственными страданиями истца, являются несостоятельными.
Учитывая, что заработная плата является средством существования работника, суд находит обоснованными утверждения истца о том, что невыплатой заработной платы ему причинены нравственные страдания, поскольку в таких случаях человеку свойственно испытывать чувства обиды, унижения, что общеизвестно.
Доводов, ставящих под сомнение или опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного, решение суда, проверенное по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░